Тема: Пропорция.
Проблема: смогут ли ученики из данной пропорции составить новые пропорции?
Цель: создать все условия для закрепления и обобщения материала по данной теме с помощью введения новой технологии «Основы Жигсо».
Задачи: 1) через стратегию «Основы Жигсо -2», методом «мозговой штурм» учащиеся должны закрепить и обобщить знания по данной теме (введение понятия пропорции и ее членов, формулировка основного свойства пропорции).
2) Развивать их воображение, математической интуиции, памяти, мышления.
3) Активизация творческой активности учащихся через индивидуальную работу в парах, в группе формировать в учащихся коммуникативные и толерантные качества, развивать умение слушать и слышать друг друга, воспитывать уважение к чужому мнению.
Ожидаемые результаты: учащиеся закрепляют и обобщают свои знания по теме «Пропорция»:
а) с помощью результатов работы по экспериментальным листам в парах, а затем в группах учащиеся совместно составляют кластер.
б) применение в конце урока метода «мозговой штурм» (тестовые задания).
Ход урока: I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Психологический тренинг. Дети должны высказать свои пожелания друг другу и начать урок
с хорошего настроения.
II. Основная часть: «Основы Жигсо -2»:
а) создание пяти экспертных групп (работа по экспертным листам);
б) обсуждение в парах, затем в группе: проводится полный анализ решения примеров и задач в течение определенного времени;
в) учитель наблюдает за работой каждого ученика.
III. Реализация целей и задач:
а) после выполнения работ по экспертным листам, каждая группа составляет кластер по данной теме.
При этом один ученик от всей группы выходит к доске и защищает составленный кластер.
б) тестовые задания («мозговой штурм») в конце урока.
IV. Задания на дом. №1599 (5,6), №1600 (3,5,6), №1604.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока. Комментируются оценки учащимися за урок, при этом каждый ученик записывает свои оценки в свой оценочный лист.
Задачи (работа в парах). а) Установите, является ли пропорцией равенство:
1,2 = 3 ; 2) 4 : 2. 3 = 4. 1 : 2 .( задание для учеников с низкой мотивации).
4 10 5 5 2 3
б) Для приготовления салата из зеленого лука берут 150г зеленого лука и 30г сметаны. Сколько
надо повару взять сметаны, чтобы приготовить салат из 27 кг зеленого лука?
(задание для учеников с высокой мотивации).
Каждый ученик в паре играет две роли: репортера и отвечающего.
Обязанности репортера – решить поставленную задачу и объяснить решение своему партнеру.
Обязанности отвечающего – задавать репортеру любые вопросы по решению данных примеров и задач.
Задания для пяти групп (экспертные листы). 1) Используя верное равенство: 5*1,2 = 2*3.
составьте четыре верные пропорции.(Составление и защита кластера).
Для пошива 6 палаток требуется 120 м брезента шириной 1,2 м. Сколько метров брезента шириной 0,9 м нужно для пошива 4 таких же палаток?
«Мозговой штурм» (тесты).
I-в
Число тракторов относится к числу комбайнов как 19:27. Найдите отношение числа комбайнов к общему числу машин, находящихся в гараже.
А) 27:46; В) 27:19; С) 19:46; Д) 8:27.
2) Какие из отношений равны? А) 4,2:6,3 ; В) 33:22; С) 2,5:5; Д) 64:96.
А) 2 и 4; В) 1 и 4; С) 2 и 3; Д) 1 и 3.
3) Какая из пропорций верна? А) : = : В) : = : С) : = : Д) : = :
4) Решите уравнение, используя основное свойство пропорции: 3,06 : 0,9х = 17 : 10.
А) 0,02; В) 0,2; С) 2; Д) 20.
5) Среди названных величин укажите обратно пропорциональные величины:
А) возраст человека и размер его обуви; В) P и сторона квадрата; С) S и сторона квадрата;
Д) время и скорость на одном участке пути.
6) Подберите к условию задачи верную пропорцию.
Задача. На 6 га пашни посеяно 10.8 ц зерна. Сколько центнеров зерна потребуется, чтобы засеять
15 га пашни?
А) 15 : 6= 10,8 : х; В) 6 : 15= х: 10,8 ; С) 15 : 6 = х : 10,8 ; Д) 6 : 10,8 = х : 15.
II-в
Бревно распилили на три части в отношении 7:4:5. Найдите отношение большей части бревна ко всей длине бревна. А) 7 : 9; В) 7 : 11; С) 7 : 16 ; Д) 7 : 12.
Какие из отношений равны? 1) 21 : 28 ; 2) 3,6 : 2,7 ; 3) 6 : 4,5; 4) 105 : 63.
А) 1 и 4; В) 2 и 3; С) 1 и 3; Д) 2 и 4.
3) Какая из пропорций верна? А) : = : ; В) : = : ; С) : = : ; Д) : = :
4) Решите уравнение, используя основное свойство пропорции: 48,9 : 5,1х = 24 : 10.
А) 0,04 ; В) 0,4 ; С) 4; Д) 40.
5) Среди названных величин укажите прямо пропорциональные величины.
А) скорость и время на одном участке пути; В) количество товара и стоимость при постоянной сумме затрат; С) P и сторона квадрата; Д) S и сторона квадрата.
6) Подберите к условию задачи верную пропорцию.
Задача. Для изготовления 80 тетрадей требуется 6,88 кг бумаги. Сколько кг бумаги нужно для
изготовления 120 тетрадей?
А) 80 : 120 = х : 6,88; В) 80 : х = 120 : 6,88; С) 80 : 6,88 = х : 120; Д) 80 : 120 = 6,88 : х.