СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации учебной работы по «технологии» в соответствии с требованиями фгос ооо

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложены основные направленияприорганизации и проведении уроков технологии в соответствии с ФГОС ООО. Отмечено, что основой при при организации и проведении  уроков является деятельностный и личностно ориентированный подход,.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации учебной работы по «технологии» в соответствии с требованиями фгос ооо»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО «ТЕХНОЛОГИИ»

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО

Сидоренко Е. А.

МБОУ СОШ №5 им.К.П.Феоктистова

Л.И.Хатунцева, доцент ВГПГК


Основой организации учебной деятельности является планирование.

К началу учебного года каждый учитель обязан представить на подпись администрации календарно-тематическое планирование по своему предмету, которое разрабатывается на основе рабочей программы.

Планирование своей работы и будущей деятельности учеников — это основа научной организации процесса обучения. Календарно-тематический план может составляться на год, полугодие, четверть — как принято в учебном заведении. Единой, строго обязательной формы календарного плана не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобнее лично для него или принятую в данном учебном заведении.

Независимо от формы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать:

1. При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков.

2. Из программы определяют круг теоретических сведений (технологических вопросов), с которыми учитель планирует ознакомить учащихся, а также практическую и самостоятельную работу. При перспективной подготовке к занятиям представляется возможным наметить и определить, какими средствами располагает учитель для иллюстрации своего объяснения. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение недостающих таблиц, плакатов, учебных фильмов, слайдов или учебной литературы.

3. Особое внимание следует уделить выбору объектов труда. Необходимо проанализировать трудоемкость выполнения того или иного изделия, уровень сложности, соответствие программе, уровню знаний и умений учащихся, их возрастным возможностям; предусмотреть вариативность в изготовлении, наличие оборудования, инструментов, материала.

Опыт и практика показывают целесообразность перспективного планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на случай возможного отсутствия материала и т.п.). Во всяком случае, если учитель заблаговременно знает, какое изделие будут изготовлять школьники, то он имеет долгосрочную возможность подобрать (сделать) эталонный образец, необходимый для показа на уроке, составить требуемую техническую документацию, продумать и опробовать технологическую последовательность изготовления.

4. В планах может присутствовать графа «Дата проведения». В нагрузке школьного учителя чаще всего запланированы занятия в нескольких параллельных классах, которые могут проводиться по одной теме в разные дни недели. Поэтому в календарно-тематическом плане целесообразнее записывать, например, «2-я неделя октября» и т.п. Программа по технологии рассчитана на 68 (70) часов по 2 часа в неделю. Но в течение учебного года некоторые занятия пропадают за счет праздников, каникул. Распределение учебного материала по датам при календарно-тематическом планировании поможет учителю наиболее оптимально спроектировать изучение материала.

Составленный календарно-тематический план не исключает систематической работы по его улучшению и совершенствованию. В ходе его реализации учитель, анализируя, в какой степени достигнуты цели изучения предыдущих тем и что надо сделать для лучшей организации последующих занятий, вносит дополнения, уточнения к изменениям.

Конечно, только опыт и знания конкретной группы (класса) учеников помогут молодому учителю сделать правильный расчет времени на каждый вид работы на уроке, на отдых, вовремя скорректировать ход занятия. Надо помнить, что ни один урок не может абсолютно вписаться во временные рамки, предварительно намеченные для каждого этапа: многое зависит от складывающейся на уроке ситуации. Поэтому педагог может пересматривать дозировку времени и саму структуру в ходе занятия. Урок следует заканчивать по звонку, не задерживать учащихся на перемене.

Большое значение по технологии имеет технологическая подготовка занятий: техническая документация – чертежи, технологические карты, схемы и пр.

При обучении школьников самое широкое применение находят еще и такие виды учебной технологической документации: технологические карты с неполными (заполняемыми самими учащимися) данными, инструкционно-технологические карты, технологические инструкции. Последние полезны тем, что, отличаясь от обычных технологических карт лишь одной графой, позволяют расширять самостоятельность учеников во время занятий. Эта графа в инструкционных картах называется «Указания по самоконтролю» и содержит данные, позволяющие школьнику самому проверить правильность своих предыдущих действий, не обращаясь к учителю. Технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса в значительной степени способствует формированию системы технологической грамотности у школьников.

Со временем у каждого учителя технологии накапливается большое количество дидактического материала по всем разделам программы. Но надо систематически его обновлять в соответствии с изменениями в науке, технике, технологиях и новыми подходами в педагогике. Кроме того, необходимо предусмотреть систему хранения материала. Желательно его систематизировать по темам в отдельных папках или в компьютере.

Обновление содержания связано с расширением вариативности изучения учебного предмета «Технология», предоставлением учителю свободы в выборе объектов труда и изучаемых технологий с целью более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. В содержание образования включен материал, направленный на подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, на освоение современных и перспективных технологий.

Важная задача, значение которой возрастает в связи с необходимостью наращивания интеллектуального потенциала общества, - это развитие технологических способностей учащихся и формирование их преобразующего мышления на основе научных знаний. Мало знать, надо уметь применять знания, уметь делать, причем делать так, чтобы не наносить вреда природе и обществу.

Эффективность технологической подготовки школьников зависит от комплекса организационно-педагогических условий. Ведущее место отводится методам и средствам усвоения нового учебного материала.

После изучения каждого раздела рекомендуется проводить итоговое занятие с использованием игровых технологий обучения для систематизации знаний и умений учащихся, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Эти занятия повышают интерес к предмету, способствуют самостоятельному получению новых знаний и умений.

Практически на каждом занятии по технологии происходит знакомство с той или иной профессией. Внеклассная работа позволяет значительно расширить возможности учителя по проведению профориентации среди учащихся путем приобщения их к творческим видам деятельности: подготовки рефератов, разработки проектов, участия в конкурсах, выставках; путем встреч с мастерами производства, проведения экскурсий, дней защиты профессий, месячников трудового обучения; путем знакомства с биографиями знаменитых людей, интересными случаями из их жизни. В. Г. Белинский считал, что «зрелище жизни великого человека возвышает душу».

При проведении ролевых, деловых игр, уроков в игровой форме учащимся предоставляется возможность попробовать себя в роли учителя, контролера, товароведа, модельера, закройщицы, манекенщицы, менеджера и т.д. Только в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение детей к делу происходит выявление их интересов, их индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив интерес, необходимо проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности.

Учитель должен помочь учащимся сформировать адекватную самооценку своих профессиональных возможностей и при необходимости скорректировать ее в соответствии с требованиями, нужными для выполнения конкретной деятельности, избираемой ими. Это очень важная работа учителя по подготовке детей к осознанному выбору профессии. Выбор профессии должен быть самостоятельным, но «хотеть нужно то, что сможешь, а мочь важно то, что полезно для людей» (Е. А. Климов).

По мнению психологов, главное значение в трудовой подготовке и профориентации учащихся приобретает овладение ими широким кругом политехнических умений и навыков, ознакомление с основными компонентами труда и миром профессий, а также опробование своих сил и возможностей в самых разных областях труда.

Компетентностный подход предполагает усиление практической направленности образования. Фактическое положение дел подтверждает рост прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах предмета «Технология», основной задачей которого является формирование технологической культуры.

Это соотносится с задачей формирования ключевых компетенций, решение которой необходимо начинать с общеобразовательных школ. Для этого необходимо выделить наиболее общие и значимые личностные компетенции, требующиеся для выполнения любого вида деятельности, для интеграции личности в общество.

Причем, формирование ключевых компетенций нельзя осуществлять по отдельности, сегодня один компонент, завтра другой (личность формируется целиком). Но уровень сформированности тех или иных компетенций в каждом возрасте, у отдельных индивидов может быть разный. Важно выявить эти уровни и критерии их определения.

Деятельностный характер обучения в стандарте реализуется через освоение разнообразных способов практической деятельности по изготовлению личностно и общественно значимых продуктов труда. Содержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяет осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников.

Главными задачами профессионально-педагогической деятельности учителей является ориентация на активизацию позиции школьников в обучении, на развитие их творческого потенциала. Для решения этих задач учителя сами должны в достаточной степени владеть педагогическими технологиями, системой интерактивных методов и исследовательских умений. Умение проектировать и прогнозировать развитие личностных качеств своих воспитанников, быть готовыми к инновационному поиску новых форм и методов работы, соответствующих возникающим педагогическим проблемам; планировать и осуществлять решение педагогических задач в целостном педагогическом процессе способствует активизации творческого потенциала воспитанников, их потребности в саморазвитии, включению в активную интеллектуальную и исследовательскую деятельность.

В связи с этим большую значимость приобретает организация исследовательской деятельности, которая обеспечивает свободу в открытии и познании истины, создает условия для полноценного, продуктивного развития интеллектуального и творческого потенциала, способствует познанию мира, себя и себя в этом мире. Участие учащихся в научно-исследовательской работе является одним из методов совершенствования их подготовки.

При переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но меняются цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии.

Новый образовательный стандарт одной из главных задач определяет развитие и формирование универсальных учебных действий. Уже сегодня учителю предлагается определить, какие элементы УУД формируются в рамках действующего стандарта по предмету.

В условиях введения ФГОС ООО в профессиональной деятельности учителя иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний», т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету). (Приложение 11)

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой различных методических приемов. В частности, выполнение целого ряда заданий предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно). Подавляющее большинство видов работ направлено на формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Итак, специфика предмета «Технология» и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

- ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

- значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);

- специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

- широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;

- формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

При разработке методических рекомендаций мы учитывали, что в соответствии с действующим законодательством в области образования учитель вправе выбирать любой учебник (из числа рекомендованных или допущенных Минобрнауки России в соответствующем учебном году).

Ответственность за выбор УМК лежит на учителе. Однако следует помнить, что важно выбирать тот УМК, который соответствует образовательному стандарту.

Современные процессы модернизации образования обусловили появление и развитие определенных требований к предметному учебно-методическому комплекту, используемому в общеобразовательном учреждении.

При организации учебной работы учащихся необходимо соблюдать следующие принципы:

- признание субъект-субъектных отношений, определяющих взаимодействие учителя и ученика;

- внедрение принципа деятельности, обеспечивающего построение преподавания на основе конструирования предметной деятельности ученика (его учебных действий; умственных или практических; контроля за ходом и результатом их осуществления, оценкой их выполнения и т. п.)

- реализацию основ антропологической педагогики, предусматривающей опору на природные особенности ребенка (его пытливость, любознательность, эмоциональность, использование разных форм мышления при познании мира);

- применение личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего в ходе преподавания учебной дисциплины, учет индивидуальности каждого ребенка (его психофизиологических, природных, личностных особенностей в их уникальном, неповторимом своеобразии).

Предмет «Технология» - это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: творчества, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. Поэтому сегодня идут активные поиски таких форм организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы необходимый уровень развития ученика.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделии на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знании, выполнении практических задании).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.



6