1. Организационный момент Цель учителя на данном этапе: настроить словесными методами, личным примером учащихся на плодотворную работу на уроке. | Учитель: Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело В мир загадок и сложных задач. Не беда, что идти далеко, Не боимся, что путь будет труден. Достижения крупные людям Никогда не давались легко. Девизом сегодняшнего урока будут слова: «Без муки нет науки».(слайд №1) |
2. Проверка изученного материала Цель учителя: в ходе беседы и опроса воспроизвести в памяти знания учащихся, необходимые для дальнейшей работы на уроке. Цель учащихся: чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы, называть члены пропорции, уметь составлять верные пропорции. | Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над очень важной темой - "Пропорции". Открываем тетради, записываем число, тему урока - Пропорции. Учитель: Что же называется пропорцией? Ученик: Пропорция - это равенство двух отношений.(слайд №2) Учитель: Какие из равенств, записанных на доске, являются пропорциями? Назовите крайние и средние члены этих пропорций. А)2,5:0,5=45:9 Б)0,5×12=24:4 В)1,5:0,1=0,3:0,2 Ученик: Пропорцией является равенство под а) . Крайние члены - 2,5 и 9, средние члены - 0,5 и 45 Учитель: Составьте верные пропорции из следующих отношений (слайд №3): Учитель:Проверяем (слайд №4) Учитель:Слайд №5 Учитель:Проверяем (слайд №6) |
3. Объяснение нового материала Цель учителя: на конкретных примерах познакомить учащихся с основным свойством пропорции, учить детей делать выводы. Цель учащихся: понять основное свойство пропорции, учиться делать выводы из сказанного | Учитель: Вычислите произведение крайних и произведение средних членов пропорций 20:5=8:2 1,2:0,4=30:10 Учитель: Какой вывод можно сделать? Ученик: Произведение крайних членов верной пропорции равно произведению средних членов пропорции. (слайд №7) Учитель: Это свойство называют основным свойством пропорции. Чтобы убедиться в том, что пропорция составлена верно, достаточно проверить, равны ли произведения крайних и средних членов. Если эти произведения равны, то пропорция составлена верно. |
4. Закрепление изученного материала Цель учителя на данном этапе: научить детей на наглядном примере составлять и читать пропорции, показать использование основного свойства пропорции при решении уравнений и задач, организовать групповую и самостоятельную работу учащихся. Цель учащихся: научиться составлять и правильно читать пропорции, использовать изученное свойство при решении уравнений и задач. | Учитель: Самостоятельно проверьте двумя способами, верны ли следующие равенства, записанные на доске: 28:7=20:4 7,5:1,5=120:24 4,2:0,3=2,8:0,2 Учитель: Пропорции можно читать по-разному. (слайд №8) Учитель: Составьте, если можно, пропорции из четырёх данных чисел: 100;80;4;5 Ученик:100:5=80:4; 5:100=4:80; 5:4=100:80; 4:5=80:100 Учитель: Решим №762 (а,в,д). Первый ряд оформляет решение под а), второй - под б), третий - в). Выполняем задание и сверяем ответы у себя в группе. А)4:3=36:26 4× 26=3×36 117=117- пропорция верная В) 2:9=1:39 2×39=9×1 87=9 - пропорция составлена неверно Д)=; 18×5=30×3; 90=90 - пропорция составлена верно Учитель: Запишите пропорцию из №760(в) Ученик записывает у доски: 0,9:=45:16 Учитель: С помощью основного свойства пропорции можно решать уравнения. (слайд №9) Учитель: Решаем уравнения, используя основное свойство пропорции- №763 (а,б,в). Один ученик будет выполнять задание у доски, а остальные в тетрадях. Учитель: С помощью пропорций можно решать задачи. Давайте разберём решение задачи на слайде. (слайд №10) |
6. Повторение ранее изученного материала Цель учителя: при решении примеров повторить с детьми умножение дробей, правило нахождения дроби от числа | Учитель: Смотрим на доску. Какой знак действия надо поставить вместо *, чтобы получилось верное равенство? =1 = 2*= = Учитель: Решим задачу №773 Ученик записывает решение на доске: 1)30:50== части составляет угол А от угла В 2) 50:30== =1 части составляет угол В от угла А Ответ: |
7.Подведение итогов урока. Задание на дом. Цель: в ходе опроса подвести итоги урока, показать применение пропорций в жизни | Учитель: Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Давайте ещё раз сформулируем основное свойство пропорции и приведём свои примеры. Учитель: Скажите, а где в жизни нам встречаются пропорции? Ученики: Пропорции встречаются в архитектуре, в кулинарии, при изготовлении лекарств. Учитель: Домашнее задание: решить оставшиеся уравнения из №763и составить пропорции №761. |