СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП НОО по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                        

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми

и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от

него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек,

нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно

развивающихся детей основы математических представлений формируются в

естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть математическими представлениями без специально

организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и

умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые),

пространственные, временные представления:

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами,

составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических

задач с опорой на наглядность.

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при

решении соответствующих возрасту житейских задач.

Просмотр содержимого документа
«АОП НОО по математике»

Пояснительная записка

Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в

Бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Северобайкальск 2020-2021 учебном году .Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с РАС, разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

1. анализ и подбор содержания,

2.изменение структуры ОП НОО,

3.использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности

Нормативной основой АОП НОО являются документы:

 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

 приказ МОиН РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 с изменениями (приказы МОиН РФ №1241 от 26.10.2010 и №2357от 22 9.2011

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва /Зарегистрировано в

Минюсте РФ 3 марта 2011 г.Регистрационный N 19993/"Об утверждении

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";

 Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ

№11 (коррекционная работа).

 Устав школы.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на

использование включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми

и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от

него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек,

нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно

развивающихся детей основы математических представлений формируются в

естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть математическими представлениями без специально

организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и

умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые),

пространственные, временные представления:

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами,

составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических

задач с опорой на наглядность.

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при

решении соответствующих возрасту житейских задач.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с РАС

Для обучающегося, получающего образование по варианту 8.2 адаптированной

основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

Мальчик плохо владеет речью, он постоянно нуждается в уходе и присмотре. В

связи с этим мальчик требует значительной помощи, объем которой существенно

превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном

нарушении: интеллектуальном или физическом.

Уровень психофизического развития обучающегося с РАС невозможно соотнести с

какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного

недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения,

коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности мальчика, как в семье, так и в обществе.

В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной

деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у

обучающегося возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического»

компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной

сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями

гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, мальчик не

способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой

организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих

реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных

оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Особенности обучения

Занятия по предмету «математика» проводятся 3 раза в неделю.

На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную

самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени

сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого

ребенка. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую

(сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 102 часа – 3 часа в

неделю, 34 учебные недели.

Планируемые результаты

Содержание курса

Программа предполагает работу по следующим разделам:

«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о

величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Временные представления.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с

временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление

последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью

до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и

концом деятельности.

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в

единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение

множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества,

уравнивание множеств).

Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание

цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление

множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько

единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение

арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен

денег.

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине.

Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по

ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение

предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых

геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»,

«призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической

фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической

фигурой.

Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение

месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»,

«сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в

Заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая

сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из

нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Технологии обучения.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе

коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения

учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и

поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения

здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении

действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций

занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение

текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная)

игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений

Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная)

Методы обобщения и систематизации изученного.

Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу,

алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание,

благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ),

формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание

атмосферы эмоционального комфорта и др.

Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с

учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных

потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений,

навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам,

положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающегося с

применением индивидуального и дифференцированного подхода.


Учебно-методический комплекс

• Счетные палочки

• Счетный материал

• Геометрические фигуры

• Линейка-трафарет

• Лента цифр

• Раздаточный материал

• Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10)

• Мозаики

• Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов

• Карточки с изображением цифр

• Циферблат часов

Литература

В обучении используются дидактические материалы по математике для

дошкольников :

1 «Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение», 1984г.;

2 Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

А.А.Хилько,Б.Л. Мершон, М, «Просвещение», 1987г.;

3 Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Математика. 1 класс. В 2-х частях.

4.Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.

5 Прописи 6

Антропология серий развивающих компьютерных игр «Супердетки» - «Учим цифры»,

«Арифметика».


Тематическое планирование

Класс: 2Б Учитель: Гармандир О.Н.

Количество часов: всего - 102 часа; в неделю - 3 часа.

Раздел, тема урока

тема урока

дата

количество

1

«Большой - маленький»


1

2

«Высокий низкий»


1

3

«Широкий узкий»


1

4

Повторение изученного материала


1

5

«Количественные представления»


1

6

«Мало много»


1

7

«Пусто»


1

8

Времена года: зима


1

9

Времена года: лето


1

10

Части суток: день, ночь


1

11

Неделя


2

12

«Пространственные представления»


2

13

«Вверху - внизу»


2

14

«Впереди сзади»


2

15

«Слева - справа»


2

16

«Справа - слева»


2

17

«Справа - слева»


2

18

«Вверху внизу», «в середине»


2

19

«Первый - последний»


2

20

«Перед, после, между»


2

21

Повторение изученного материала


2

22

«Представления о форме»


2

23

Геометрические фигуры.


2

24

Круг.


2

25

Круг большой- маленький. Группировка фигур.


2

26

Геометрические фигуры. Квадрат.


2

27

Квадрат большой - маленький. Группировка фигур.


2

28

Обводка узора из геометрических фигур по трафарету.


2

29

Штриховка геометрических фигур в разных


2

30

направлениях.


2

31

Знакомство с объемной фигурой - шар.


2

32

Знакомство с объемной фигурой - куб.


2

33

Соотнесение геометрического тела с геометрической


2

34

фигурой: куб – квадрат, шар – круг.


2

35

Различение геометрических тел: «шар», «куб»


2

36

Повторение изученного материала


2

37

Узнавание и выделение цифры 1


2

38

Соотнесение цифры 1


2

39

Конструирование цифры 1


2

40

Узнавание и выделение цифры 2


2

41

Соотнесение цифры 2


2

42

Конструирование цифры 2


2

43

Узнавание и выделение цифры 3


2

44

Соотнесение цифры 3


2

45

Конструирование цифры 3


2

46

Повторение изученного материала


2

47

Прямой и обратный счет 1- 3


2

48

Выделение трех предметов из множества


2

49

Счет в пределах трех.


2

50

Письмо цифр 1, 2, 3


2

51

Решение задач на увеличение на одну единицу


1

52

Решение задач на уменьшение на одну единицу


1

53

Проверочная работа по разделу цифры


1

54

«Временные представления»


1

55

Времена года. Дифференциация.


1

56

Части суток. Дифференциация.


1

57

Контрольная работа.


1

58

Работа над ошибками.


1

59

Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям.


1

60

Повторение изученного материала


1

61

Повторение изученного материала


1

62

Итоговое занятие.


1