СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оксиды и их свойства

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оксиды и их свойства»

Тема: «Оксиды и их свойства» 8 класс   Автор: учитель химии МОУ «СОШ №20» г. Магнитогорска Кириллова С.Н

Тема: «Оксиды и их свойства»

8 класс

Автор: учитель химии

МОУ «СОШ №20»

г. Магнитогорска

Кириллова С.Н

Ребята, сегодня мы с вами побудем лаборантами-исследователями, которые должны самостоятельно найти ответ на один единственный вопрос: «Что такое оксиды и каковы их свойства»

Ребята, сегодня мы с вами побудем лаборантами-исследователями, которые должны самостоятельно найти ответ на один единственный вопрос: «Что такое оксиды и каковы их свойства»

Задачи урока :  1. Сформировать представления об оксидах, их составе и классификации.  2. Выяснить различия и сходства между кислотными и основными оксидами.  3. Выяснить основные свойства оксидов.  4. Закрепить умения определять валентность элементов в соединении, составлять формулы бинарных соединений, давать названия веществам.  5. Приобрести и закрепить новые умения по изучению веществ, составлению уравнений химических реакций.

Задачи урока :

  • 1. Сформировать представления об оксидах, их составе и классификации.
  • 2. Выяснить различия и сходства между кислотными и основными оксидами.
  • 3. Выяснить основные свойства оксидов.
  • 4. Закрепить умения определять валентность элементов в соединении, составлять формулы бинарных соединений, давать названия веществам.
  • 5. Приобрести и закрепить новые умения по изучению веществ, составлению уравнений химических реакций.

Прежде чем приступить к исследовательской работе, вы должны пройти небольшой тест:  Сколько химических элементов известно в настоящее время:  а) 101; б) 104; в) 118; г) 63?  2. Каково из элементов по массе больше  всего на Земле?  а)водорода; б) кислорода; в) углерода?  3. Как вы думаете, какого кислорода больше:  а) свободного (в виде простого вещества);  б) связанного?  4. В состав каких веществ входит кислород:  а)вода; б)соль; в)углекислый газ; г)сахар;  д)мел; е)соляная кислота; ж)сода; з) жир.

Прежде чем приступить к исследовательской работе, вы должны пройти небольшой тест:

  • Сколько химических элементов известно

в настоящее время:

а) 101; б) 104; в) 118; г) 63?

2. Каково из элементов по массе больше

всего на Земле?

а)водорода; б) кислорода; в) углерода?

3. Как вы думаете, какого кислорода больше:

а) свободного (в виде простого вещества);

б) связанного?

4. В состав каких веществ входит кислород:

а)вода; б)соль; в)углекислый газ; г)сахар;

д)мел; е)соляная кислота; ж)сода; з) жир.

 К нам пришел приказ: «Изучить и сделать выводы о веществах, которые называются «оксиды»  По накладной мы получили восемь склянок и этикетки с названиями, вложенные в эти пробирки. Выньте таблички, прочитайте название, перепишите формулы в тетрадь. Н 2 О SiO 2 AL 2 O 3 СаО CO 2 P 2 O 5 CuO Fe 2 O 3 Щелкнуть по пробиркам. Сравните, что общего и чем отличаются формулы этих веществ друг от друга. Попробуйте распределить их на две  группы. Какой признак вы взяли за основной?

К нам пришел приказ: «Изучить и сделать выводы о веществах, которые называются «оксиды»

По накладной мы получили восемь склянок и этикетки с названиями, вложенные в эти пробирки. Выньте таблички, прочитайте название, перепишите формулы в тетрадь.

Н 2 О

SiO 2

AL 2 O 3

СаО

CO 2

P 2 O 5

CuO

Fe 2 O 3

Щелкнуть по пробиркам.

Сравните, что общего и чем отличаются формулы этих

веществ друг от друга. Попробуйте распределить их на две

группы. Какой признак вы взяли за основной?

 Сделайте выводы : 1 . Оксиды- это простые или сложные вещества? 2. Сколько элементов входит в состав оксидов? 3. На какие две основные группы можно раз-  делить оксиды? 4. Какова валентность кислорода в соединении?  Как вы думаете, почему оксиды неметаллов называются кислотными, а оксиды металлов – основными? Щелкнуть по подчеркнутому слову и рукописи.

Сделайте выводы :

  • 1 . Оксиды- это простые или сложные вещества?
  • 2. Сколько элементов входит в состав оксидов?
  • 3. На какие две основные группы можно раз-

делить оксиды?

  • 4. Какова валентность кислорода в соединении?

Как вы думаете, почему оксиды неметаллов называются кислотными, а оксиды металлов – основными?

Щелкнуть по подчеркнутому слову и рукописи.

Основным оксидам соответствуют основания, т.е при добавлении к оксиду металла воды получается основание. Например, оксиду кальция CaO отвечает гидроксид кальция Ca(OH)2, оксиду кадмия CdO – гидроксид кадмия Cd(OH)2.   Кислотным оксидам соответствуют кислоты, т. е. при добавлении к оксиду неметалла воды получается кислота. Например, оксиду серы (IV) соответствует сернистая кислота H2SO3.

Основным оксидам соответствуют основания, т.е при добавлении к оксиду металла воды получается основание. Например, оксиду кальция CaO отвечает гидроксид кальция Ca(OH)2, оксиду кадмия CdO – гидроксид кадмия Cd(OH)2.

Кислотным оксидам соответствуют кислоты, т. е. при добавлении к оксиду неметалла воды получается кислота. Например, оксиду серы (IV) соответствует сернистая кислота H2SO3.

Один невнимательный лаборант составлял перечень оксидов, имеющихся в лаборатории и пропустил некоторые графы в табеле. Заполните их: Название оксида Молекулярная формула Оксид  калия N 2 O 3 Оксид углерода(II) AL 2 O 3 Оксид серы(IV) Mn 2 O 7

Один невнимательный лаборант составлял перечень оксидов, имеющихся в лаборатории и пропустил некоторые графы в табеле. Заполните их:

Название оксида

Молекулярная формула

Оксид калия

N 2 O 3

Оксид углерода(II)

AL 2 O 3

Оксид серы(IV)

Mn 2 O 7

Для того, чтобы изучить свойства оксидов нам необходимо уметь отличать их друг от друга и правильно давать названия. Поэтому немного потренеруемся:  В какой из строк перечислены только:  основные оксиды? кислотные оксиды?  а) CaO, BaO, N 2 O 5 ; в) P 2 O 5 , СO 2 , SiO 2 ;  б) Na 2 O, MgO, FeO; г) SO 3 , CO 2 , Li 2 O.  Составьте формулы оксидов по их названиям: Оксид серы (IV) Оксид натрия Оксид алюминия Оксид серы (VI) Оксид цинка Оксид кремния Оксид фосфора (V) Оксид углерода(IV)

Для того, чтобы изучить свойства оксидов нам необходимо уметь отличать их друг от друга и правильно давать названия. Поэтому немного потренеруемся:

В какой из строк перечислены только:

  • основные оксиды?
  • кислотные оксиды?

а) CaO, BaO, N 2 O 5 ; в) P 2 O 5 , СO 2 , SiO 2 ;

б) Na 2 O, MgO, FeO; г) SO 3 , CO 2 , Li 2 O.

Составьте формулы оксидов по их названиям:

Оксид серы (IV)

Оксид натрия

Оксид алюминия

Оксид серы (VI)

Оксид цинка

Оксид кремния

Оксид фосфора (V)

Оксид углерода(IV)

Химические свойстава  оксидов Посмотрите  на  стрелки в схеме и подумайте, какими ещё свойствами обладают оксиды? Оксиды Н 2 О Кислотные Основные Кислоты Основание Соль + вода Соль + вода

Химические свойстава

оксидов

Посмотрите на стрелки в схеме и подумайте, какими ещё свойствами обладают оксиды?

Оксиды

Н 2 О

Кислотные

Основные

Кислоты

Основание

Соль + вода

Соль + вода

Химические свойства оксидов  Перед вами представлены некоторые химические свойства оксидов, а перед вами стоят задачи: Дополнить и дать полный комментарий к тому, что вы увидите  и услышите.  Написать уравнения продемонстрированных химических превращений.  I.Свойства основных оксидов.  1. Взаимодействие с водой. CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 2. Взаимодействие с кислотами. СuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O  II. Свойства кислотных оксидов.  1. Взаимодействие с водой. Щелкнуть по видеоленте. P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4  2 . Взаимодействие с основанием. СО 2 + Са(ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О  III. Взаимодействие оксидов друг с другом.  Na 2 O + SO 3 = Na 2 SO 4

Химические свойства оксидов

Перед вами представлены некоторые химические свойства оксидов, а перед вами стоят задачи:

  • Дополнить и дать полный комментарий к тому, что вы увидите

и услышите.

  • Написать уравнения продемонстрированных химических превращений.

I.Свойства основных оксидов.

1. Взаимодействие с водой.

CaO + H 2 O = Ca(OH) 2

2. Взаимодействие с кислотами.

СuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O

II. Свойства кислотных оксидов.

1. Взаимодействие с водой.

Щелкнуть по видеоленте.

P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4

2 . Взаимодействие с основанием.

СО 2 + Са(ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О

III. Взаимодействие оксидов друг с другом.

Na 2 O + SO 3 = Na 2 SO 4

Наша лаборатория получила заказ на получение оксидов из следующих веществ: а) серы ; б) фосфора ; в)магния ; г) железа .  Запишите уравнения реакций получения этих оксидов. Дайте названия полученным веществам. в) 2Mg+O 2 = 2MgO а) S+O 2 = SO 2  б) 4P+5O 2 = 2P 2 O 5  г) 3Fe+2O 2 = Fe 3 O 4 Щелкнуть по подчеркнутым словам. Как называется тип протекающих химических реакций?

Наша лаборатория получила заказ на получение оксидов из следующих веществ:

а) серы ; б) фосфора ; в)магния ; г) железа .

Запишите уравнения реакций получения этих оксидов. Дайте названия полученным веществам.

в) 2Mg+O 2 = 2MgO

а) S+O 2 = SO 2

б) 4P+5O 2 = 2P 2 O 5

г) 3Fe+2O 2 = Fe 3 O 4

Щелкнуть по подчеркнутым словам.

Как называется тип протекающих химических реакций?

Новое задание :  Был найден листок, но записи на нем частично исчезли, необходимо восстановить их. C + ? = CO Na + ? =Na 2 O ? + O 2 =BaO SO 2 + ? = SO 3 Al + O 2 = ? ? + O 2 = CaO Дайте названия полученным веществам.

Новое задание :

Был найден листок, но записи на нем

частично исчезли, необходимо восстановить их.

  • C + ? = CO Na + ? =Na 2 O
  • ? + O 2 =BaO SO 2 + ? = SO 3
  • Al + O 2 = ? ? + O 2 = CaO

Дайте названия полученным веществам.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали!  И на последок, для закрепления материала давайте отгадаем загадки, которые мы нашли случайно в нашей лаборатории:  Два элемента в них всего- Кислород важней всего! *** Мы - весёленький народ Элемент и кислород, В формулах оксидов Главные два вида. *** Чтоб появиться я сумел, Прокаливают белый мел, Меня дает огонь в печи И пламя маленькой свечи И стоит только сделать вдох, Чтоб я на свет явиться смог.  Единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. ***

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! И на последок, для закрепления материала давайте отгадаем загадки, которые мы нашли случайно в нашей лаборатории:

Два элемента в них всего-

Кислород важней всего!

***

Мы - весёленький народ

Элемент и кислород,

В формулах оксидов

Главные два вида.

***

Чтоб появиться я сумел,

Прокаливают белый мел,

Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи

И стоит только сделать вдох,

Чтоб я на свет явиться смог.

Единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном.

***

Домашнее задание : 1.Выучить схему « Химические свойства оксидов». 2. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: CO 2 и Na 2 O.

Домашнее задание :

  • 1.Выучить схему « Химические свойства оксидов».
  • 2. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: CO 2 и Na 2 O.