Камбур Ольга Викторовна,
Воспитатель
МБДОУ №84 «Искорка» г. Якутска
«Организация проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день одним из более ярких, развивающих, увлекательных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста считается проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и продуктивность.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа дошкольного педагога, ребенка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, обучаются искать информацию и применять эти знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать созидательную активность детей и способствовать самостоятельности в подборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен быть активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Знания, полученные ребенком в процессе выполнения проекта, становятся достоянием их индивидуального опыта. Эти знания получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребенком в процессе деятельности, причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности, а не навязаны педагогом. Они нужны ребятам и поэтому интересны им, отсюда возникает внутренняя мотивация детей к учебе.
Проекты помогают развивать у дошкольников:
творческие способности;
умение наблюдать, слушать;
навыки обобщения и анализа;
мышление;
видение проблемы с разных сторон;
воображение, внимание, память, речь;
активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее.
Таким образом, можно сказать, что метод проектов актуален и весьма эффективен в течение всей жизни современного человека. Основной целью проектного метода в ДОУ является первоначальное развитие свободной творческой личности ребёнка, владение первоначальными основами исследовательской деятельности ребенка.
В чем особенности проектной деятельности в дошкольном учреждении?
Метод проектов как форма организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы.
Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. В такой образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей или укрепит сознание собственной компетентности – словом, в зависимости от этапа развития и степени зрелости личности будет совершенствовать ее образование в том или ином отношении.
Содержание и принципы организации проектной деятельности в старшей группе во многом определяются возрастными особенностями детей шестого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат. Особый интерес представляют проекты, в которых старшие дети выступают в качестве наставников малышей.
.
В старшей группе ДОУ могут быть представлены все виды проектов:
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные,
исследовательские.
Основными задачами реализации исследовательских проектов являются:
расширение представлений детей об окружающем мире;
формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;
поддержание и удовлетворение детской любознательности;
формирование умения находить удивительное в привычном
ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и умения налаживать контакт с окружающими людьми.
При организации творческих, игровых и приключенческих проектов решаются задачи формирования у дошкольников потребности и способности интересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширения арсенала различных досуговых видов деятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно.
Важность практико-ориентированных проектов определяется влиянием трудовой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление, формирование у детей практических навыков.
Каковы этапы проектной деятельности в ДОУ?
Система работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5 этапов:
1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта, цель; выявляется ее актуальность; определяется продолжительность проекта.
2. Этап планирования. На данном этапе воспитатели совместно с детьми составляют план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями
к кому обратимся за помощью;
в каких источниках можно найти информацию;
что мы можем получить в результате поиска.
3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности. Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта:
размещение материала на информационном поле;
создание предметно-развивающей среды;
экскурсии;
беседы;
наблюдения;
развивающие игры и упражнения;
опыты, экспериментирование и т. п.
4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором используются следующие способы обобщения:
оформление альбомов;
создание книг по теме;
создание макетов;
организация выставки работ;
проведение развлечений;
презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.
5. Рефлексивный этап: это заключительный этап проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта.
Как работать с родителями дошкольников во время проекта?
Повысить компетентность родителей воспитанников в данном вопросе, можно посредством следующих форм сотрудничества с родителями:
Познавательного семинара-практикума на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста», на котором родители познакомятся с методом проектной деятельности, осознают значимость данного метода в развитии познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
Круглого стола на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирают информацию, предлагают разнообразные темы проектов, основываясь на интересах и потребностях своих детей.
Мастер-классов, на которых родители делятся собственными опытами, высказывют свои предположения, предлагают пути реализации будущих проектов.
На информационном стенде для родителей размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определенному проекту.
Родители оказывают детям родительскую поддержку при сборе информации, проводят необходимые опыты, эксперименты, наблюдения по темам проектов, результаты которых оформляют совместно с детьми в удобной для них форме: презентации, книги, альбомы, сообщения, модели и т.д.
В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.