Педагогическая ситуация и приемы ее решения
я
Профессиональная компетентность учителя -
интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей
современный учитель
- - не умеет организовать урок в деятельностной парадигме;
- - не умеет организовать работу в группах;
- - не знает типологию детских поблеем (детства в целом);
- - не умеет работать с различными категориями детей;
- - не владеет общей психологической культурой общения;
- - не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.;
- - не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей)
(В.В. Рубцов)
Модель эффективного учителя
- Эффективный учитель = Э (З + М + Л) где:
- Э – этические принципы; З – знания; М – мышление;
- Л – лидерские навыки
(М.Барбер)
Задание:
- 1. Ответьте на вопросы :
- 1) Объясните, почему эти составляющие должны быть в основе профессиональной компетентности учителя?
-
- 2) Какое влияние оказывают данные составляющие на успешное решение профессиональных ситуаций?
-
- 2. Заполните 1 и 2 колонки таблицы «З-Х-У» , отвечая на вопрос: «Что вы знаете о профессиональных ситуациях и путях их решения?»
- Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
- Знаю (проблема, ситуация, задача и др.)
- Хочу знать
- Узнал
Педагогическая ситуация -
(от франц. situation – положение, обстановка, совокупность обстоятельств) момент взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который обостряет противоречия воспитательного процесса
(В.И. Загвязиннский )
Педагогическая ситуация -
своеобразная единица учебно-воспитательного процесса, « точка пересечения » педагога и школьников в реальных обстоятельствах их жизнедеятельности, требующая от него принятия и реализации решения
(Д.З. Вульфов)
Пример
Ученик 11 класса демонстративно заявляет Вам, что Ваш предмет ему не нужен, что ЕГЭ ему тоже сдавать не надо, он будет поступать в Китае - папа обо всем договорился.
Каковы Ваши действия?
Педагогическая ситуация -
кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону)
Ситуация – испорченный светофор
- красный – прошлое, то, что уже произошло и к чему возврат закрыт;
- желтый – сложная напряженность и некоторая неопределенность нынешнего, сущего;
- зеленый открывающаяся перспектива
Ситуации могут быть:
- -мгновенными и длительными;
- - внезапными или ожидаемыми;
- - случайными или закономерными;
- - характерными или исключительными;
- - предсказуемыми или непредсказуемыми
- - благоприятными и неблагоприятными для взаимодействия;
- - напряженными и свободными;
- - с чертами публичности и интимными
Конфликтная ситуация -
следствие низкой квалификации педагога, отсутствие у него профессиональной культуры, интуиции, умения владеть собой, предвидеть последствия тех или иных своих действий, «просчитать» варианты их дальнейшего развития
Задание: составьте кластер
Кластер -э то способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом»
Сущность педагогической ситуации
противоречие
развитие
разрешение
Классификация педситуаций
- по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
- по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
- по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
- по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
- по участникам (учитель – ученик, учитель – группа учеников, сейчас бы добавила учитель- родитель ученика)
- по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
- по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
- Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).
- по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).
Этапы решения педагогической ситуации
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых .
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Педагогическая задача -
осмысленная педагогическая ситуация, с привнесенной в нее целью, в связи с необходимостью познания и преобразования действительности
(В.А. Сластёнин )
Задача -
обоснованное предписание по выполнению действия.
Задача включает в себя:
- цель,
- условие,
- сформулированный вопрос или задание
Алгоритм решения педагогической задачи
1. Осознание цели, проблемной ситуации, необходимости ее решения.
2. Поиск информации различными методами, включая диагностические процедуры.
3. Анализ конкретной ситуации и вычленение проблемы.
4. Разработка вариантов (альтернатив) для принятия решения. Выявление гипотез.
5. Выбор критериев решения.
6. Оценка и прогноз выбираемых вариантов (альтернатив).
7. Установление соответствия предлагаемого решения этико–правовым нормам исследовательской и проектной деятельности
Алгоритм решения педагогической задачи
8. Предоставление решения в виде текста, системы знаков (условных обозначений), таблицы, диаграммы, графика, рисунка, схемы, звуковой (видео-) информации или их сочетания.
9. Учет контекста (если необходимо) в форме комментария.
10. Реализация выбранного варианта решения.
11. Соотнесение полученного результата с поставленной целью.
12. Рефлексия успешности решения педагогической ситуации.
13. Коррекция полученного решения в зависимости от педагогической ситуации
Главное, о чем надо помнить
- Конструктивное решение конфликтных ситуаций- необходимый элемент профессиональной подготовки учителя
- Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие
- Если ученик бросил вызов учителю, у него на то есть причина
- Каждая конфликтная ситуация- острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка, коллектива или подготовке учителя
- Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах, нежели после серьезных проявлений.
- Положительное в работе учителя часто забывается, промахи помнятся долго
Квалификационное испытание в форме решения педагогических ситуаций
При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации:
- умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения;
- умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
- умение учитывать особенности обучающихся;
- умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
- умение предвидеть результаты воздействия
Примеры педагогических ситуаций:
- Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет».
- — Какой должна быть на это реплика учителя?
- Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях».
- — Каким должен быть ответ учителя?
Задание. Напишите синквейн
- Правила написания синквейна:
- 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
- 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
- 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
- 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
- 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы)
А вы готовы к компромиссу в конфликте?
Большое всем спасибо!
- Окажите помощь в сборе примеров педагогических ситуаций и ваших решений!