Просмотр содержимого документа
«Особенности изучения приставок»
Особенности изучения приставок
В начальных классах изучают два признака и усваивают два следующих определения: «Приставка- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов»
Усвоение словообразовательной роли приставок происходит наиболее успешно при условии раскрытия их семантического значения.
С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учеников на примере глаголов. При этом приставочные глаголы образуются от бесприставочных. Это имеет большое дидактическое значение: возникает возможность сравнения однокоренных глаголов без приставки и с приставкой. Таким образом, создаются условия, в которых семантическая роль приставки выступает особенно отчетливо.
Целесообразно в целях выяснения роли приставок использовать словосочетания или предложения.
Для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в единстве с их смысловым значением результативными являются следующие группы упражнений:
1.задания, основанные на сравнении однокоренных слов, семантическое различие между которыми обусловлено разными приставками.
2. Сравнение одной и той же приставки в разных словах. Цель: обобщение знаний о семантике приставок.
3.Лексико-грамматический и лексико-стилистический анализ текста. Это способствует точного и осознанного употребления в речи слов с приставками.
Наряду с наблюдениями над семантикой и словообразовательной ролью приставок, проводится также работа и над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок. Учащиеся упражняются в правописании гласных и согласных букв в приставках. Проводится специальная работа над сопоставлением и противопоставлением предлогов и приставок.
Формирование навыка правописания приставок сочетается с углублением знаний о приставке как морфеме слова, с развитием умения осознанно и точно употреблять в речи слова с приставами. Это связано с пониманием лексического значения слова, его сочетаемости с другими словами в предложении. Поэтому необходимым является использование упражнений разных видов, начиная со списывания, диктантов и кончая творческими заданиями.