Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа№1 с. Старобалтачево
муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
Выступление на педагогическом совете
школы на тему:
«Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Подготовил учитель русского языка и литературы Гельметдинова А.Р.
2016 год
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.
Существует национальная программа поддержки и развития чтения (2007-2020), создатели которой отмечают:
Современная ситуация … характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», и «на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Статические данные исследований интереса к чтению
Ответ на вопрос: «Читаете ли Вы книги?» | 1996 г. (в %) | 2011 г. (в %) |
Никогда, очень редко | 20 | 40 |
От случая к случаю | 42 | 49 |
Практически ежедневно | 30 | 22 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 |
Статические данные исследований детского чтения
Отношение к чтению | Учащиеся младших классов | Учащиеся старших классов |
Мне нравится читать, много читаю | 43 % | 17% |
Читаю редко, не люблю | 8 % | 17% |
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Цель: развитие читательской компетентности учащихся.
Результаты:
работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
работа с текстом: оценка информации.
Общая стратегия чтения включает 3 стадии:
предтекстовая стадия,
текстовая стадия,
послетекстовая стадия.
Целью предтекстовой стадии является формирование установки на чтение.
Предтекстовая стадия предполагает:
определение цели и задач чтения;
ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте;
актуализацию предшествующих знаний;
прогноз содержания текста.
Примеры заданий для работы с текстом ДО чтения:
На основании заглавия (иллюстрации, ключевых слов и т.д.) выскажите предположение, о чём будет этот текст.
Вспомните необходимую информацию из ранее изученного материала.
Создайте глоссарий необходимых для чтения данного текста слов.
Цель текстовой стадии состоит в освоении механизмов чтения.
Текстовая стадия включает:
выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста;
ее подтверждение/опровержение в процессе чтения;
догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом;
размышление во время чтения о содержании текста.
Примеры заданий для работы с текстом во время чтения:
Дайте короткие комментарии для облегчения понимания отдельных слов, словосочетаний .
Проведите диалог с автором:
— задайте вопрос автору текста, возникающий по ходу чтения.
— спрогнозируйте ответ на возникший вопрос к автору, исходя из уже прочитанного, из своего жизненного опыта.
— проверьте свой прогноз по тексту.
Целью послетекстовой стадии является выявление основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
На послетекстовой стадии осуществляются такие трансформации текста, как:
воспроизведение текста с различной степенью развернутости и сжатости;
аннотирование, реферирование текста;
преобразование текста в другую письменную или иную форму репрезентации;
обсуждение прочитанного с последующим написанием собственных текстов.
Примеры заданий для работы с текстом после прочтения:
Раскройте идею текста.
Отразите основное содержание текста в таблице.
Напишите аннотацию, реферат.
Напишите сочинение, отзыв, рецензию.
В настоящее время наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Таким образом, реализация данной междисциплинарной программы связана не только с изучением русского языка и литературы, практически все предметы школьного курса должны реализовывать эту программу.