СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации образовательного процесса в сельской школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель обучения в начальной школе- научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать,преобразовывать и использовать в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации образовательного процесса в сельской школе.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Елховоозернская средняя школа

муниципального образования «Цильнинский район»

Ульяновской области













ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.









Подготовила учитель

начальных классов

МОУ Елховоозернской СШ

Насырова Миляуша Асхатовна.







Начальное общее образование является первой ступенью общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Особо важную роль в современном учебном процессе в начальной школе играют межпредметные связи, которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в современном учебном процессе особое место занимает деятельностное, практическое содержание образования, конкретные способы деятельности, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности:

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся помимо общих должны освоить предметные учебные умения, навыки и способов деятельности.

.

Начальная школа – это одно из звеньев в цепи непрерывного образования, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования.

Из чего оно складывается?

· Из высокого уровня профессионализма педагогов

· Из создания комфортности в обучении школьников

· Прочности знаний учащихся

· Соблюдение санитарно-гигиенических норм

· Из материально-технического обеспечения школы.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.

Составляющие качества образования:

Ø качество обученности школьников по образовательным областям;

Ø качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);

Ø качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);

Ø качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);

Ø качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:

• целеполаганием учащихся;

• мотивацией их деятельности;

• формированием умений учащихся;

• созданием обратных связей «учитель – ученик»;

• созданием проблемных ситуаций;

• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.





Сельские школы составляют в целом по стране около 70% из них более половины – это малочисленные, т. е. те, где в классе в среднем обучается менее 10 учеников.

Следует иметь в виду следующие общие тенденции, характеризуя сельскую малочисленную школу:

  • уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся и переходу ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, что ведёт к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы и методы образования;

  • принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;

  • усиление влияния школы на сохранение и развитие села.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать в организации учебно-воспитательного процесса.

Специфика сельского социума проявляется в следующем:

  1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого односельчане имеют большое влияние на воспитание детей.

  2. На селе в большей степени, чем в городе, сохранились внутреннее духовное богатство, правильное отношение к Родине и природе. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.

  3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается детальным знанием окружающих людей.

  4. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка.









Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Сегодня, когда происходит постоянное обновление содержания образования, возросла потребность в учителе, который способен модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Мастерство современного учителя состоит в умении правильно конструировать формы организации процесса обучения в соответствии с целенаправленным его функционированием.

Обновление образования  сегодня требует от педагогов: знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, умения анализировать и оценивать свой профессиональный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Условием успешной социализации учащихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, создание модели современного педагога «Я – сегодня…».

Три условия профессионального роста педагога «Я – сегодня…»

Первое условие – необходимо точно усвоить ЗУН:

Знания – знать основные пути профессионально-личностных достижений учителя

Умения – формировать профессиональную личностную позицию

Навыки – владеть информаци­онными технологиями на функциональном уровне

Второе условие – составить и руководствоваться профессиограммой педагога школы

Составляющие профессиограммы – функции педагога, результаты труда, профессиональные качества, индивидуально-личностная характеристика педагога

Третье условие – с целью повышения качества образования обладать такими качествами как педагогическая компетентность, педагогические способности, педагогическая направленность

Основные пути профессионально-личностных достижений учителя:

1) формирование индивидуального банка освоенных и применяемых методических приемов и педагогических технологий;

2) освоение роли учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя;

3) системная самообразовательная работа через личностную целостность, рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.

Думаю, что каждый современный учитель в совершенстве должен обладать профессиональными потребностями в образовании, направленными на развитие творческой личности:

  • профессиональные знания,педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;

  • собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;

  • способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;

  • профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых    и прогнозируемых образовательных потребностей;

  • педагогическое мышление и рефлексия;

  • педагогическое целеполагание;

  • психолого-педагогическая культура.

Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе обновления содержания образования, направленные на повышение качества образования.

Личные качества учителя должны постоянно совершенствоваться и обладать следующими качествами:

  • оптимизм;

  • позитивная «Я – концепция»;

  • мотивация к педагогической деятельности;

  • ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;

  • адекватная самооценка;

  • социальная толерантность;

  • эмоциональная устойчивость.  

Из всего вышесказанного и в соответствии с модернизацией системы образования выстраивается



Модель преподавателя школы «Я – сегодня…» -



Творческая профессионально компетентная личность,

Осознающая смысл и цели образовательной деятельности,

Умеющая составлять целостную образовательную программу,

Наделённая способностью видеть индивидуальные качества учеников,

Способная к личностному творческому росту.

И, если смотреть на первые буквы этих понятий, то они созвучны с английским словом Towns – города. А со словом «города» у нас ассоциируется что-то огромное, яркое и чего-то всегда много, много, много…

И поэтому я хочу пожелать современному учителю сегодня - огромного желания работать, быть самой яркой личностью и помнить всегда о том, что хорошего человека всегда много, много, много…!