СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может представлять интерес для учителей физической культуры. Обеспечение качественного и полноценного образования подрастающего поколения, в том числе и детей с ограниченными возможностями, которое во многом зависит от управления качеством обучения по все предметам, включая физическую культуру, является важнейшим направлением государственной политики.  В первую очередь это продиктовано увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике, сегодня их в России насчитывается более 2 миллионов детей  и около 700 тысяч из них – дети с инвалидностью.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры»




Пархоменко Юлия Валерьевна, учитель физической культуры, высшая квалификационная категория, МБОУ СОШ станицы Терской, Моздокский район, Республика Северная Осетия- Алания, РФ


Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры


  1. Краткая аннотация работы.

  2. Содержание

    1. Введение

    2. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

    3. Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ

    4. Алгоритм работы с детьми с ОВЗ на уроках физкультуры

    5. Обучение детей с ОВЗ на уроках физической культуры на основе ФГОС

    6. Основные принципы работы с детьми с ОВЗ на уроках физкультуры

    7. Специфические методы для организации работы на уроке физкультуры с детьми с ОВЗ

    8. Заключение

3. Список используемых источников и литературы

















  1. Краткая аннотация работы.

Данная работа может представлять интерес для учителей физической культуры. Обеспечение качественного и полноценного образования подрастающего поколения, в том числе и детей с ограниченными возможностями, которое во многом зависит от управления качеством обучения по все предметам, включая физическую культуру, является важнейшим направлением государственной политики. В первую очередь это продиктовано увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике, сегодня их в России насчитывается более 2 миллионов детей и около 700 тысяч из них – дети с инвалидностью.

2.1. Введение

Перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать так, чтобы подойди к каждому ребенку индивидуально, учитывая его возможности здоровья, интересы: как же нам понять каждого?

На сегодняшний день является актуальным поиск новых, оптимальных форм и методов педагогической и управленческой деятельности для обеспечения качества обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры с учетом специфики их психики и здоровья.

Основная цель работы учителя физического воспитания – обеспечить возможность сохранения здоровья ребенка в период обучения в школе и сформировать у него необходимые знания укрепления здоровья в повседневной жизни.

    1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Лица с особенностями здоровья встречаются достаточно часто. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 13% детей имею ОВЗ. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается и России, и других стран.

«Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания». Это дети с разноплановыми нарушениями.

Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет. Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический. В законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития. Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.

У детей с ОВЗ есть право на образование. По обычным программам они учиться не могут. То есть в группу ОВЗ попадают только ребята, которым действительно нужна особая программа для обучения и адаптации в общество. Специальные условия, подход, учебники, программы, пособия и т.д. К детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) относятся дети, чье состояние здоровья создает препятствия для полноценного освоения образовательных программ без специально организованных условий обучения и воспитания. Учащиеся с ОВЗ представляют собой неоднородную группу, в которую могут быть включены школьники, у которых наблюдаются различные нарушения: слуха, зрения, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, с задержкой и комплексными нарушениями развития. На сегодняшний можно наблюдать качественное изменение структуры дефекта, и, комплексный характер нарушений в каждом отдельном случае.

Классификация детей с ОВЗ В.А.Лапшин,Б.П.Пузанов:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

3. Дети с нарушением речи (логопаты).

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

5. Дети с умственной отсталостью.

6. Дети с задержкой психического развития.

7. Дети с нарушением поведения и общения.

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Все они требуют индивидуального подхода во время обучения, несмотря на то, что у одних детей трудности временные, а у других постоянные.


    1. Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный особый план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Социальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


    1. Алгоритм работы с детьми с ОВЗ на уроках физкультуры

Обучение детей с ОВЗ на уроке физкультуры начинается с постановки проблемы, затем проводится тщательный анализ сложившейся ситуации с применением необходимых диагностических методик, включающих изучение медицинского анамнеза учащихся, проведение собеседования с родителями, анкетирование учащихся и родителей, тестирование уровня физической подготовки ребенка и пр. На основании полученных выводов ставится цель предстоящей работы, определяются приоритетные задачи, составляется программа обучения.

В ходе работы проводится мониторинг для определения промежуточных результатов, которые также анализируются с целью выделения следующих проблем и определения дальнейшего направления работы. Например, проблема: нарушение координации движений ребенка с ОВЗ, затрудняющее выполнение основных движений. Проводится анализ медицинских документов воспитанника, опрос родителей, анкетирование и тестирование учащегося, с целью выяснения актуального состояния физического и психологического здоровья, а также определение потенциальных возможностей. На основании полученных результатов ставится конкретная цель и соответствующие задачи на ближайший период обучения, подбираются подходящие приемы, методы и техники педагогической деятельности, планируется содержание уроков физкультуры и дополнительных занятий. Затем в течение определенного промежутка учебного времени запланированная программа действий реализуется.

Далее проводится мониторинг качества обучения: качественная и количественная оценка достигнутых результатов с учетом старания и прилежания ученика, а также оцениваются изменения в состоянии его психологического и физического здоровья. Последующий анализ достигнутых результатов позволяет поставить следующую актуальную проблему.


    1. Обучение детей с ОВЗ на уроках физической культуры на основе ФГОС.

Федеральные государственные стандарты, представляют собой нормативноправовые акты федерального уровня и выдвигают три основных группы требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования: 1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы. Для развития потенциала обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой образовательного учреждения.

2) Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям).

3) Требования к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования. 

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: 

- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.); 

- метапредметных (универсальные учебные действия (УУД)); 

- предметных (система основных знаний). 

Таким образом, к планируемым результатам освоения основной образовательной программы относятся не только предметные, но и личностные, метапредметные результаты.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) у детей с ОВЗ на уроках физической культуры на основе ФГОС.

Образовательные (предметные):

  • развивать жизненно важные двигательные умения и навыки с помощью круговой тренировки;

  • совершенствовать навык выполнения кувырка вперёд, назад.

Развивающие (метапредметные УУД):

  • формировать умение договариваться со сверстниками в игровой и соревновательной деятельности (КУУД);

  • закреплять умение заполнять индивидуальные карты результатов круговой тренировки, анализировать, сравнивать, выявлять динамику в своих показателях и планировать нагрузку на будущее (познавательные, регулятивные УУД);

  • способствовать развитию скоростно-силовых качеств, взрывной силе, быстроты реакции, ловкости, координации движений, пространственной ориентации, развивать координацию через круговую тренировку, чувство ритма через выполнение команд под счёт.

Воспитательные (личностные результаты):

  • формировать самооценку и умение личностно самоопределяться в игровой и соревновательной деятельности.

  • формировать умение проявлять дисциплинированность, внимательность друг к другу(КУУД), творчество, самостоятельное мышление, упорство в достижении поставленных целей(личностные УУД).

  • воспитывать уважение к установленным правилам, умение точно соблюдать их.

Коррекционные:

  • корректировать нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног), нарушения осанки, сутулость, движение по прямой линии(регулятивные УУД)

  • корректировать выразительность движений при выполнении гимнастических упражнений (познавательные УУД, КУУД)

  • коррекция дифференцировки усилий, времени и пространства.

компонент каждого урока физической культуры.

Планируемые результаты обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры

В результате освоения программного материала по физической культуре, обучающиеся с ОВЗ должны иметь представление:

— об умении организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

— об умении активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— об умении доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Ученик с ОВЗ научиться

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Ученик с ОВЗ получит возможность научиться:

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Дети с ОВЗ могут заниматься на уроках физкультуры, но по специальной программе и (или) со специальным оборудованием.


2.6. Основные принципы работы с детьми с ОВЗ на уроках физкультуры.

1. Индивидуальный подход к ребенку.

2. Забота о работоспособности детей на занятии: смена видов деятельности и их интенсивности, дозированная подача учебного материала, применение увлекательного дидактического и наглядного материала.

3. Применение методов, стимулирующих деятельность учащихся на занятии.

4. Педагогический такт. Проявление внимания ко всем детским успехам и достижениям, своевременная и тактичная помощь детям, формирование веры в собственные силы и способности.

Оптимальные приемы коррекции для детей с ОВЗ:

• игровые ситуации;

• дидактические и подвижные игры;

• упражнения из психогимнастики и релаксации, способствующие снятию мышечных спазмов и зажимов.

Наиболее эффективными методами в педагогической практике с детьми с ОВЗ, считается объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Положительный эффект также приносят активные методы обучения, игровые методы. Так как именно играя является более привычной и желаемой формой для детей важно уметь творчески соединить игру и учебно-воспитательный процесс во имя достижения образовательной цели. Следовательно, мотивационный потенциал игровой деятельности также будет способствовать более эффективному усвоению образовательного материала, что особенно важно для детей с ОВЗ. Также хорошая мотивация может быть компенсирующим фактором в случае недостаточных способностей детей.

На занятиях важно также обеспечить сохранение и укрепление психического здоровья детей. Для этого используются упражнения: для снятия нервного напряжения у учащихся. Например, «Лимон», «Сосулька» и пр.; на развитие эмоциональной сферы «Шалтай-Болтай», «Дракон кусает свой хвост» и т.д. Полезным также является введение таких приемов, как: игровые ситуации; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы.

Физическое воспитание детей с ОВЗ представляет собой педагогический процесс, который базируется на общепринятых принципах и методах обучения. Главным из них является принцип доступности и индивидуализации, обозначающий адекватное соответствие задач, средств и методов индивидуальным способностям каждого ребенка. Принцип систематичности и постепенности способствует обеспечению непрерывности и последовательности занятий, взаимосвязи между ними. Использование нескольких средств физической культуры в длительный период времени, а также выбор упражнений, начиная с простых и заканчивая более сложными при увеличении объема нагрузок. В основе данного принципа находятся физиологические представления, о том, что процесс адаптации органов и систем организма детей с ОВЗ, а также улучшение их функций под влиянием регулярных физических нагрузок происходит постепенно, на протяжении достаточно длительного промежутка времени. Для улучшения физической работоспособности и функциональных возможностей организма детей с ОВЗ применяется режим постепенного повышения физических нагрузок. Для этого также используют равномерный метод, где физическая нагрузка распределяется за счет изменения объема работы, а интенсивность остается прежней.

Для формирования физических качеств детей с ОВЗ применяются методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения. Метод стандартно-непрерывного упражнения означает непрерывную мышечную работу без изменения интенсивности: например, равномерное упражнение (дозированный бег) и стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).Метод стандартно-интервального упражнения подразумевает упражнение, с повторением одной и той же нагрузки. Интервалы отдыха между повторениями могут отличаться. Для учащихся с ОВЗ используются интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 100- 120 уд/мин и ниже. В период между упражнениями рекомендуется использовать активный и пассивный вид отдыха. Пассивный предполагает отсутствие любой работы, а активный– выполнение упражнений на дыхание, расслабление и пр.

Уроки физической культурой для обучающихся с ОВЗ направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, укрепление и развитие физических качеств.

При посещении детьми с ОВЗ уроков физической культуры совместно с другими учащимися длительность подготовительной и заключительной частей занятия для них может быть увеличена, а основной – сокращена. Поэтому для детей с ОВЗ готовятся индивидуальные маршруты упражнений и дозировки нагрузки. Физические упражнения выбираются индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями.

Для повышения качества обучения на уроке физкультуры для детей с важным является использование дифференцированного обучения, предполагающего: организация специальных разделов в рабочей программе для детей с ОВЗ; систематизация упражнений и заданий по основному виду заболевания; подготовку индивидуальных заданий для выполнения на уроке; использование комбинированных вариантов домашних заданий и др. Важным также является чередование способов организации детей на занятии: фронтальный, поточный, индивидуальный.

Для предотвращения утомления, учащихся с ОВЗ во время урока физкультуры полезно чередовать двигательную и практическую деятельности; выполнять спортивные задания и упражнения небольшими дозами; применять интересный и яркий дидактический материал, и средства наглядности; рационально использовать физические, корригирующие упражнения, коррекционные подвижные и элементы спортивных игр; материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; нетрадиционное спортивное оборудование.

В целях повышения уровня активности детей с ОВЗ на уроке физкультуры важно использовать специальные методы: наглядности (иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля), приемы и средства обучения, стимулирующие познавательную деятельность учеников, развивающие учебные навыки на уроках физкультуры, способствующие раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии.


2.7. Специфические методы для организации работы на уроке физкультуры с детьми с ОВЗ.

1. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий: наличие твердо предписанной программы движений техника, порядок повторений, изменения и связи друг с другом; точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнений, а так же нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками; создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажёров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за её воздействием и т.д. Данный метод способствует обеспечению оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

2. Метод круговой тренировки предполагает передвижение детей по заданному кругу, с выполнением определенных упражнений или заданий, оказывающих разностороннее воздействие на мышцы, различные органы и системы организма. Его целью является закрепление оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. При этом все упражнения делаются одно за другим, а отдых предполагается по завершению общего круга.

3. Метод игры выражает методические особенности игры и предоставляет максимальные возможности для совершенствования двигательных навыков. Для детей с ОВЗ активно применяются сюжетные и не сюжетные, а также спортивные игры. Метод предполагает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение. Полезно также использовать во время уроков физкультуры с детьми с ОВЗ игровые ситуации, элементы и упражнения игровых тренингов, психогимнастику и релаксацию.

В ходе занятий физкультурой желательно соблюдать следующие правила педагогической поддержки.

1. Не лишать детей возможности проявлять заботу о себе самом.

2. Способствовать проявлению инициативы.

3. Всегда отмечать успехи в физическом развитии.

4. По мере достижения успехов постепенно уменьшать внимание к конкретному ребенку, чтобы не создавать впечатление «потерянного внимания».

5. Регулярный контролировать и отслеживать качество приобретенных учебных умений и навыков.

6. Способствовать формированию потребности в самосовершенствовании, подчеркивая реальные возможности использования выработанных навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.

К специфическим принципам работы по адаптированной рабочей программе относятся: создание мотивации, согласованность активной работы и отдыха, непрерывность процесса, необходимость поощрения, социальная направленность занятий, активизация нарушенных функций.



    1. Заключения

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока физической культуры – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и особенно с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

  Процесс физического воспитания с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в первую очередь направлен на решение таких задач, как коррекция и компенсация нарушений моторики, содействие оптимальному физическому развитию, повышение его физической подготовленности, развитию двигательных качеств.

Любая программная тема должна планироваться не только с целью коррекции, но и быть воспитательной.

Эффективность занятий по физической культуре с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от того, насколько правильно выбраны учителем методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей.

Уроки физкультуры с правильно поставленными задачами к каждому разделу программы, с учетом возраста, пола, степени физического развития, планирование в соответствии с основными дидактическими принципами, чередованием гимнастических, игровых, легкоатлетических и других упражнений- решают образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи.



  1. Список используемых источников и литературы


  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.

  3. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс].

  4. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004.

  5. Мильнер,Б.З. Теория организации. 2-е изд., перераб. и доп. / Б.З. Мильнер.– М.: Инфра-М, 2000. — 480 с.

  6. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986.

  7. Селитреникова, Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания детей с поражениями сенсорной системы на основе комплексного контроля дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Селитренникова Татьяна Анатольевна. – С-Пб., 2015. - 297 с.

  8. Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

  9. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005.

  10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

  11. Шапкова, адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / ; под ред. . - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.

  12. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе С. Е. Шишов,В.А. Кальней. — М., 1998.М.1999. – С.175.