СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы волонтерской деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы волонтерской деятельности»

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 39 им. Т.С. Дзебисова




Принята на заседании методического (педагогического) совета

от «___»_______________________

Протокол №____________________

Утверждено

Директор ____________________

_________________________ФИО «___»____________________







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы волонтерской деятельности»


НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ


Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 14-16 лет.

Срок реализации: 8 часов








Составитель (разработчик):

Будтуева Эльмира Юрьевна,

Учитель финансовой грамотности





г. Владикавказ, 2022 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы волонтерской деятельности» (далее программа) имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для детей 14-16 лет. Программа направлена на формирование и развитие нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р),

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09),

Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),

«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы),

Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 39 им. Т.С. Дзебисова

Программа является модифицированной, разработана на основе программ:

Программа дополнительного образования детей "Волонтёрское движение" [Электронный ресурс] /авт.–сост. Наталья Руди, 2021г. – Режим доступа: https://www.uchmet.ru/library/material/149532/ 

Волонтёрство: шаг за шагом: дополнительная общеразвивающая программа для профессиональных образовательных организаций / Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 40 с. — (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование). Режим доступа: https://edu.dobro.ru/upload/uf/fde/fde47152f057dc293c7cecc991afe397.pdf

и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной направленности и спецификой работы учреждения




Актуальность программы


Понятие «волонтёрство» (синоним понятия «добровольчество») используется для обозначения добровольного труда, осуществляемого бескорыстно и направленного на достижение социально значимых целей.

Волонтёрство (добровольчество) сегодня становится заметным явлением общественной жизни и рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики, социального воспитания и формирования активной гражданской позиции молодёжи.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» были поставлены задачи создания условий для развития добровольческой деятельности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» особенно акцентирует внимание на волонтёрстве как важнейшей составляющей системы патриотического воспитания молодёжи.

В 2018 г., объявленном Президентом Российской Федерации Годом добровольца (волонтёра), был дан существенный импульс для развития волонтёрской деятельности, утверждена «Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года». В Концепции указывается на необходимость реализации принципа «добровольчество (волонтёрство) через всю жизнь», который предусматривает обеспечение возможности для участия в добровольческой (волонтёрской) деятельности всех возрастных групп населения — детей, молодёжи, взрослых и лиц старшего возраста — независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, вероисповедания и принадлежности к различным социально-профессиональным группам.

Президент Российской Федерации В. В. Путин призвал оказывать волонтёрам всестороннюю поддержку: «Воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах, формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен быть обязательно востребован» (из Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.).

Волонтёрство получает широкое распространение в нашей стране. Этому содействует развитие и укрепление социально ориентированных некоммерческих организаций, активно использующих труд добровольцев. По данным опросов, сегодня в волонтёрской деятельности участвует 18 % россиян.

Задача образовательных организаций состоит в том, чтобы добровольчество стало неотъемлемой частью жизни подрастающего поколения.

Сегодня чрезвычайно востребованы в нашем обществе такие качества личности, как доброта, справедливость, милосердие, стремление заботиться о ближнем. Формирование этих качеств наиболее отчётливо проявляется в добровольческой деятельности. «Убеждён: именно из тысяч, миллионов искренних, душевных поступков складывается доверие, уважение, взаимная поддержка в обществе в целом. А это значит, что нам с вами по плечу любые самые сложные задачи», — сказал Президент России В. В. Путин, обращаясь к молодёжи во время ежегодной торжественной церемонии вручения всероссийской премии «Доброволец России» (2017 г.).

Участие детей и молодёжи в добровольческом движении — это, с одной стороны, важнейший показатель развития гражданского общества, с другой — один из факторов устойчивого социально-экономического развития нашей страны.

В современных условиях актуальным становится обновление воспитательной системы колледжа с учётом возрастания значимости социально направленной деятельности обучающихся и роли волонтёрства, которое является мощным воспитательным ресурсом личности и инструментом формирования социальных компетенций у молодых людей.



Цель и задачи программы

Цель — формирование социальной компетентности, развитие гражданского самосознания и социальной активности обучающихся как необходимого ресурса становления личности современного гражданина через вовлечение их в добровольческую (волонтёрскую) деятельность, социальные практики.

Задачи:

• создание условий для развития обучающихся как современных граждан, проявляющих гражданско-патриотическую позицию на основе сформированных ценностных ориентаций;

• обеспечение условий для инициативного участия обучающихся в добровольческой (волонтёрской) деятельности, основанной на принципах добровольности, бескорыстия и на традициях благотворительности;

• развитие умений брать на себя ответственность, активно участвовать в выработке совместных решений, регулировать конфликтные ситуации позитивным путём, эффективно взаимодействовать в команде;

• обеспечение условий для совершенствования обучающимися профессиональных компетенций и приобретения опыта для своей дальнейшей работы;

• совершенствование содержания и методов воспитания обучающихся через вовлечение их в активную социальную практику;

• создание условий для применения обучающимися на практике личного творческого потенциала и реализации их личностных качеств;

• создание условий для эффективного участия обучающихся в деятельности различных демократических институтов, общественной жизни и дальнейшего инициативного самостоятельного социального действия с опорой на знания, приобретённые в ходе освоения программы.





Отличительные особенности программы

Сформулированы основные идеи, на которых базируется программа.

Программа предполагает:

  • Индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);

  • Возможность индивидуального образовательного маршрута;

  • Тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта;

  • Разновозрастный характер объединений;

  • Возможность проектной и/или исследовательской деятельности;

  • Возможность сетевой и/или дистанционной формы реализации программы.

Сформулированы педагогические принципы реализации программы.

Программа строится на следующих дидактических принципах:

  • доступности - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям

  • наглядности - иллюстративность, наличие дидактического материала;

  • научности - обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;

  • «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ

Характеристика обучающихся по программе

Программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет, осваивающих программы основного и среднего образования; программа реализуется в системе дополнительного образования. Реализация программы позволит развить устойчивый интерес обучающихся к добровольческой деятельности, раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося. В процессе занятий они смогут проявить инициативу и свои лучшие качества.

Формы занятий: групповая и индивидуальная; основной принцип набора групп — добровольность; на основе группы обучающихся может быть создан волонтёрский отряд. Реализация программы обеспечивается как на уроках (освоение социальных знаний), так и в процессе деятельностных форм практических занятий. Индивидуальная работа проводится при выполнении заданий в блокноте волонтёра. Режим занятий определяется по согласованию с группой обучающихся: уроки — 1 раз в неделю, практические занятия — в зависимости от времени, необходимого для подготовки и проведения акций, флешмобов, мастер-классов и т. д., а также реализации социального (волонтёрского) проекта, взаимодействия с социальными партнёрами.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год: 8 часов (2 теоретических и 6 практических занятий), 3 часа в неделю.

Формы и режим занятий по программе

Теоретические занятия – проводятся в виде групповых развивающихся, профилактических, обучающихся и тренинговых занятиях, учебах, сборах бесед и т.д.

Практические занятия – проводятся в виде мини-игр, тренингов, конкурсов, опросников, акций, дискуссий т.д.

Индивидуальные занятия – проводятся с одним или двумя обучающимися в индивидуальном порядке.

Форма обучения – очная.

Форма организации деятельности – групповая.

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.

Одним из способов организации обучения может быть и использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Такой способ возможен также при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей или детей, по каким-либо причинам временно не имеющим возможности посещать образовательную организацию.

Программа предусматривает разделение группы на звенья (по 10-15человек). Группа разбивается на звенья в связи с разновозрастным составом группы и для удобства проведения практических занятий. Специфика направленности программы подразумевает проведение занятий вне аудитории, в различных организациях (музейная комната, библиотека), на улицах города.

Ожидаемые результаты и форма их проверки

В ходе освоения программы у обучающихся должна быть сформирована социальная компетентность как совокупность знаний (когнитивный компонент) и умений (деятельностный компонент). Не менее важным является наличие сформированного эмоционально-ценностного компонента.

Сформированная социальная компетентность обеспечит участие обучающихся в социальной деятельности, развитие их личностных качеств.

Таким образом, в процессе освоения программы будут достигнуты следующие результаты:

• сформированность мотивации участия в социально ориентированной деятельности;

• усвоение социальных норм поведения, руководство в поведении осознанными нормативными целями;

• приобретение опыта конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, поведения в трудных жизненных ситуациях;

• адекватная высокая самооценка, обладание критичностью по отношению к себе и окружающим; развитие потребности в самовыражении и самореализации, а также в социальном признании;

• приобретение умений ставить цели, планировать их реализацию, выбирать эффективные пути и средства их достижения;

• развитие умений работать в команде, вырабатывать общее мнение в совместной деятельности и аргументировать свою точку зрения;

• развитие умения работать с информацией: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию;

• освоение основ технологии социального проектирования, умение выбирать наиболее эффективные способы решения социальных задач в конкретных условиях реализации волонтёрского проекта.


Способы оценки, фиксации результатов соотносятся с целью и задачами обучения по программе

Диагностика результатов обучения по программе проводится 3 раза за период обучения: входная диагностика - в начале первого учебного года, промежуточная диагностика - в конце каждого учебного года (разела/модуля), итоговая диагностика - в конце обучения по программе. При поступлении в объединение новых обучающихся на второй или третий год обучения с ними проводится входная диагностика в индивидуальном порядке.

Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале.

Входная диагностика:

  1. балл

  • Практически не обладает соответствующими умениями и навыками.

  • Или/и имеет трудности в использовании инструмента (при выполнении задания)

  • Или/и затрудняется в применении простых приемов работы, доступных данному возрасту.

  1. балла

  • Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени.

  • Обладает навыками правильного использования инструментов/материалов начальной степени.

  • Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном возрасте.

  1. балла

  • Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени.

  • Обладает навыками правильного и быстрого использования инструментов/материалов.

  • Правильно использует простые и сложные приемы работы, доступные в данном возрасте.

Диагностическая карта

  • В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов.

  • В конце года все баллы суммируются.

  • Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы - от 8 до 9 баллов.

  • Средний/(базовый) уровень освоения программы - от 4 до 6 баллов.

  • Низкий/(стартовый) уровень освоения программы - от 1 до 3 баллов.

Группа №__________________________

Фамилия Имя

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика












Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений:

  • внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры);

  • внутренняя оценка (личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов, тестирование).

Способы проверки результатов освоения программы:

  • систематическое участие в добровольческих мероприятиях;

  • тестирование обучающихся «Я - волонтер!»

  • контрольные упражнения «Я - волонтер!»

  • количество проведенных мероприятий;

  • количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности;

  • наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской деятельности (портфолио, волонтерская книжка);

  • участие в конкурсах: «Доброволец России», «Лучший волонтер отряда», «Лучший волонтерский проект», «Лучший руководитель волонтерского отряда» и т.д.;

  • участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер- классах волонтерского движения;

  • организация, реализация социально - значимых проектов;

  • создание авторских социально - значимых проектов.

Формы фиксации результатов:

  • ведение журнала учёта;

  • портфолио обучающихся;

  • количество выданных волонтерских книжек и т.д.

Критерии оценки результативности освоения программы:

     Критериями оценки освоения программы являются:

  • личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки;

  • предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, осознание значения волонтерской деятельности в личном и социальном становлении личности.

Аттестация осуществляться через:

  • анкетирование всех участников программы;

  • выпуск отчетных буклетов «За волонтерами будущее!»;

  • количественный анализ результатов проведенных мероприятий с показателем охвата участников;

  • разработка социального проекта;

  • портфолио;

  • мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в целом.



Учебный план, учебно-тематический план, календарный учебный график


Тема

Занятия (всего)

Часы (теория/ практика)

Содержание занятий

1

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж. 

1

1/0

Игры на знакомство, анкетирование, инструктаж. Цели и задачи

2

«Я – волонтер»

2

1/0

Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции.

взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.

Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения: деятельность общественного объединения волонтеров. Формы

осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе  волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Волонтерская книжка.

Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы

3

Психологическая подготовка волонтеров

3

0/1

Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности. Детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в обществе. Просмотр и обсуждение видеороликов Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».

Тренинг толерантности. Критерии толерантного и

интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и

чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие

навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Критич рассказать кто такие волонтёры, и чем они занимаются; кто может стать волонтёром; обучить конструктивному общению посредствам совместной значимой деятельности; овладеть основными практическими умениями в области социальных отношений; мотивировать молодых людей к участию в волонтёрской деятельности еское мышление: что это и необходимо ли оно.

Кто такие волонтёры, и чем они занимаются; кто может стать волонтёром; обучить конструктивному общению посредствам совместной значимой деятельности; овладеть основными практическими умениями в области социальных отношений; мотивировать молодых людей к участию в волонтёрской деятельности

4

Лидерство в волонтерском объединении

4

0/1

Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Эссе «Кто такой Лидер». Подготовка к участию конкурсе «Доброволец года»

5

Информационные технологии в работе волонтера

5

0/1

Информационные технологии в работе волонтера Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

6

Эко-волонтеры

6

0/1

Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями поселка.

Что мы можем сделать в поддержку этого движения. Как мы можем стать эко-добровольцами. Какие акции можно провести у нас.

Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах, написание исследовательских работ на тему экологии.

7

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство

7

0/1

Семейное волонтерство, что это такое. Как мы можем привлекать членов своей семьи к совместным действиям.

Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные

проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста.

Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-

сирот. Принципы взаимодействия с ними.

Проведение игровых программ, мастер-классов.

Работа с подростками. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.

Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

8

Волонтеры Победы

8

0/1

Волонтеры Победы, кто это. Чем отличаются от других видов волонтерства. Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми, история ВОВ. Участие в акциях «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение.

Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж.

(1 час)

Актуализируются знания обучающихся о значении слов «добро», «доброволец», отражающих основную суть добровольческой деятельности. Акцентируется внимание обучающихся на том, что участие в добровольческих объединениях — это всегда деятельность, направленная на помощь нуждающимся. Студентам предлагается обосновать мотивацию работы добровольцем (волонтёром); обучающихся знакомят с направлениями добровольческой деятельности. Обсуждение конкретных ситуаций добровольческой деятельности. Обучающиеся аргументированно отстаивают свои позиции относительно того, кому и как помогать.


Модуль 1

Современное добровольчество

(1 час)

Тема 1.1. Нормативно-правовая база волонтёрства (добровольчества), действующая на территории Российской Федерации

Теория (1 час)

Нормативно-правовые основы добровольчества, инструктивно-методическое сопровождение развития добровольчества (волонтёрства) на территории РФ, формы организации добровольческого (волонтёрского) движения в организациях среднего профессионального образования, локальные акты, регламентирующие работу добровольческих (волонтёрских) объединений в организациях среднего профессионального образования.


Модуль 2

Базовые понятия волонтёрства (добровольчества)

(3 часа)

Тема 2.1. История благотворительности

Теория (1 час)

Многовековая история благотворительности. Царь Михаил Фёдорович — поручил Патриаршему приказу открытие сиротских домов; Фёдор Ртищев (государственный деятель при царе Алексее Михайловиче) — на личные средства открывал больницы для раненых и для бедных; царь Фёдор Алексеевич — издал указ об учреждении школ для беспризорных детей; императрица Екатерина II — учредила приказы общественного призрения; при участии великих княгинь Марии и Александры в 1844 г. была учреждена первая община сестёр милосердия и т.д.


Тема 2.2. Имена и культурное наследие известных российских меценатов

Практика (1 часа)

Практическая работа с разными источниками информации (газеты, журналы, справочники, энциклопедии, Интернет); поиск сведений о российских меценатах; подготовка и представление презентаций о культурном или художественном наследии этих людей. Меценатство в России получило широкое распространение в конце XVIII и XIX вв. и связано с такими именами, как С. И. Щукин, потомки купца С. И. Морозова, братья П.М. и С. М. Третьяковы, С. И. Мамонтов, М. К. Тенишева и др. Культурное наследие известных российских меценатов — музеи (Третьяковская галерея и др.), театры, храмы, обширные коллекции произведений искусства.


Тема 2.3. Филантропия — благотворительность в масштабах человечества (1 час)

Практика (1 час)

Практическая работа с разными источниками информации (газеты, журналы, справочники, энциклопедии, Интернет); поиск сведений о филантропах; подготовка и представление презентаций о деятельности известных филантропов. Филантропия — любовь к человеку, забота об улучшении условий его жизни, благотворительность. Имена известных филантропов: С. Т. Морозов (предприниматель, филантроп), Л. Гуттман (нейрохирург, основатель Паралимпийских игр), Е. Заппас (общественный деятель, миллионер, филантроп, организатор спортивных соревнований Олимпий — предшественниц современных Олимпийских игр) и др.


Модуль 3

Давайте знакомиться — мы волонтёры!

(3 часа)

Тема 3.1. Понятие «волонтёр» и его составляющие (1 час)

Практика (1 час)

Выполнение заданий в блокноте волонтёра (шаг № 1). Студентам предоставляется возможность высказать своё мнение о составляющих понятия «волонтёр», обсудить суть волонтёрской деятельности. Вводится понятие «волонтёр» (наряду с понятием «доброволец»). Акцентируется внимание на качествах волонтёра (добровольца) через обсуждение основных составляющих понятия «волонтёр». Ведётся беседа о широком вовлечении в добровольческую деятельность молодёжи и пожилых людей, сотрудников различных компаний, людей с ограниченными возможностями здоровья.


Тема 3.2. Мотивы добровольческой деятельности и ценности волонтёров (1 час)

Практика (1 час)

Выполнение заданий в блокноте волонтёра (шаг № 1). Обучающимся предлагается обосновать мотивацию работы волонтёром на основе закрепившихся в обществе мнений, выработать свою позицию. Формируются ценностные ориентации студентов, которые соотносятся с волонтёрской (добровольческой) деятельностью, являются наиболее важными лично для каждого обучающегося. Деятельность волонтёра основывается на стремлении помочь нуждающимся, именно это объединяет людей, рабо 20 тающих волонтёрами. Вводится понятие «мотивация». Обсуждается наличие у волонтёра сформированных ценностей, которые лежат в основе его взглядов и поведения (равенство, социальная справедливость, дружба и т. д.).


Тема 3.3. Принципы волонтёрской деятельности и признание волонтёрства в обществе (1 час) Практика (1 час)

Формируется осознанное отношение к волонтёрству через самостоятельное создание образа современного волонтёра. Выполнение творческого задания в блокноте волонтёра (шаг № 1). Обучающиеся аргументируют свою позицию, отвечая на вопросы «Почему я хочу быть волонтёром?», «Почему я могу быть волонтёром?»; выражают готовность активно участвовать в решении социальной проблемы. Выполнение задания в блокноте волонтёра (шаг № 1). Обучающихся знакомят с примерами волонтёрской деятельности. Акцентируется внимание на том, что, для того чтобы по-настоящему стать волонтёром, необходимо знать и принимать принципы волонтёрской деятельности. Приводятся наиболее распространённые объяснения слова «волонтёр», закрепившиеся в сознании людей. Обучающихся подводят к выводу, что волонтёры активно участвуют в жизни своей страны, получают общественное признание.

Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Тема

Формы

Методы технологии

Дидактический материал и ТСО

Формы подведения итогов по каждому разделу, теме

1

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж.         

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры анкетирование

Мультимедиа, ПК,

анкеты, инструкция

Опрос, наблюдение (степень заинтересованности, мотивация и т.д.), тестирование, диагностика

2

Нормативно-правовая база волонтёрства (добровольчества), действующая на территории Российской Федерации

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, игры, КТД

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование, тестирование

Мультимедиа, ПК, ролики о добровольчестве.

Упражнение Джеффа. Дискуссионные

качели (Н.Е. Щуркова)

Опрос, наблюдение, выступления обучающихся, заявление на выдачу волонтерской книжки

3

История благотворительности

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование, тестирование

Мультимедиа, ПК, работа с психологом

Опрос, наблюдение, выступление обучающихся, тренинги

4

Имена и культурное наследие известных российских меценатов

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Анкетирование, тестирование, опрос

Мультимедиа, ПК, ролики о известных лидерах

Эссе «Я – Лидер!»

5

Филантропия — благотворительность в масштабах человечества

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД

Методы коллективной и индивидуальной работы,

Мультимедиа, ПК, ролики по теме социальная реклама, плакат

Листовка, брошюра, социальный ролик, социальный плакат. Написание новостей.

6

Понятие «волонтёр» и его составляющие

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры

Мультимедиа, ПК, ролики об экологическом волонтерстве

Эссе «Земля – наш общий дом!»

«Трудовой десант»

7

Мотивы добровольческой деятельности и ценности волонтёров

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование

Мультимедиа, ПК, ролики о социальном волонтерстве, «Семейные ценности»

Опрос, наблюдение. Эссе «Моя семья – мое богатство!»

8

Волонтеры Победы

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Методы коллективной и индивидуальной работы. Экскурсия в музейную комнату,

Мультимедиа, ПК, ролики о ВОВ, «Георгиевские ленты»

Письмо «Спасибо деду за Победу!», участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы

Список информационных ресурсов

Литература

  1. Арсеньева Т. Н. Служить другим, чтобы найти себя (волонтёрство и поступление в вуз) / Т. Н. Арсеньева, Х. Т. Загладина, Э. Д. Кондракова // Образовательная политика. 2015. № 4 (70). Асмолов А. Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире / А. Г.

  2. Асмолов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральный институт развития образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2012.

  3. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие / Г. П. Бодренкова; [Российский центр развития добровольчества]. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013.

  4. Дружинин В. В. Детское движение в России: историко-теоретический аспект / В. В. Дружинин. СПб.: Логос, 2004.

  5. Загладина Х. Т. Волонтёрство и реализация социального потенциала детей и молодёжи в контексте российской образовательной политики / Х. Т. Загладина // Образовательная политика. 2014. № 4 (66).

  6. Загладина Х. Т. Добровольчество (волонтёрство) и дополнительные общеразвивающие программы / Х. Т. Загладина // Дополнительное образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы: материалы V Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию системы дополнительного образования детей / под общей редакцией Т. А. Антопольской, Т. В. Якуниной. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018.

  7. Загладина Х. Т. Добровольчество (волонтёрство) как мощный фактор развития гражданской активности и успешной социализации детей и молодёжи / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. 2018. № 1.

  8. Искусство быть волонтёром. От доброй воли — к доброму делу / Добровольческое движение «Даниловцы». М.: Новое небо, 2018. 31

  9. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтёра: учебно-методическое пособие / Л. А. Веретенникова, А. П. Метелев, Е. В. Четошникова и др. Барнаул: АлтГПУ, 2018.

  10. Социально значимые инициативы детей и молодёжи: научно-методические материалы и рекомендации (региональный опыт) / авт.-сост. Х. Т. Загладина, И. Н. Попова. М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

  11. Шапка Е. В. Волонтёрство сегодня: модный тренд или полноценная работа? / Е. В. Шапка, М. О. Семененко, В. Г. Старикова, О. А. Козлова // Волонтёр. 2012. № 1–2.

  12. Школа добрых дел: где и как готовить волонтёров?: сборник статей. М.: Новое образование, 2016. (Библиотека для учреждений дополнительного образования детей).


Интернет-ресурсы

  1. Ассоциация волонтёрских центров: http://авц.рф.

  2. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»: http://mil.ru/youtharmy/info.htm.

  3. Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа безопасности»: http://school-of-safety-russia.ru/

  4. Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики»: http://www.волонтёры-медики.рф.

  5. Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы»: http://волонтёрыпобеды.рф.

  6. Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей»: http://www.ruor.org.

  7. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр): https://www.rospatriotcentr.ru/about/