Методическая разработка на тему "Особенности формирования мотивации обучения в классе народных инструментов"
Аннотация. В работе раскрываются особенности формирования мотивации обучения на народных инструментах. Даётся характеристика народным стилям и жанрам. Прослеживается мысль о том, что русские народные инструменты являются важной составляющей культурного и исторического наследия нашего народа. Анализируются средства обучения, используемые на уроках, которые способствуют развитию музыкальных способностей учеников, любви к народным инструментам.
Ключевые слова: народная инструменты, домра, балалайка.
Игра на музыкальном инструменте – средство музыкального воспитания. Дети играют на народных инструментах с удовольствием, и это способствует развитию у них активного восприятия музыки, умению искренне, глубоко выразить свои чувства и переживания, гордости и любви к своей Родине.
Большим достоинством народных инструментов является лёгкость освоения музыкального инструмента: домры или балалайки.
Сильной стороной в решении задач по формированию устойчивого интереса к обучению игре на народных инструментах, является знакомство детей и введение в репертуар народных мелодий, так как народная музыка обладает художественно-воспитательной ценностью, восхищает и удивляет глубоким содержанием и совершенной формой.
Занятия музыкой и игра на народных инструментах украшают жизнь человека, облагораживают отношения людей. В народной музыке отражаются вековые традиции и творчество нашего народа.
В.В. Андреев говорил: «Великорусский оркестр является единственным национальным художественным созданием, ничего не позаимствовавшим с Запада… и представляет собой исключение, как дело, выросшее на русской почве, созданное русским народом и опирающегося на музыкальные инструменты русского народа».
В музыкальном воспитании детей очень важно обращение к родной, региональной музыкальной культуре с учетом принципов, заложенных в народном творчестве: участие и нахождение своего места в творческом процессе всех, независимо от степени одарённости; тесная связь творчества с повседневной жизнью, семьёй, бытом детей; взаимосвязь искусств; связь с художественной традицией своего края, села; слуховое ощущение лада и стиля.
Народная музыка наиболее доступна для восприятия детей, так как музыкальные образы и выразительная мелодия близка детям по своему характеру.
Изучение народной музыки воспитывает у учащихся восприятие всего комплекса выразительных средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ, заставляет активно мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия, представления, эстетические чувства, учит любить и понимать народную музыку, побуждает интерес к прошлому своего народа.
Выразительное исполнение и полноценное раскрытие художественного образа произведений возможно только при постепенном развитии у детей исполнительских навыков, среди которых наиболее важными являются: правильная постановка, звукоизвлечение, звуковедение. Формирование исполнительских навыков школьников базируется на развитии музыкального слуха детей и овладении игре на инструменте.
Значительное место в работе с младшими школьниками занимают игровые упражнения, которые способствуют не только развитию исполнительства и музыкального слуха, но и развивают внимание, воображение, образное мышление, эмоциональную память и способность анализировать свое исполнение.
Правильно подобранный разнохарактерный репертуар с яркими музыкально-художественными образами, который должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников и уровню их общего и музыкального развития, способствует выразительному развитию таланта каждого ребенка.
Сокровищница народной инструментальной музыки не только развивает слуховые данные детей, но и умение следить за развитием музыкальных образов, замечать что-то новое, оценивать красоту мелодии. Народная мелодия, которой свойственна эмоциональная сдержанность, переходя от исполнителя к исполнителю, от поколения к поколению, учит чистоте чувств, мужеству и доброте.
Образы произведений народного жанра переносят детей в загадочный мир сказки, где они оказываются во власти волшебных музыкальных тем. Через средства поэтической аллегории, наблюдая за жизнью и поступками персонажей, дети познают природу, человеческую жизнь.
В работе над воплощением художественного образа таких народных мелодий возможно создание театральных образов. Каждый из исполняющих может быть определенным персонажем и детям приходится проявлять не только воображение, перевоплощаться, но и проявлять свое отношение к окружающему миру. Образно-игровой фон таких мелодий требует перевоплощения, богатой детской фантазии.
Учитывая психофизические особенности школьников, на уроках следует применять разнообразные формы и методы работы. В частности, игровой метод ведения урока превращает тренинг исполнительских навыков в занимательный, увлекательный процесс. Применение музыкально-ритмических упражнений во время урока приводит к развитию таких важных качеств и умений, как внимательность, хорошая координация движений, быстрота реакции, ощущение пульсации, развитие метроритмического мышления.
Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – всё это вызывает желание играть на народных инструментах даже у самых застенчивых ребят. Мелодии многих народных песен удобны для детского исполнения и легко усваиваются школьниками как младшего, так и старшего возраста.
Основой выразительного исполнения на народных инструментах является осмысленная игра народных мелодий, которая помогает лучше овладевать исполнительскими навыками, приёмами игры. Необходимо чтобы учащийся понимал и представлял то, о чем играет, умел передать содержание и был вовлечен в творческий процесс исполнения. Важное значение имеет, правильно подобранный концертный инструмент.
Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной музыке, обладают огромной воспитательной силой. Воспринимая народную мелодию через художественный образ, ученики делают свои умозаключения. Постепенно к ним приходит понимание того, что народная мелодия − это не просто мотив, гармония, а нечто большее и объемное. Это проникновение в тайны исполнения народных мелодий, это душевное состояние и вхождение в мир через художественно - эмоциональную сферу. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы творчества русского народа.
В наше время многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры, поэтому необходимо возрождать интерес к своим корням и традициям, так как традиция – важнейшая составляющая культуры любого народа.