ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Марчук Ю.М
6 класс Тема : «Биология – наука о живом»
Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные
Составьте рассказ о том, что изучает наука биология, используя эти слова.
8 класс Тема «Земноводные»
Рассмотрите внешнее строение лягушки .
Заполните таблицу:
Черты приспособленности земноводных.
К наземной среде
К водной среде
8 класс Тема «Членистоногие»
«Напиши послание»
Каждому ряду выдается лист, на котором записано название одного класса членистоногих. За минуту, передавая лист, нужно написать признаки, животных этого класса. Победит тот, на чьем ряду правильно и полно ответят ребята.
8 класс Тема «Членистоногие»
«Третий лишний»
На доске записаны тройки слов. Найти лишнее и объяснить.
Шмель – водомерка – креветка;
чесоточный зудень – скорпион – краб;
мокрица – лангуст – оса;
слепень – комар – стрекоза;
бражник – цикада – махаон;
оса – муравей – муха;
саранча – кузнечик – майский хрущ;
лесной клоп – жужжелица – пчела
6 класс Микроскоп
Макс решил сегодня поработать с микроскопом. Он ловко вынул его из футляра. Держа его обеими лапами, перенес и поместил на стол. Поставив прибор на пять сантиметров от края стола, Макс принялся готовить микропрепарат. Микропрепарат получился изумительный, только в поле зрения микроскопа было темно. Хотя на улице был ясный день, Максу пришлось включить свет, но даже это не помогло – светлее в поле зрения микроскопа не стало.
Макс закрепил микропрепарат зажимами и опустил тубус на 2 мм от препарата. Он решил сэкономить время и поработать сразу с большим увеличением. Макс смотрел в окуляр одним глазом, а другой прикрывал лапой, как положено. Кот остался не очень доволен изображением, которое видел через окуляр, но как его улучшить, не знал. Налюбовавшись увиденным, Макс вымыл стекла, убрал их на место, крепко держа обеими лапами микроскоп, поставил его обратно в шкаф. Интересно, догадается ли хозяин о том, что с микроскопом работали в его отсутствие?
7 класс Грибы
… потом Макс обратился с вопросом к плесневым грибам: “Вы такие несимпатичные, невкусные, неприятные. Вас все так не любят, неужели вам не надоело портить продукты и полезные веще? Может быть, вы найдете для себя другое занятие?” Плесневые грибы ответили, что продукты не единственная их пища // и, вообще, продукты становятся их добычей только, когда… //. Плесени не без гордости заметили, что если бы не они, то Земля могла бы превратиться в огромную свалку, так что живые организмы должны быть им благодарны. // А еще плесени могут … //. После этого разговора Макс изменил мнение о плесневых грибах. //.
Макс побеседовал с сахарными грибами //, они рассказали коту, что без них не получилось бы хлеба, потому что они … //. А еще они раскрыли Максу секреты своего необычного размножения. //.
5-й класс Человек и мир
Планеты Солнечной системы
Эти планеты входят в состав Солнечной системы (начиная от Солнца): М еркурий, В енера, З емля, М арс, Ю питер, С атурн, У ран, Н ептун и П лутон.
Чтобы запомнить порядок планет, повторите про себя следующее: М аша В еником З емлю М ела,
Ю ра С идел УН оры П аука.
Или: М ожно В ылететь З а М арс, Ю велирно
С вернув У Н ашей П ланеты – первые буквы слов являются начальными буквами названий планет.
7-й класс Растения
Л ист И меет М еханическую П окровную О бразовательную П роводящую О сновную ткани
Систематика растений
Ц ирк, О громный К упол П естрый, С ловно Р адугу, В ознес (ты)
Ц арство, О тдел, К ласс, П орядок, С емейство, Р од, В ид
Систематика животных
Ц арский Т ерем К то О ткроет, С разу Р ыцарем В ернется
Ц арство, Т ип, К ласс, О тряд,
С емейство, Р од, В ид
Обмен веществ и энергии
анаболизм – Аня строит;
катаболизм – Катя рушит.
ЦНС. Строение головного мозга
О хранять З доровье Г раждан, (Их) Б олезненное Т ело, О блегчать л юдскую С тражду – Я вно Б лагостное Д ело.
Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары: О бонятельный (I), З рительный (II), Г лазодвигательный (III), Б локовый (IV), Т ройничный (V), О тводящий (VI), Л ицевой (VII), С луховой (VIII), Я зыкоглоточный (IX), Б луждающий (X), Д обавочный (XI). Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.
Зрительный анализатор. Фоторецепторы
Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками
– для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза
Онтогенез. Эмбриональное развитие
Б ластула Е Г аструла О Н ейрула И Я родился
Нуклеиновые кислоты
Чтобы учащиеся не путали комплементарные азотистые основания, им можно предложить для запоминания пары слов:
А нанас – Т арелка Ц ыпленок – Г нездо