СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с одаренными детьми»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Карасукский педагогический колледж»












Реферат на тему

«Особенности работы с одарёнными детьми»






















Работу выполнила студентка 201

группы специальности 44.02.02

Преподавание в

Начальных классах

Круг Виктория












Карасук

2020г.

Само слово «одаренный», образованное от слова «дар», этимологически указывает на присутствие в человеке некоторых качеств, полученных «даром» от природы. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.


В.В. Щорс выделяет такие виды одаренности детей:

1. Художественная одарённость, в свою очередь, делится на одарённость в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, техники и основана на эмоциональной сфере.

2. Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении.

4. Интеллектуальная и академическая одаренность – способность анализировать, мыслить, сравнивать факты. Ребенок с этими способностями может показать необычайные способности к обучению.

5. Двигательная (психомоторная) одаренность – исключительные спортивные способности.

6. Духовная одаренность связана с нравственными качествами, альтруизмом.

7. Практическая одаренность проявляется в том, что люди, которые с большим успехом используют интеллект в повседневной жизни, не обязательно доминируют в работе по решению проблем, в которых вовлечено абстрактное мышление, а академические способности не всегда указывают на интеллект.


Баркан А.И. выделяет следующие наиболее яркие характеристики одарённых детей:

1. Опережающее развитие познания. Одарённые дети многозадачны, любознательны, обладают не по годам развитой речью, способны к переработке больших объёмов информации, легко выделяют причинно-следственные связи, развивая свои творческие способности. Обладают хорошей памятью и абстрактным мышлением, способны классифицировать информацию, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей, легко справляются с познавательной неопределённостью, срамятся выполнять сложные задания. Достигают высокой концентрации внимания, занимаясь любимым делом, имеют хорошо развитые учебные навыки, учебные умения интеллектуального плана (от планирования своей деятельности до желаемого качества результата этой деятельности).

2. Психологические особенности. Одарённые дети легко ранимы, обладают развитым чувством справедливости и системой личностных ценностей, требовательны к себе и окружающим, отличаются хорошим чувством юмора. Часто живут в своём внутреннем мире, пугая своими фантазиями взрослых, при неудачах сильно разочаровываются, имеют проблемы со сверстниками, воспринимающими мир иначе, в связи с чем могут испытывать чувство неполноценности.

3. Физические особенности – малая продолжительность сна, несмотря на почти всегда нормальное психомоторное развитие, большая разница в интеллектуальных возможностях ребенка и развитии тонкой моторики, а также различных физических навыках, создает впечатление в отставании одаренных детей в физическом развитии.

Обучение одарённых детей и подготовка педагога к нему .

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. При организации работы с одаренными детьми необходимо дать предварительный ответ на следующие вопросы:

1) с каким типом одаренности мы имеем дело (общая или специальная, а также интеллектуальная, спортивная или иная);

2) в какой форме проявления мы ожидаем увидеть одаренность: явная (проявленная), возрастная, скрытая (потенциальная, непроявленная);

3) какие задачи работы являются приоритетными:

- обучающие, обучающе-развивающие или же развивающие, развитие уже развитых способностей или же, напротив, развитие недостаточно развитых способностей;

- психологическая поддержка и даже помощь;

- проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.

4) каков тип образовательного учреждения: специально ориентированное на работу с одаренными детьми, общеобразовательная массовая школа, учреждение дополнительного образования и т.д.

Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся:

1)Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

2)Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

3)Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

4)Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу, ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников.

В работе с одаренными детьми используется урочная и внеурочная формы работы. При работе с одаренными детьми необходимо опираться на дидактические принципы: индивидуализации и дифференциации. В урочной деятельности акцентируем внимание обучающихся на межпредметных связях.

В целом, начало работы с одаренными детьми разбиваем на несколько основных этапов. На первом этапе изучаем подходящие методики для изучения психологических особенностей одаренных детей и определяемые планом работы.

На втором этапе изучаем имеющуюся информацию о ребенке (чем увлекается, в какой области наблюдаются успехи и другое). В сборе информации помогают педагогические работники, родители, сами дети.

На третьем этапе создаем оптимальные условия для развития одаренных детей. Отдельная работа ведется с детьми, чья одаренность еще не проявилась.

На четвертом, заключительном этапе, подводятся итоги работы: анализируются результаты, определяются параметры деятельности, которые необходимо изменить, исправить, улучшить.

Заключение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Особенности, присущие одаренным детям, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, таких детей отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов.

В-третьих, большинству из них свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.


Итак, понятие «одарённость» является достаточно сложным и многогранным. Проблема работы с одарёнными детьми является комплексной и включает вопросы выявления одарённых детей, организации непосредственной работы с ними, а также вопросы готовности педагогов к работе с неординарными учениками. Диагностика одарённости не должна сводиться к выявлению лишь интеллектуальных и академических способностей ребёнка, а должна также включать методы диагностики, соответствующие предполагаемой программе обучения (например, углубленное изучение той или иной научной отрасли). Также важно подключать проведение бесед и опросников с родителями, а кроме того учитывать мнение и интересы самого ребёнка. Работа с одарёнными учениками должна строиться по принципам индивидуализации и дифференциации, однако при этом отдельно обучать одарённых детей не стоит – они должны обучаться в коллективе сверстников. В работе могут применяться стратегии ускорения, углубления, обогащения и проблематизации, особенно важным является развитие креативности и творческого потенциала одарённых детей.



Список используемой литературы:


  1. Валанова Н.М. Стратегия работы школы в поисках одарённых учащихся. / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 37. С. 135-140.

  2. Егорчатова Н.Е. Работа с одарёнными детьми. / Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. 2018. № 4. С. 21-24.

  3. Ермаш Г. Л. Искусство как творчество. М.: Изд-во «Искусство», 1972. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб: Питер; 2009. –  184 с.

  4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб: Питер, 2011 – 147с.

  5. Копыльцива Т.О. Работа с одарёнными учащимися в начальных классах. / В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 86-89.

  6. Коровкина, А.В. Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в условиях современной школы / А.В. Коровкина // Развитие творческого, научного, профессионального потенциала современной молодежи в условиях инновационной экономики: материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей, 19 апреля 2016 г. – СПб: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – 2016. – С.80–82.

  7. Краткое руководство по работе с одаренными учащимися / Под ред. Л.В.Поповой и В.И.Панова. – Астана: «Дарын», Казахстан, 2006. – 72 с.

  8. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. – 128 с.

  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. Рубцов В. В., Юркевич В. С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования, № 1(26), 2011. – С. 9–15

  10. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.

  11. Савостьянов А.И. Особенности работы учителя с одарёнными учащимися. / Методист. 2014. № 7. С. 51-52.

  12. Харланова Ю.В.Развитие креативного потенциала как одно из направлений работы с одарёнными детьми. / В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение детей. Под ред. Глузман Н. А. 2017. С. 265-272

  13. Щорс В., Полударова А. Універсальний довідник соціального педагога. / В. Щорс, А. Полударова. – К.: Шкільний світ, 2014. – 123 с.

  14. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 2014. – 136 с.