Дата:____________
План-конспект открытого урока по математике
по теме: «Обыкновенные дроби» в 6 классе
Тема урока: «Обыкновенные дроби».
Тип урока: урок закрепления знаний. (Обобщение ЗУН)
Цель урока: закрепление усвоения понятия «дробь», ее образования, понятий «числитель», «знаменатель».
Форма урока: путешествие “Математическая сказка”.
Задачи: - закрепить умения определять, записывать (соотносить дробь с ее названием) заданные дроби на геометрических фигурах, показывать (заштриховывать) заданную часть дроби; правильно читать дроби; определять место числителя и знаменателя, и их значение;
- развивать устойчивое внимание, логическое мышление, математическую речь; учить комментировать устно свои действия;
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, развивать учебную мотивацию, познавательный интерес к предмету. Через использование информационных технологий и осуществление межпредметных связей.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Оборудование: наглядный материал, необходимый для создания сказочного сюжета с использованием компьютерной презентации (Ивана-царевича, Бабы-Яги, волка и т. д.); учебник, тетради, карточки.
Ход урока:
Организация класса.
- эмоциональный настрой уч-ся.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация и систематизация знаний, умений и навыков.
- Коррекционное задание, направленное на развитие внимания (определение темы урока)
Расшифруйте название темы урока
Для этого нужно расположить дроби в порядке возрастания (Обыкновенные дроби).
б р и о д
Изложение нового материала.
Объяснение учителя с элементами беседы.
– Здравствуйте, ребята: Сегодня я хочу провести у вас необычный урок. Сегодня мы с вами продолжим узнавать секреты математики вместе со сказочными героями. Наш урок повторительно-обобщающий.
- На уроке мы вместе с вами вспомним обыкновенные дроби, повторим и закрепим понятия «дробь» и ее образования, понятия «числитель», «знаменатель», вспомним изученные правила и решим устные задачи.
Слушайте, ребята, сказку и будьте внимательны!
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был царь, и у него был сын Иван. Царь прослышал, что за тридевять земель, в некотором царстве, живёт прекрасная принцесса Дробь, краше её нет на белом свете.
Позвал царь Ивана и сказал:
“Съездил бы ты, Иван-царевич, в некоторое царство, да привез бы ты эту принцессу к нам и женился. Вот бы я, старый, под конец жизни порадовался!” Стал Иван в дорогу собираться да раздумывать, что это за принцесса такая – дробь обыкновенная?
– Как вы думаете, ребята, о чем сказка?
– О дроби обыкновенной!
- Ребята, а какие операции с дробями вы умеете выполнять?
- Сегодня мы всё это повторим.
– Поможем Ивану-царевичу?
– Да!
2. Работа уч-ся в тетрадях.
- Открываем тетради. Пишем сегодняшнее число и тему урока: “Обыкновенные дроби”. Наша с вами задача, помочь Ивану пройти по сказочному лесу и найти принцессу Дробь. Раскрыть с ним некоторые секреты “Обыкновенных дробей”.
Думал Иван думу: “Что означает слово дробь?” Кто знает?
Сообщение: Не всегда результат измерения или стоимости товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось использовать части, доли меры. Так появились дроби.
В русском языке слово “дробь” появилось в XIX веке. Оно происходит от глагола “дробить”, ломать на части. И в первых учебниках математики (XVII век) дроби так и назывались ломаные числа.
– Продолжаем наше путешествие дальше.
- Отправился Иван в сказочный лес. Шёл он по тропинке долго ли коротко и вдруг ему навстречу идёт Красная Шапочка. (картинка Красной Шапочки) Говорит она Ивану царевичу трудную дорогу ты выбрал, наверно уверен в своих силах? Дайка я тебя проверю. Ну-ка расскажи мне правила.
Давайте ребята поможем Ивану Царевичу вспомним правила:
3. Устная работа уч-ся. Повторение правил «Знаменатель и числитель обыкновенной дроби», «Сравнение обыкновенных дробей», «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
- Дробь, которая меньше единицы, называется правильной дробью. У правильной дроби числитель меньше знаменателя. (Пример: 3/10; 8/9 – прав. дроби)
- Дробь, которая равна или больше единицы, называется неправильной. У неправильной дроби числитель равен знаменателю или больше знаменателя.(Пример: 5/4; 7/7 – неправильные дроби).
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой числитель больше.
- Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше, у которой знаменатель меньше.
- При сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями нужно сложить или вычесть их числители, а знаменатель оставить тот же.
Молодцы! Вы показали хорошие знания о дробях. Иван Царевич вам благодарен.
- И отправился он дальше. Идёт он и думает о принцессе Дробь. (картинка принцессы). И вдруг откуда не возьмись, появился Леший.(картинка Лешего)
Не подскажешь ли ты как найти дорогу к принцессе?
Подскажу, если выполнишь моё задание.
4. Работа уч-ся в тетрадях. Начертить 4 квадрата по 2 см, разделить их на 8 частей, в 1 квадрате заштриховать 1/8, во 2 на 3/8, в 3 на 5/8, в 4 на 7/8.
1/8 3/8 5/8 7/8
5. Устная работа уч-ся. Решение устных задач. (Дети коллективно решают задачи).
Пошёл Иван дальше. Видит, стоит избушка на курьих ножках. А кто живёт в этой избушке? (Баба Яга) (картинка Бабы Яги и Змея Горыныча). А Баба Яга очень хитрая не хочет она говорить, где принцесса Дробь живёт. В гостях у Бабы Яги оказался Змей Горыныч. Совсем Горыныч состарился - ничего не слышит, всё только спрашивает. Кто такой? Куда идёшь? Не хотела Баба Яга показывать дорогу, а посоветовавшись со Змеем Горынычем решили испытать Ивана Царевича, надеясь на то, что он не справиться с заданием. Задание заключается в следующем: (две задачи, одна задача от баб ы Яги, а вторая от змея Горыныча.
1задача: Баба Яга съела 3/6 всей порции мороженного, а Змей Горыныч 5/6 порции мороженного. Кто съел больше? Почему? (3/6
- Правильно ты Иван решил задачу, а теперь реши вторую (говорит Баба Яга.)
2 задача: После мороженного решили они скушать пирог. Баба Яга съела 6/8 части пирога, а Змей Горыныч 5/8 части. Кто сытнее покушал? (6/8 5/8).
Ничего не оставалось делать Бабе Яге, как отпустить его и указать дорогу.
Идёт Иван Царевич дальше, а на пути река. Мост через реку поломан и пройти дальше невозможно. Видит в траве сидит Енот (картинка Енота). Его придавило обломками моста. Давайте поможем Ивану освободить Енота и восстановить мост.
Поможем ребята Ивану освободить Енота и проложить дорогу из дробей? А для этого необходимо решить примеры.
(Дети решают по одному примеру и находят букву напротив правильного ответа. Называют буквы, а потом дети отгадывают слово)
+ = – =
– = + =
+ = - =
Получилось слово мостик. Мостик мы с вами построили из дробей.
Давайте проверим, как вы решали примеры.
Прошёл Иван по мостику, сделанному из дробей.
Идёт дальше по лесу, слышит, кто-то поёт. А это Винни Пух. Говорит он Ивану: «Ты, наверное, устал, садись, отдохни немного».
Ребята вы тоже наверно уже устали. Я приглашаю вас поразмяться.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Отдохнул Иван и пошёл дальше.
Чувствует Иван Царевич, что принцесса уже близко. Думает, что все трудности уже позади, но не ту - то было. Из кустов выскакивает зайчик.
И просит жалобным голосом: « Выручи, Иван Царевич, я в долгу не останусь!» Покажу тебе, где твоя принцесса.
«Спрячь меня, за мной гонится лиса. Хочет меня съесть»
Только успел он спрятать зайчика, а лиса тут, как тут (картинка)
Ищет зайца, не может найти. Достал Иван Царевич лук и хотел убить лису, а лиса хитрая, начала Ивана Царевича уговаривать: « Давай договоримся так, справишься с заданием на карточках, отведу я тебя к принцессе Дробь!».
(На столах карточки, дети находят заштрихованную часть круга).
VI. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа уч-ся с раздаточным материалом. Работа по карточкам. У вас на партах лежат карточки, на которых изображено 5 кругов, каждый круг разделен на несколько равных частей и у каждого заштрихована какая-то часть. Используя дроби, запишите какая часть каждого круга заштрихована.
(1/2) (1/8) (1/6) (3/4) (2/3)
-За эту работу вы получите оценки каждый, после проверки.
У кого «5» и «4» поднимите руки. Молодцы
Справились вы с карточками. Отвела лиса Ивана к принцессе. (картинку). Принцесса Дробь Ивану Царевичу очень понравилась и он предложил ей стать его женой.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
- Вы очень хорошо помогали Ивану Царевичу.
VII. Подведение итогов урока и его анализ.
- Понравилось ли вам помогать Ивану?
- А всегда ли вы будете приходить на помощь?
- Давайте вспомним, что мы сегодня повторили?
Оценить работу детей.
Домашнее задание: Выполнение № 376, стр. 105.
__________ _________ _________ __________ ___________
___________ __________ ___________ ____________ _____________
_______________ ____________ ____________ _____________ _____________
Открытый урок по математике в 6 классе
Учитель математики ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Костромской: Хрикина Вероника Викторовна