СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы с обучающимися имеющими ОВЗ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая педагогом дополнительного образования в сельской школе, в даной разработке описывается мой опыт работы с обучающимися имеющими ограниченные возможности здоровья. Этот опыт позволил моим обучающимся не только заниматься наравне с нормотипичными детьми, но и стать победителями конкурсов и фестивалей различного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с обучающимися имеющими ОВЗ»

Я работаю педагогом дополнительного образования детей Черницынской средней школы Октябрьского района Курской области. Школа наша сельская, но в ней обучается большое количество детей - 678 человек, из них 15 детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих инвалидность), а также около 30 детей с отклонениями в развитии.  Одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива  школы является создание условий для социальной реабилитации таких обучающихся, т.е. для вхождения воспитанников школы в социальную среду, усвоения ими социального опыта, освоения и приобретения системы социальных связей.

Ко мне на занятия в «Студию художественного творчества» приходят заниматься 60 человек, из них трое с ограниченными возможностями здоровья.   В процессе деятельности я на своих занятиях развиваю элементарные творческие наклонности и доступные детям с ограниченными возможностями здоровья художественные навыки, что способствует совершенствованию эмоциональной сферы воспитанников, обогащению имеющегося опыта эстетическими впечатлениями, воспитанию сенсорной культуры, привитию умения нравственно-эстетически оценивать увиденное (услышанное) и высказывать аргументированные суждения.

Главная цель – создание возможностей творческого развития и адаптации детей в обществе. Задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование навыков и умений творчества в поделках и рисунках, способность мыслить и развиваться. Творчество обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора детей с ограниченными жизненными возможностями.

  При отборе содержания образования и воспитания, определении подходов к пла­нированию мною были выбраны в качестве ориентиров следующие позиции:

- средствами образования (воспитания) можно создать ус­ловия для развития и коррекции ребенка независимо от его стартовых возможностей, т.е. от степени выраженнос­ти дефекта;

- педагог может создать условия ребенку с ограничен­ными возможностями здоровья, которые обеспечат ему фор­мирование успешного жизненного пути, т.е. именно педагог создает ситуацию, в которой формируются основные механизмы регуляции поведения;

- нормальное развитие ребенка с ограниченными возмож­ностями здоровья рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся; на разви­тие его личности; обязательным условием успешного развития является тес­ный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребенка со взрослым.

Цели моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, направлены на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Во время учебного процесса большое внимание уделяется вопросам организации самостоятельной деятельности обучающихся, предусматривающих вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность. Одним из способов организации такой самостоятельной работы учащихся в студии является обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве – это модель использования малых групп обучаемых. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и выполнении практической работы.

В процессе занятий у обучаемых вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. У них формируется понятие о красоте узоров и орнаментов, знание природных качеств материала и его применении. Дети учатся порядку составления эскизов, как от руки, так и с применением инструментов (линейки, циркуля и др.).

Большое значение в расширении художественного кругозора школьников, развития интереса к декоративно-прикладной работе имеют такие формы работы, как: экскурсии в музеи и на выставки, посещения мастерских народных умельцев, наблюдения за их работой, «круглые столы» с обсуждением истории и значения изготавливаемых работ. В процессе занятий проводятся беседы о народных художественных промыслах, с показом детям репродукций, образцов декоративных изделий.

В рамках программы моей работы с детьми реализуются следующие педагогические идеи:

  1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.

  2. Опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии.

  3. Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

К каждому ребёнку не зависимо от его состояния здоровья применяется индивидуальный подход:

- осознание и признание права личности быть не похожей на других;

- проявление уважения к личности;

- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;

- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;

- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка (тип нервной системы, состояние здоровья, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых любой ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

• Создание ситуаций успеха для каждого ребёнка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.