Организация проектной деятельности на старшей ступени обучения в условиях реализации ФГОС
Денисов Е.К., заведующий МО физики,
учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ лицей № 14 «им. заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»,
Денисова О.А., ведущий специалист
учебно-организационного отдела
ФГБОУ ВО «Российская академия
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
На современном этапе система образования ставит перед собой наиболее актуальные, можно даже сказать новые цели в образовании, которые предполагают в первую очередь формирование у учащихся творческой личности способной к постоянному саморазвитию самосовершенствованию, к самостоятельному определению направлений своей деятельности, что непременно становится важными факторами успеха человека. Всему этому способствует информация и знания полученные в процессе обучения.
В настоящее время качество образования зависит не только от организации и ведения образовательного процесса, а прежде всего от заинтересованности обучающихся, что обуславливается проявлением активности, познавательной самостоятельности в процессе обучения.
В соответствии с введением в образовательную систему новых образовательных стандартов, необходимо производить разработку инновационных технологий обучения, направленных на развитие разносторонних качеств личности обучающегося.
Одним из таких направлений согласно ФГОС ООО является проектно-исследовательская деятельность, которая непосредственно направлена на формирование и становление таких личностных качеств у обучающихся как, воля, целеустремленность, активность, самостоятельность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, умение учиться и применять полученные знания в практической деятельности.
Основная цель проектно-исследовательской деятельности заключается в создании условий для понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Для осуществления поставленной цели необходимо определить следующие задачи проектно-исследовательской деятельности:
Развитие у учащихся исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Развитие у учащихся системного мышления.
Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.
Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.
Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
Приобретение учащимися коммуникативных умений.
Поддержка мотивации в обучении.
Реализация потенциала личности учащихся.
Для достижения соответствующих результатов необходимо особое место отводить проектной и исследовательской деятельности обучающихся, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Для достижения данных результатов, а также с целью профессиональной ориентации и самореализации обучающихся в образовательном учреждении необходимо организовать проектную и учебно-исследовательскую деятельность как форму сотрудничества участников образовательного процесса.
На современном этапе развития образовательного процесса под проектно-исследовательской деятельностью следует понимать деятельность учащихся, которая:
- связана с решением творческих, исследовательских задач;
- предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
При этом проектно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации. Проектно-исследовательская деятельность обладает характерными для любого типа деятельности признаками – прежде всего культурой деятельности, определяемой традициями, ценностями, нормами, образцами. Естественно, что на разных этапах проектов необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным. Но исследование здесь выполняет исключительно обслуживающие функции.
Таким образом, исходя из терминологического поля данных понятий, проектная и проектно-исследовательская деятельность имеют ряд общих характеристик, среди которых можно выделить:
- практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- общие компоненты структуры проектной и учебно-исследовательской деятельности, а именно: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
- компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Для организации проектной и исследовательской деятельности необходимо создать следующие условия, при которых обучающиеся смогут:
- сформировать умение самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников;
- учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению);
- развивать исследовательские умения, связанные с выявлением проблемы, сбором, обобщением и анализом информации, построением гипотезы, наблюдением и экспериментом;
- развивать системное мышление.
Как правило, в проектно-исследовательскую деятельность включаются все учащиеся старших классов, которые уже обладают определенным багажом знаний полученных на начальных ступенях образовательного процесса, а именно – у них должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые определяет само проектное обучение по своей сути:
- планирование, контроль и оценка своей деятельности;
- умение ставить и формулировать проблему и, соответственно, определять оптимальные способы ее разрешения;
- умение работать в малых группах;
- умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий и обмениваться ею в образовательном процессе;
- умение осуществлять расширенный поиск информации, в том числе с использованием ресурсов Интернет, и представлять ее средствами ИКТ в различных видах.
В рамках организации проектно-исследовательской деятельности:
- учащиеся должны реализовывать познавательный проект, представляющий собой учебный проект или исследование, выполняемое в рамках одного или нескольких учебных предметов;
- проект должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной);
- реализация проектов проходит в рамках учебных часов, определяемых учебным планом образовательной организации;
- при разработке проектов класс делится на подгруппы, за каждой подгруппой закрепляется учитель (руководитель проектной деятельности);
- учащиеся старших классов имеют возможность самостоятельно выбирать тему проекта из предложенного списка, либо формулируют сами;
- проект может быть только индивидуальным;
- проект может иметь одну из следующих форм: проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы; экспериментальная работа, описывающая научный эксперимент, имеющий известный результат; натуралистическая или описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления; исследовательская работа, выполненная при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющая собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления; практическая работа, основной целью которой является реализация поставленной проблемы; изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы; презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации; творческая работа, предполагающая максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов – альманах, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы;
- проект может быть по содержанию как предметным, так и межпредметным и/или метапредметным, то есть, они должны отражать определенные умения, которые так или иначе связаны непосредственно с проектной и исследовательской деятельностью;
- проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
- процесс разработки проектов является планомерным и регулируемым;
- познавательный проект оценивается по заранее разработанным критериям.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется в непосредственном взаимодействии учителя и учащегося, что в свою очередь непременно способствует проведению самостоятельного исследования, сбору и систематизации материалов в соответствии с целями и жанром работы. можно выделить основные этапы взаимодействия учителя и учащегося:
Учитель: мотивирует учащихся на обмен знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.); информирует учащихся о порядке, форме и общепринятых нормах представления полученной информации.
Учащийся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную информацию из разных источников; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.
Под этапами реализации познавательного проекта понимается:
Подготовительный или вводный (выбор темы и ее конкретизация; подготовительный этап работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего, обмен мнениями и согласование интересов учащихся. Участникам проекта предоставляется возможность выбора темы проекта из банка тем, сформированного на уровне образовательного учреждения. Допускается выбор самостоятельно сформулированной темы. Руководитель проекта может вносить коррективы в формулировку темы).
Определение цели, формулирование задач (учащиеся под руководством учителя определяют цели и формулируют задачи. Правильная формулировка задач проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы над проектом. Во время работы над проектом необходимо, чтобы ученик чётко понимал свою задачу. Ознакомление с процедурой и критериями оценки проекта и формы его представления).
Поисково-исследовательский этап (определение источников информации. Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. Планирование способов сбора и анализа информации. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Проведение самостоятельного исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта).
Трансляционно-оформительский этап (доработка проекта с учетом замечаний и предложений, подготовка презентаций).
Конечным этапом проектно-исследовательской деятельности служит итоговая оценка достижения метапредметных результатов, которая достигается по средствам:
Оценивания результатов реализации познавательного проекта (процесс работы над проектом, и процесс его защиты).
Максимальной объективности оценки проекта (самооценка, оценка руководителя проекта).
Оценивания результатов реализации познавательного проекта (по критериям, отражающим прирост знаний, умений и навыков, которые должны формироваться у учащегося в ходе проектной деятельности).
Документирования результатов реализации познавательного проекта заполняется (индивидуальная карта учащегося, защищающего проект). (таблица 1)
Итоговая оценка по каждому виду разделу проекта (самооценка, оценка руководителя проекта и оценка каждого члена комиссии на защите проекта) вычисляется по формуле:
Вес участника оценки:
Самооценка – 0,3
Член экзаменационной комиссии – 0,7
Руководитель проекта – 0,9
Председатель комиссии – 1.
Таблица 1. Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект.
Критерий |
Постановка цели, планирование путей её достижения |
Постановка и обоснование проблемы |
Глубина раскрытия темы проекта |
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования |
Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта |
Анализ хода работы, вывода и перспективы |
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе |
Соответствие требованиям оформления письменной части |
Качество проведения презентации |
Качество проектного продукта |
Возможность практической реализации проектного продукта |
В заключение можно отметить, что организация успешной проектно-исследовательской деятельности обучающихся старших классов предполагает:
1) наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2) наличие практической, теоретической или социальной значимости предполагаемых результатов;
3) возможность самостоятельной работы учащихся в различных формах (индивидуальной, парной, групповой);
4) структурирование содержательной части проекта;
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач на основе использования в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6) представление результатов выполненных проектов в электронном виде или в виде материального продукта.
Список использованных источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipk74.ru/kafio/rcsfgos/files/2011/03/fgos_ooo.doc. – Загл. с экрана.
Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта /Ильина А.В.// Научно-теоретический журнал, Выпуск 2(7), 2011, - С.127.