Особенности учебного занятия в соответствии с ФГОС ООО
Выполнила: Мокшанова Ираида Викторовна
Курсы профессиональной переподготовки
«менеджмент в образовании»
2017-2018 УЧ.Г.
Iraida Mokshanova
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский, советский педагог, писатель
Iraida Mokshanova
В сякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником, чем самостоятельнее он сформулировал вопросы, вызвавшие этот ответ.
Э. Клапаред, швейцарский врач, психолог
Е сли мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдем у них завтра.
Джон Дьюи, американский философ и педагог
Iraida Mokshanova
Идеи учебного занятия в соответствии с ориентацией на результат
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов, позиция системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса);
- Направленность образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).
Iraida Mokshanova
Правила урока по ФГОС
- Учитель - ПРОВОДНИК ребёнка в мире знаний
- Приоритет самостоятельности учащихся
- Приоритет формирования УУД
- Организация деятельности учащихся на уроке (системно-деятельностный подход)
- Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда
- Смена видов деятельности учащихся, оптимальное сочетание методов и приёмов обучения
- Оптимальный темп и ритм урока
Iraida Mokshanova
Типология уроков с точки зрения деятельностного подхода
- Урок «Открытия» нового знания
- Урок рефлексии
- Урок общеметодологической направленности
- Урок развивающего контроля
Iraida Mokshanova
Структура урока открытия нового знания
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и пробное учебное действие.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Iraida Mokshanova
Схема этапов урока
Постановка учебного задания
Деятельность обучающихся по его выполнению
Подведение итога деятельности
Контроль процесса и степени выполнения
Рефлексия
Iraida Mokshanova
Компоненты методической системы урока:
ЦЕЛЕВОЙ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА)
Iraida Mokshanova
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Перед учащимися ставятся учебные задачи
Учащиеся осознают цели своей деятельности. Ведется работа по усвоению детьми способов действий
Учащиеся принимают участие в целеполагании. Цели ставятся и учителем, и детьми
Схема формулирования цели обучающимися:
ВСПОМНИТЬ – УЗНАТЬ - НАУЧИТЬСЯ
Iraida Mokshanova
Мобилизующий этап (мотивация)
Цели и задачи
- Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне: «Хочу, потому что могу» ;
- Формирование у обучающихся положительной эмоциональной направленности;
- Включение детей в деятельность;
- Выделение содержательной области.
Время
1 – 2 мин.
Приемы работы
- Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
- Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;
- Девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
- Самопроверка домашнего задания по образцу.
Iraida Mokshanova
Содержательный компонент урока в концепции ФГОС (развивающее обучение)
- Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода
- Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью
- Используются не только предметные задания, но и компетентностные задачи, т.е. задания, связанные с применением предметных знаний для решения практических задач, с ориентацией в конкретных жизненных ситуациях
- В содержании урока представлены такие его элементы, как опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
- На уроке широко используются творческие, продуктивные задания
- Задания направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов. В заданиях в единстве решаются задачи обучения (формирования предметных знаний, умений и навыков) и развития (формирование УУД)
- Практически каждое задание является развивающим, т.е. направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции
Iraida Mokshanova
Актуализация знаний
Цели и задачи
1. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Время
2. Возникновение проблемной ситуации:
4 – 5 мин.
Приемы работы
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
• создание проблемной ситуации;
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
• выявление и фиксирование во внешней речи: где и почему возникло затруднение; формулирование темы и цели урока
Iraida Mokshanova
Постановка учебной задачи
Цели и задачи
1. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
Время
2. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.
4 - 5 мин.
Методы постановки учебной задачи
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог
- Подводящий к теме диалог
Iraida Mokshanova
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цели и задачи
1. Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.
Время
2. Показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
7 - 8 мин.
Методы и приёмы
3. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
- Побуждающий к гипотезам диалог
- Подводящий к открытию знания диалог
- Подводящий без проблемы диалог
- Самостоятельное исследование
- Приём перевода правил на язык образов
Способы
4. Выведение алгоритма.
- Диалог
- Групповая или парная работа
Iraida Mokshanova
Первичное закрепление
Цели и задачи
1. Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Время
2. Комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
4 - 5 мин.
Способы
3. Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
- Фронтальная работа
- Работа в парах
Iraida Mokshanova
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цели и задачи
1. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Время
2. Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-ух - 3-ех типовых заданий)
4 - 5 мин.
Методы и приёмы
- Письменная работа
- Самоконтроль
- Самооценка
- Ситуация успеха
Iraida Mokshanova
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цели и задачи
1. Выбрать из набора заданий те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
Время
2. Выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
7 - 8 мин.
Методы и приёмы
- Игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования
Iraida Mokshanova
Рефлексия деятельности (итог учебного занятия)
Цели и задачи
1. Осознание учащимися и воспроизведение в речи своей учебной деятельности.
Время
2. Самооценка результатов своей деятельности (того, что нового узнал и чему научился).
2 - 3 мин.
Вопросы
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Iraida Mokshanova
Модель учебного процесса с использованием технологической карты
- Технологическая карта – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным учителем параметрам.
- Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Iraida Mokshanova
Методы обучения
Проблемные:
Средства обучения
- частично-поисковый
- исследовательский
1. Условно-изобразительная наглядность:
Формы учебной работы
- знаково-символические средства
- модели
- Сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы
- Работа детей в парах и микрогруппах
- Индивидуальная самостоятельная работа учащихся
2. Учебная функция сказочных персонажей (с учетом возраста детей)
Iraida Mokshanova
Контроль и оценка на уроке. Диагностика планируемых результатов
- Содержательное оценивание учебных достижений
- Приёмы взаимоконтроля и взаимооценки
- Самоконтроль и самооценка
- Рефлексивная оценка своей деятельности
- Ослабление функции отметки как регулятора учебного процесса; создание атмосферы творчества и увлечённости детей учебно-познавательной деятельностью
- Поощрение познавательной активности и самостоятельности
- Планируемые результаты обучения: предметные, метапредметные и личностные
- Предметная и комплексная диагностика, позволяющая оценить в единстве достижение предметных и метапредметных результатов
- Диагностика развития (диагностические процедуры включаются в урок в форме учебных заданий)
- Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока
Iraida Mokshanova
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский, русский педагог, писатель
Iraida Mokshanova