СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности индивидуализации обучения в основной школе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности индивидуализации обучения в основной школе.

Просмотр содержимого документа
«Особенности индивидуализации обучения в основной школе.»

Особенности индивидуализации обучения в основной школе.

Тревожная проблема сегодняшней школы – неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала подводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них недостижим. Непрерывное возрастание объёма учебного материала приводит к тому, что в условиях одинакового нормативного времени его изучение всеми учащимися класса на одном уровне просто невозможно. Практика фронтальных занятий показывает, что после изучения любой темы всегда остаётся часть учащихся, которые что-нибудь из данной темы не поняли. Поэтому часть учащихся вынуждена переходить к новому материалу, так и не освоив предыдущий. К определённому времени накапливается такое количество пробелов в системе знаний и умений, что ученик весь последующий материал осваивать уже не может. Как следствие – пропадает интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет индивидуализация обучения.

Индивидуализация обучения - это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психологопедагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Все мы знаем, что каждый ребенок по-своему воспринимает, перерабатывает и интерпретирует полученную информацию, в зависимости от своих психофизиологических особенностей, прожитого опыта, характера, воли, мотивации, эмоциональных отношений. Наблюдается неравномерность индивидуального характера развития. Поэтому нужны вариативные формы образования детей. Однако возможности занятий для выстраивания особой линии обучения для каждого конкретного ученика с учётом его индивидуальных особенностей ограничены, поскольку общий фронт объективно требует одинакового темпа, способа, средств, времени для изучения одного и того же материала.

Что надо учитывать в первую очередь? 1.Уровень умственного развития обучающегося, обучаемость и способность к обучению. 2.Скорость усвоения - комплексное явление, существенный показатель которого не столько скорость запоминания, сколько темп обобщений. 3.Общие умственные способности - комплекс способностей, требуемых для осуществления обучающимися учебной деятельности. Сюда относят способности запоминать материал, поведение логических операций, творческого мышления.

Индивидуализация обучения проводится в рамках коллективной учебной деятельности учащихся и направлена на устранение несоответствия между реальными возможностями отдельных учащихся и требованиями учебных программ.

Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой:

- учитель взаимодействует лишь с одним учеником;

- один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что:

- оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;

- следить за каждым его действиям и операцией при решении конкретных задач;

- следить за его продвижением от незнания к знанию;

- вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя;

- приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. У учащихся должны быть сформированы общие способы действия: - самоконтроль; - саморефлексия; - самопланирование. Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Только индивидуальное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для (продуктивного) продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала подводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет индивидуализация обучения. Важный способ индивидуализации – это помощь ученику в формировании индивидуального стиля учебной деятельности. Индивидуальная деятельность – это целая система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. Если у ученика выработан индивидуальный стиль учебной деятельности, значит, он наилучшим образом приспособился, адоптировался к условиям обучения, используя свои индивидуально- типологические особенности.

Формы индивидуального обучения:

  1. дифференцированное преподавание учебного материала (разработка систем, заданий различной сложности и объёма для отдельных учащихся);

  2. программированное обучение (предлагает пошаговую подачу учебной информации с немедленным контролем, учётом и коррекцией ошибок);

  3. дистанционное обучение (предлагает диплом любого университета мира заочно с помощью компьютерных технологий);

  4. модульное обучение как продолжение и развитие идеи программированного обучения путём отбора дидактических единиц и тестирования обучаемых;

  5. вариативное образование (предлагает углублённое изучение отдельных предметов (спецшколы или классы с углублённым изучением предметов).

Одним из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке русского языка и литературы являются дифференцированные индивидуальные задания, которые позволяют при меньшей затрате значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Большую помощь оказывают дополнительные занятия, консультации с учащимися после уроков. Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав “забытые” правила в четкую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придется решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ОГЭ или ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

В процессе обучения и воспитания встречаются ученики с разными характерными особенностями, с разными способностями. Сейчас мы говорим о познавательных, коммуникативных и регулятивных целях, которые должны учитывать индивидуальность учащегося, должны способствовать всестороннему развитию ученика. Если ребёнок научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить коррективы , принимать решения в проблемной ситуации, воспринимать критику ошибок, строить логическое рассуждение, взаимодействует во фронтальном режиме – значит учитель добился своих целей и данный урок или занятие пошли на пользу каждому ученику.

Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.