Из опыта работы учителя физики
«Обучение практическим навыкам как один из способов формирования функционально грамотного человека"
Важное место в формировании практических умений и навыков у обучающихся на уроках физики отводится демонстрационным экспериментам и фронтальным лабораторным работам. Физический эксперимент на уроках физики закрепляет у обучающихся накопленные ранее представления о физических явлениях и процессах, пополняет и расширяет кругозор. В ходе эксперимента, проводимого обучающимися самостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками, то есть учатся самостоятельно добывать знания на практике. Одной из возможностей формирования и дальнейшего развития учебных умений и навыков так же является использование лабораторного метода обучения. Причем этот метод является наиболее эффективным.
Для проведения компьютерного эксперимента в современной школе есть необходимая материальная база, которая позволяет широко использовать возможности по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
Применение компьютерных технологий позволяет учителю не только применять современные формы и методы обучения, но и помогает повысить скорость и точность сбора и обработки информации, а благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний вести экстренную коррекцию.
Применение информационных технологий в процессе обучения позволяет выделить четыре группы планируемых образовательных результатов:
- ученикам предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности физических явлений и процессов;
- задается индивидуальный темп обучения для каждого ученика, появляется возможность повторения эксперимента в неурочное время, установив программу “Открытая физика” на домашнем компьютере;
- появляется реальная возможность выполнения компьютерной лабораторной работы, которую невозможно выполнить в условиях школьной лаборатории;
- ученики приобретают навыки оптимального использования персонального компьютера в качестве обучающего средства.
Учащиеся получают навыки работы с электронными ресурсами.
На своих уроках я использую компьютерные модели:
- для проведения уроков, содержащих физический эксперимент при изучении, повторении или закреплении пройденного материала в курсе физики (с применением мультимедийного видеопроектора);
- для проведения фронтальных лабораторных работ и экспериментальных заданий для учащихся в компьютерном классе;
- для дополнительных заданий “продвинутым” ученикам с целью проведения дополнительного эксперимента по темам, выходящим за рамки программы школьного курса физики;
- для контроля знаний учащихся по отдельным темам (электронное тестирование);
- для индивидуальных лабораторных работ и экспериментальных заданий ученикам, пропустившим занятия по той или иной причине;
Использование на уроках физики элементов такой педагогической технологии обеспечивает каждому ученику формирование положительной мотивации к процессу обучения, развитие мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков, развитие навыков работы с физическим оборудованием; развитие ИКТ – компетентности обучающихся, рациональное использование времени на уроке, формирование навыков самостоятельной, групповой и коллективной работы обучающихся. Особенно хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опыт моей работы показывает, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает.
В практике обучения физике в школе сложились три вида лабораторных занятий:
-фронтальные лабораторные работы;
-уроки-исследования;
-домашние экспериментальные работы.
Фронтальные лабораторные работы - это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование. Фронтальные лабораторные работы выполняются чаще всего группой учащихся, состоящей из двух человек. Такие лабораторные работы не очень сложны по содержанию, тесно связаны хронологически с изучаемым материалом и рассчитаны на один урок.
Урок-исследование - это форма урока, при котором ученики проводят самостоятельное изучение какой-либо темы или проблемы. В ходе такого урока ребята учатся работать с учебником, оформлять наблюдения в письменном виде (составлять таблицы, рисовать графики), анализировать, сравнивать, обобщать и формулировать согласно записанным данным свои мысли.
Учитель выступает в роли координатора: помогает ученикам в поиске необходимой информации, консультирует по вопросам, возникающим в процессе работы, контролирует выполнение заданий и оценивает результаты исследований.
Домашние экспериментальные работы. Домашние лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется обучающимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.
Домашние опыты и наблюдения по физике, проводимые самими обучающимися: 1)дают возможность расширить область связи теории с практикой; 2)развивают у учащихся интерес к физике и технике; 3)будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству; 4)приучают обучающихся к самостоятельной исследовательской работе; 5)вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность; 6)дополняют классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть выполнен в классе (ряд длительных наблюдений, наблюдение природных явлений и прочее), 7)приучают обучающихся к сознательному, целесообразному труду.
От образования сегодня требуется больше, чем вчера. И именно использование на уроках комбинированных средств поможет учителю построить учебный процесс более эффективно. Например, рассмотрим проведение урока по теме "Сила тока. Лабораторная работа "Измерение и регулирование силы тока" в 8 классе.
Цели и задачи занятия:
- систематизировать знания учащихся по данной теме;
- научить учащихся собирать простые цепи и зарисовывать по ним схемы, пользоваться
амперметром для измерения силы тока;
- развивать умение работать в команде;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других;
Тип урока: Изучение новой темы. Лабораторная работа.
Используемое оборудование на уроке: компьютер, интерактивная доска, оборудование для выполнения лабораторной работы.
План урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Техника безопасности.
5. Выполнение лабораторной работы.
6. Рефлексия.
7. Задание на дом.
Ход урока:
1. Организационный этап:
Сообщение темы урока и цели лабораторной работы.
2. Актуализация знаний (повторение изученного материала).
1.Что представляет собой электрический ток в металлах?
2. Как на электрических схемах обозначаются следующие элементы?
3. Что необходимо, чтобы в цепи существовал электрический ток?
4. Как обозначается заряд? Какая единица измерения заряда?
5. Перечислите действия электрического тока. Кратко охарактеризуйте каждое из них.
6. Какое направление условно принято за направление электрического тока в проводнике?
3. Объяснение новой темы:
- Введение понятия "сила тока": определение, формула, единица измерения;
- Знакомство с амперметром: обозначение, правила подключения.
4. Ознакомление учащихся с техникой безопасности к данной работе.
- Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя;
- Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя;
- При сборке экспериментальных установок используйте провода с прочной изоляцией без видимых повреждений;
- Амперметр включают последовательно с тем элементом цепи, в котором измеряют силу тока, соблюдя полярность.
- По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите
электрическую цепь.
5. Выполнение лабораторной работы.
1. Рассмотрите амперметр.
- определите цену деления;
- определите верхний предел;
- определите погрешность измерения амперметра;
2. Соберите цепь по рисунку (а).
Запишите показание амперметра.
Зарисуйте данную электрическую схему.
3. Соберите цепь по рисунку (б).
Запишите показание амперметра.
Зарисуйте данную электрическую схему
4. Соберите цепь по рисунку (в).
Запишите показание амперметра.
Зарисуйте данную электрическую схему.
5. Сравните полученные результаты, сделайте вывод.
6. Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается выбрать из трёх смайликов один и зарисовать его в тетрадь.
7. Домашнее задание: § 37; § 38
Источники:
- http://smayls.ru/smayliki-emocii.html
-http://xreferat.ru/71/4769-1-domashnie-nablyudeniya-i-opyty-uchashihsya-po-fizike-ih-organizaciya.html
- http://уроки.мирфизики.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=159:38-3-q-q- &catid=37:2011-11-29-17-17-55&Itemid=77
- http://fizkaf.narod.ru/itb.htm
- Тетрадь для лабораторных работ 8 класс.
- Учебник физики. 8 класс. Автор: А.В.Пёрышкин.