СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Эта тема имеет практическую значимость. Это  объясняется тем, что несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности школьников, эта проблема продолжает существовать и по сей день.

Просмотр содержимого документа
«Организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.»

Организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.


Неуспеваемость остается и сейчас острой проблемой современной школы. Поэтому каждому учителю необходима специальная, глубоко продуманная повседневная деятельность, нацеленная на предупреждение неуспеваемости.

Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться.


Неуспеваемость школьников всегда есть следствие какой-то причины. Она не возникает сама по себе. Современная наука (психология, физиология, медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью.

Некоторые психологи считают, что человек использует 10% своих природных данных, другие считают что 40%. И в этом, и в другом случае, очевидно, что задатков у человека больше, чем он их реализует. Исключения составляют больные дети.


Выделено три типа неуспевающих школьников:


  1. Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

  2. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

  3. Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.


В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе.

В работе с обучающимися школы можно выделить следующие причины неуспеваемости:


1. Недостатки биологического развития:

─ дефекты органов чувств;

─ соматическая ослабленность;

─ особенности высшей нервной деятельности;

─ психологические отклонения.

2. Недостатки психического развития:

─ слабое развитие интеллекта;

─ слабое развитие воли;

─ слабое развитие эмоциональной сферы личности;

─ отсутствие познавательных интересов.

3. Недостатки воспитанности личности:

─ недостатки в развитии моральных качеств личности;

─ недостатки в отношениях личности с учителем, коллективом, семьёй;

─ недостатки в трудовом воспитании.


Работая в школе, за почти 40 лет педагогической деятельности я накопила некоторый опыт по решению этой проблемы, которым я хочу поделиться.


  1. Всё начинается с педагогической диагностики: провожу систематический контроль и оценку результатов обучения, своевременно выявляю проблемы.

  2. Очень важно создать атмосферу доброжелательности на уроках. Стремлюсь понять и принять каждого ребенка. Стараюсь проявлять разумную требовательность, справедливую строгость, веру в возможности ученика.

  3. Распределяю учебный материал на уроке, трудный материал даю сначала.

  4. Применяю частую смену видов деятельности на уроке.

  5. Слабоуспевающим ученикам снижаю темп опроса, разрешаю дольше готовиться у доски.

  6. Предлагаю учащимся примерный план ответа (он может быть записан на доске или в карточке-задании).


Ботаника.


Расскажи о семействе Крестоцветных по плану:

  1. Класс.

  2. Количество видов.

  3. Жизненная форма.

  4. Особенности вегетативных органов.

  5. Строения цветка.

  6. Соцветие.

  7. Плод.

  8. Представители.


Общая биология


Охарактеризуй аллопатрическое видообразование по плану:

  1. Каким образом формируется ареал нового вида?

  2. Какой тип изоляции лежит в основе данного пути видообразования?

  3. Сроки образования вида.

  4. Примеры.


  1. Во время ответа разрешаю пользоваться наглядными пособиями: таблицами, схемами, муляжами, коллекциями, гербарием, помогающими отвечать на поставленный вопрос.

  2. Более часто обращаюсь на уроках к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.

  3. Стараюсь развивать у школьника интерес к предмету. Для этого стараюсь показать практическую значимость учебного материала, а также сделать его внешне занимательным. Применяю различные игровые моменты на уроках.


Ботаника


Ответить на вопросы, поступившие в редакцию телепередачи «Во саду ли, в огороде».


Письмо . Уважаемая редакция! В прошлом году весна была холодная и дождливая, и, несмотря на буйное цветение яблонь и груш, их урожай осенью оказался очень низким. Почему это произошло? Ответьте, пожалуйста. Можно предотвратить повторение подобного?


Зоология

Игра «Аукцион знаний». Тема: «Общая характеристика птиц». На магнитной доске изображения нескольких птиц. Постепенно в ходе игры на основе выявления черт их сходства составляется общая характеристика птиц. Победитель – тот, кто назовет характерный признак птиц.


Человек и его здоровье

Ролевая игра «На приеме у врача». (Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при повреждениях скелета).


Таких игр очень много. Они делают уроки более интересными и хорошо запоминающимися.


Провожу уроки-путешествия, сказки, конференции, уроки-диспуты, уроки-телепередачи. Они требуют более длительной подготовки, но имеют очень высокий результат.


  1. По возможности стараюсь на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, то есть осуществляю постоянную «обратную связь».

  2. Ставлю оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).

  3. На своих уроках я использую рабочие тетради с печатной основой. Тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии. Таблицы, схемы и рисунки позволяют не только повторить изученный материал, но и расширить знания по биологии. Высокий уровень наглядности и доступности изучаемого материала обеспечивает эффективность усвоения предмета слабоуспевающими учащимися.

Задания по теме «Опора и движение»


1. Рассмотрите рисунок. Какие отделы скелета обозначены цифрами?

















2. Выберите правильный ответ на вопрос: что способствует развитию правильной осанки?

1. Постоянное ношение школьной сумки в одной и той же руке.

2. Правильная посадка за учебным столом.

3. Систематическая тренировка мышц, поддерживающих тело в вертикальном положении.



Карточка-схема.

Условия, необходимые организму для нормальной жизнедеятельности.

Тепло


Свет Растение Воздух

Вода Питание



  1. Использую дифференцированный подход в составлении и проведении самостоятельных работ. Слабоуспевающим ученикам предлагаю карточки-помощники, где есть инструктирование о путях выполнения заданий, требования к их оформлению.



Так при решении задач по генетике даю такие задания.

Реши задачу, используя образец записи условия и решения генетической задачи.


Задача.

Скрестили коричневую гомозиготную морскую свинку с черной гомозиготной свинкой. В первом поколении F1 все свинки получились черные. Какого расщепления можно ожидать во втором поколении F2 - ?



Задание с выбором ответа.


Задание по теме «Опора и движение»

Выпишите цифры, которые относятся к скелету человека:


1. Грудная клетка 6. Желудок

2. Сердце 7. Плечо

3.Позвоночник 8. Стопа

4. Череп 9. Почки

5. Нервы 10. Кисть


Карточка-конспект.

Состав крови

Плазма Клетки крови


Плазма – жидкость желтоватого цвета, состоящая из воды и солей.

Эритроциты – это красные клетки крови, в их состав входит белок – гемоглобин, он придаёт крови красный цвет, их роль – снабжают кислородом все органы.

Тромбоциты - кровяные пластинки, участвуют в свёртывании крови, при свёртывании образуется сгусток – тромб, который закрывает отверстие в ране.

Лейкоциты – бесцветные клетки, защищают наш организм от вредных бактерий.

Гемоглобин – белок, содержащийся в эритроцитах.

Тромб – сгусток крови, образующийся при свёртывании крови.

Донор – человек, который отдаёт свою кровь другим людям.


  1. Стимулирую задавать вопросы учителю при затруднениях в самостоятельной работе. При необходимости напоминаю прием и способ выполнения задания.

  2. В обучении применяю:

─ опережающее обучение;

─ взаимоопрос, самоконтроль;

─ различные формы групповой работы.


Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся:



Задание по теме «Что мы узнали о живой природе?»


  1. Выпишите номера животных в порядке появления их на Земле:

А. Трилобит В. Трицератопс

Б. Мамонт Г. Стегоцефал

  1. Подпишите названия царств:

Бактерии –

Амёба –

Грибы –

Дуб –

Тушканчик –

  1. Укажите стрелками, в каких средах обитают эти организмы:

Наземно-воздушная среда Червь дождевой

Окунь

Водная среда Ласточка

Заяц

Почвенная среда Крот

Коралл


Тема: «Особенности процессов жизнедеятельности одноклеточных организмов».

Класс делится на 5 групп, каждой дается задание. Группы смешанные, состоящие из слабоуспевающих и сильных учеников.

Задания для I группы.

  1. Ознакомьтесь с учебником и предложенной вам дополнительной литературой и подготовьте сообщение по теме: «Передвижение одноклеточных растений и животных» на основе ответов на следующие вопросы:

    1. Все ли одноклеточные передвигаются? Привести примеры.

    2. Какие типы передвижений характерны для одноклеточных?

    3. Для каких одноклеточных характерно амебоидное перемещение? За счет каких структур оно осуществляется?

    4. Какие специальные образования обеспечивают ряду одноклеточных способность осуществлять активное движение?

    5. Какие одноклеточные перемещаются с помощью ресничек и как осуществляется данное перемещение в пространстве.

  2. Сделайте вывод.

  3. Представьте результаты своей работы всему классу.


Групповая работа дает возможность слабоуспевающим ученикам поверить в свои силы, и получить положительную оценку.


  1. Дифференцирую домашнее задание.

  2. Даю задания творческого характера: составить кроссворд, головоломку, ребус, тест; изготовить модель строения цветка, растения, клетки, животных, органов человека; написать письмо растению, животному, сказку, фантастический рассказ; выполнить рисунки.


Например, «О чем думает мое сердце?», «Из жизни водорослей».


Все виды такой деятельности позволяют создать условия для успешности обучения, стимулируют самостоятельные действия слабоуспевающих учащихся.