СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте букварный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте букварный период»



Урок обучения грамоте в 1 «Г» классе (УМК Школа России). Основной период ОГ.

Методист: Кулакова У.Д.

Студентка: Туснина А.И.

Учитель: Степина Е.В.

Дата проведения: 24.09.2024

Тема

Согласные звуки [т] [т’], буквы Т, т.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с согласными звуками [т], [т’], буквами Т, т; развивать фонематический слух учащихся, речь учащихся, воспитывать интерес к изучению предмета.

Тип урока

Изучение нового материала .

Планируемые результаты (предметные)

Знают особенности артикуляции звуков [т], [т’]; владеют навыками слогового чтения с буквой Т. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Осуществляют наблюдение над родственными словами.

Личностные результаты


Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности; имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.

Универсальные учебные действия (метапредметные)


Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – определяют особенность произношения звуков.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме.

Основные понятия и термины

Звуки [т], [т’], буквы Т, т.

Методы и формы работы

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Азбука» (Автор Горецкий В.Г.), часть 1, м\м презентация, дидактический материал.







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Этап урока, его цель


Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


I. Организация начала урока.

Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.


Приветствие.

Эмоц. настрой

Проверка готовности к уроку (рабочее место).

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Ивановна, и сегодня урок проведу у вас я, присаживайтесь.

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник "Азбука", пенал, раздаточный материал.

Учитель приветствует учащихся. Эмоционально настраивает учащихся на урок. Проверяет готовность учащихся к уроку (рабочее место, оборудование).

Приветствуют учителя.

Слушают учителя, эмоционально настраиваются на работу.

Готовятся к уроку, организуют своё рабочее место.

II. Речевая разминка.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

Упражнения для отработки дикции (чтение скороговорки).

- Прежде чем мы начнем изучать новый материал подготовим артикуляционный аппарат к чтению.

- Я прочитаю вам скороговорку, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь повторить ее вместе со мной.

- У елки иголки колки.

- Прочитайте эту скороговорку хором вместе со мной сначала тихо, затем постепенно увеличивая громкость произношения. (Дети читают скороговорку хором вместе с учителем сначала в медленном темпе, затем в быстром темпе)

- Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией. (У елки иголки колки?)

- А теперь прочитайте скороговорку с восклицательной интонацией. (У елки иголки колки!)

Организует работу по подготовке артикуляционного аппарата к чтению, показывает образец произношения.

Проговаривают скороговорку вместе с учителем с разной интонацией, с повышение темпа голоса.

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: выявление опорных знаний и способов действий.


Повторение знаний учащихся о речи, звуках речи и буквах.

- Когда мы говорим, что мы произносим и слышим? (Речь)

- Какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная)

- Какая речь называется устной? (Устная речь – это такая речь, которую мы произносим и слышим)

- Какая речь называется письменной? (Письменная речь – это такая речь, которую мы видим и пишем)

- Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)

- Из чего состоят слова? ( Слова состоят из слогов)

- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков)

- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные звуки)

- Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Когда мы произносим гласные, воздух проходит свободно через полость рта, без препятствия, а вот при образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта преграду)

- Ребята, а с каким звуком мы познакомились на прошлом уроке? (Со звуком звуками [к] и [к’])

- Какой это звук? Согласный или гласный? (Согласный)

- Какой буквой обозначают звуки [к] и [к’] на письме? (Буквой К)

- Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и пишем)

- Сколько букв К вы знаете? (Две печатные и две письменные)

- Охарактеризуйте звуки [к] и [к’] (Звук [к]-согласный, твердый; звук [к’]-согласный, мягкий)

Выявляет знания о звуках речи, буквах, задает вопросы учащимся.

Отвечают на вопросы учителя, показывая тем самым степень усвоения ранее изученного материала.

IV. Мотивационно-целевой этап.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока;


Введение в тему урока

- Обратите внимание на экран.

- Кто изображен на иллюстрации? (Кот и леший)

- Что еще изображено? (Дуб, грибы, цепь, изба)

- Знакомо ли вам произведение, которое изобразил художник? (Ответы детей)

- Я прочитаю отрывок произведения, а вам надо будет определить его автора. (А.С. Пушкин)

- Обратите внимание на портрет писателя. (Краткий рассказ)

- Посмотрите на выставку книг со сказками А.С. Пушкина.

- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Ответы детей)

- Обратите внимание на отрывок произведения А.С. Пушкина под иллюстрацией. Какая буква выделена? (Буква «Т»)

- В каких словах? (Златая, том, кот, ходит)

- Давайте хором произнесём каждое слово.

- Ребята, кто догадался, какой букве вы будем уделять на уроке особое внимание? (Букве «Т»)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, использует загадку.

Слушают загадку, называют отгадку.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность.

Определение темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с согласными звуками [т] и [т’] буквой «Т», которой обозначаются эти звуки на письме.

- Определим задачи урока:

- Познакомимся со звуками [т] и [т’] и буквой «Т»;

- Будем учиться давать характеристику звукам [т] и [т’];

- Читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Учитель обеспечивает принятие учащимися задач учебно-познавательной деятельности.

Дети формулируют тему и задачи урока под руководством учителя.

V. Изучение нового материала.

Цель: усвоение но­вых знаний и спо­собов деятельно­сти.





Слого-звуковой анализ слов «три», «пять» с опорой на предметную картинку.

- Откройте учебник на странице 53-ей. Это 5 и 3.

- Посмотрите на предметную картинку что на ней изображено? (Кубики)

- Посчитайте, сколько кубиков?

- Произнесем слово «три» и определим количество слогов в этом слове.

- Для этого поднесем к подбородку тыльную сторону ладони и медленно произнесем это слово. Сколько раз подбородок коснется ладошки столько слогов и будет.

- Сколько слогов в этом слове? (Один слог)

- Ребята, нам нужно определять на какой слог падает ударение? (Нет)

- Почему? (В слове «три» один слог, на него падает ударение)

- Хором прочитаем слог. (Три)

- Из чего состоит слог «три»? (Слог «три» состоит из примыкающего согласного звука [т] и слияния согласного мягкого звука [р’] и гласного звука [и])

- Обозначим этот слог на схеме. (Учитель выставляет схему слова на доске)

- Проговорим слово «три» по схеме.

- Хором прочитаем первый слог. (Три)

- Произнесите хором первый звук в слоге «три». (Звук [т])

- Какой он гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что звук [т] согласный. (При произношении звука [т] воздушная струя встречает преграды на своем пути, этот звук мы не можем протянуть, пропеть)

- Как произносится звук [т] твердо или мягко? (Твердо)

ВЫВОД:

- Охарактеризуйте звук [т], какой он? (Звук [т] – согласный, твердый)


- Посмотрите на вторую предметную картинку, что на ней изображено? (кубики)

- Посчитайте, сколько кубиков?

- Произнесем слово «пять» и определим количество слогов в этом слове.

- Для этого поднесем к подбородку тыльную сторону ладони и медленно произнесем это слово. Сколько раз подбородок коснется ладошки столько слогов и будет.

- Сколько слогов в этом слове? (Один слог)

- Ребята, нам нужно определять на кокой слог падает ударение? (Нет)

- Почему? (В слове «три» один слог, на него падает ударение)

- Произнесем слог «пять», из чего он состоит? (Слог «пять» состоит из слияния согласного мягкого звука [п’] и гласного звука [а] и согласного мягкого звука [т’] вне слияния)

- Обозначим этот слог на схеме. (Учитель выставляет схему слова на доске)

- Проговорим слово «пять» по схеме.

- Хором произнесем первый слог. (Пять)

- Произнесите хором последний звук в слоге «пять». (Звук [т’])

- Какой он гласный или согласный? (Согласный)

- Почему?

- Как произносится звук [т’] твердо или мягко? (Мягко)

- Охарактеризуйте звук [т’], какой он? (Звук [т’] – согласный, мягкий)

Вывод:

- С какими звуками мы познакомились? Назовите их, охарактеризуйте. (Мы познакомились с согласными звуками [т], [т’])

Звук [т] – согласный, твердый.

Звук [т’] – согласный, мягкий

Учитель проводит слого-звуковой анализ слова «лес», «лось» организует работу над лексическим значение слова, выделяет изучаемые звуки, работает над их характеристикой, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Учащиеся рассматривают предметную картинку, определяют, что на ней изображено, делят слово на слоги, называют ударный слог, определяют структуру слога, выделяют изучаемые звуки, дают им характеристику.

Игра «Твердый, мягкий»

- А сейчас проверю, как вы умеете различать звуки. Я буду называть слова с твердым и мягким согласным звуком [т], [т’], а вы внимательно слушаете, если вы услышите согласный мягкий звук, хлопните в ладоши, а если вы услышите согласный твердый звук – не хлопайте в ладоши.

- Телевизор (Хлопают в ладоши)

- Тень (Хлопают в ладоши)

- Бутылка (Не хлопают в ладоши)

- Танк (Не хлопают в ладоши)

- Картина (Хлопают в ладоши)

- Гитара (Не хлопают в ладоши)

- Стол (Не хлопают в ладоши)

- Тигр (Хлопают в ладоши)

Организует работу по различению в словах изученных

Проводит упражнения в игровой форме в словах изученных.

Совершают активные действия под руководством учителя, различают в словах.

Знакомство с буквой «Т».

- Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются буквой «Т» (Показ учителем образца букв на доске)

- Сколько всего букв «Т»? (4 – 2 печатные и 2 письменные)

- А где вы можете встретить печатную букву «Т»? (В книгах, в журналах, в газетах)

- А письменную букву «Т»? (В прописях, в тетрадях)

- Посмотрите на слайд и скажите, на что похожа буква «Т»? (Ответы детей)

Знакомит с артикуляцией звука, характеризует звук вместе с учащимися.

Произносят звуки, наблюдают за произношением, дают характеристику по схеме.

Работа с лентой букв.

- Найдите букву Т на ленте букв.

- В каком ряду она находится? (Во 2 ряду)

- Какие буквы гласные или согласные находятся в этом ряду? (Согласные)

- Какой вывод мы можем сделать? (Буква «Т» – согласная, обозначает согласный звук)

Вывод: буква «Т» – согласная, обозначает согласные звуки [т], [т’].

Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует ее выполнение, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Находят букву к на ленте букв, определяют место буквы на ленте букв, делают выводы.

Чтение столбиков слогов (учебник стр. 53).

- Сейчас мы прочитаем слоги –слияния под предметными картинками. - Поставили пальчик (закладочки) и приготовились следить.

- Прочитайте слоги хором сверху вниз (Ты, ту, ти, та, то)

- Прочитайте слоги снизу вверх (То, та, ти, ту, ты)

- Прочитайте слоги, в которых согласный звук произносится твердо. (Ты, ту, та, то)

- Какие гласные буквы обозначают твердость предшествующего согласного? (Гласные буквы ы, у, а, о обозначают твердость предшествующего согласного звука)

- Прочитайте слоги, в которых согласный звук произносится мягко. (Ти)

- Какая гласная буква обозначает мягкость предшествующего согласного? (Гласная буква и обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

Организует работу по чтению слогов-слияний, отрабатывает технику чтения слогов, поводит учащихся к выводам, обобщает.

Читают слова с пометами, определяют количество слогов в словах, ударный слог, сравнивают, классифицируют слова по группам, делают выводы под руководством учителя.

Физминутка.

- Ребята, пришло время отдохнуть. Выходим все из-за своих рабочих мест, смотрим на меня и выполняем упражнения.

Потрудились — отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнения.

Выполняют движения по образцу учителя.

Чтение слов с пометами.

- Обратите внимание на слова на странице 53-ей это 5 и 3.

- Прочитаем слова хором. (Кот, котик, окуни, Никита)

- Прочитайте первое слово. (Кот)

- Кто такой кот? (­Это домашнее животное)

- Прочитайте второе слово. (Котик)

- Чем отличается слово «котик» от слова «кот»? (Котик – это уменьшительно ласкательное слово)

- Прочитайте третье слово. (Окуни)

- Кто такие окуни? (Это рыбы)

- Прочитайте последнее слово. (Никита)

- Почему это слово написано с заглавной буквы? (Это имя, а имена пишутся с заглавной буквы)

- В каких словах буква «Т» стоит в конце слова? (Кот, Никита)

- Какой звук обозначает буква «Т» в этих словах? (В словах «кот» и «Никита» буква «Т» обозначает согласный твердый звук [т])

- В каком слове буква «Т» стоит в середине слова? (Котик)

- Какой звук обозначает буква «Т» в этом слове? (В слове «котик» буква «Т» обозначает согласный мягкий звук [т’])

Проводит грамматико-орфографические наблюдения над словами, лексическую работу со словами, сравнение, классификацию, обобщение слов, готовит к чтению текстов.

Читают текст по предложениям, отвечают на вопросы по содержанию текста, находят в тексте слова с изученным звуком, рассматривают иллюстрацию к тексту, соотносят ее с текстом, составляют связный рассказ по иллюстрации.

VI. Закрепление знаний.


Чтение текста, работа с иллюстрацией (Учебник, стр.53)

- Ребята, обратите внимание на текст в учебнике на странице 53-ей это 5 и 3.

- Сейчас я прочитаю этот текст вслух, а вы поставьте пальчики (закладочки) и приготовьтесь следить. После прочтения вы должны ответить на вопрос «О ком говориться в тексте?» (Учитель читает текст) (После учителя читает ученик)

- О ком говорится в тексте? (В тексте говориться о…)

- ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТЕ?

- Как звали детей?

- Кто был у Тани и Никиты?

- Что делал кот?

- В каких словах встречается буква Т? Назовите их.


Работа по 54-ой странице

Организует работу с текстом, проводит анализ содержания и структурный анализ текста.

Читают текст индивидуально, отвечают на вопросы учителя по содержанию текста, считают количества предложений в тексте, находят слова с изученной буквой.

Соотносят иллюстрации с текстом.

VII. Итог урока

Обобщающая беседа











Рефлексия

-С какой буквой сегодня познакомились?

- Какой звук обозначает эта буква?

- С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке?

- Какой буквой обозначается этот звук на письме?







- Какие трудности испытывали на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- На столах у вас лежат карточки. Найдите слова, где есть буква «ё» и подчеркните их.

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока, проводит обобщающую беседу по изученному материалу.


Осуществляет рефлексивно-оценочную деятельность, побуждает к оценке результатов деятельности.

Оценивают свои достижения на уроке, выявляют трудности, самостоятельно подводят итоги.


Учитель: ________________/____________

Методист: ­­­­­­­­______________/____________