СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет о профориентационной работе за 2015 год

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы по профессиональной ориентации учащихся включает три основных направления: 1. профессиональное просвещение. 2. профессиональная диагностика. 3. профессиональная консультация.

Просмотр содержимого документа
«отчет о профориентационной работе за 2015 год»

ОТЧЕТ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МОУ «РРСОШ № 8»

ЗА 2015 ГОД

Цели профориентационной работы:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Система работы по профессиональной ориентации учащихся включает три направления:

  1. Профессиональное просвещение – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.

  2. Профессиональная диагностика – выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений учащихся).

  3. Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям ученика, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения учащегося.

Просвещение:

    1. Знакомство учащихся с высшими учебными заведениями (ВУЗ)и профессиями нашей республики, а также с филиалами ВУзов России.

    2. Посещение нашей школы и проведение просветительской работы с учащимися со стороны представителей высших учебных заведений

    3. Посещение учащимися «Ярмарки вакансий» в Центре занятости населения, где они знакомятся с банком вакансий, проходят профориентационное тестирование, лично общаются с представителями высших и средне-специальных учебных заведений Приднестровья. Профконсультанты службы занятости рассказывают ребятам об актуальных и востребованных профессиях на рынке труда (март 2015г)

    4. Посещение учащимися Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования (в течение года)

    5. Знакомство с профессиями, связанными с педагогикой: во время прохождения практики в школьном летнем лагере отдыха (июнь 2015г);на День самоуправления в школе (ноябрь 2015г),

Консультация:

В течение года проводятся профориентационные консультации с учащимися с целью оказания помощи в формировании необходимых качеств, свойств, которые необходимы школьнику в выборе будущей профессии.

На профконсультациях педагогом-психологом делается акцент на объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда, когда он осознан и самостоятелен.

Необходимым элементом профконсультации являются наблюдения за учеником. Объективность выводов складывается из наблюдений и мнений родителей, классного руководителя, коллектива учащихся за личностью ребёнка, его самооценкой. Для этого при сопоставлении наблюдений необходима целенаправленность и многосторонность.

Диагностика:

  1. Для определения склонностей учащихся 9-11 классов к определённому виду деятельностииспользуется тест Е.А.Климова «Дифференциально-диагностический опросник» («ДДО») (февраль 2015г, ноябрь 2015г)

  2. Для изучения профессиональной направленности учащихся 9, 11 классов используется анкета профессиональной направленности старшеклассников (март 2015г)

  3. Для выявления профессиональных интересов учащихся используется диагностика «Карта интересов» Е.А. Климова (март 2015г)

  4. Для определения направленности личности используется методика М. Рокича «Ценностные ориентации» (при индивидуальной работе в течение года).

  5. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан (ноябрь 2015г)

Анализ результатов диагностики выявил следующее:

В 9 классебольшинстводетей имеет среднюю выраженность склонности ккакой-либопрофессии, это говорит о том,что удетей нет четкихпредставлений,кем они будут, есть только расплывчатыепланы,которые могут в любой момент измениться. По результатам дифференциально-диагностического опросника, проводимого в феврале 2015г, учащиеся разделили свои предпочтения между техническими и творческими профессиями;профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками,а также с обслуживанием людей и общением не вызывают большого энтузиазма.

Профессиональные намерения подростков формируются на основе недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. Причем сами школьники редко осознают свою малую информированность в этих вопросах. Так, 78,1% старшеклассников считают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, хотя реально лишь 21,9% из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Среди 37,5% учащихся, полагающих, что обладают достаточными сведениями об основных характеристиках своей будущей профессии (содержание труда, условия труда и т.д.), лишь 25% действительно владеют этими сведениями.

С помощью методики «Карта интересов» были выявлены преобладающие интересы у учащихся 9 классов: «техника» (его выбрали 30% испытуемых), «история» (20%), «транспорт» (15%), «физика» (10%), рабочие специальности (5 %). Выбор популярных интересов среди девушек: «искусство» (25%), «медицина» (20%), «сфера обслуживания» (20%), «журналистика» (15%), «педагогика» (10%), «филология» (5%).

Формирование профессиональных намерений подростков опирается на достаточно высокий уровень профессиональных притязаний. Так, в 2015-2016 учебном году 96,9% учащихся планируют продолжить образование по окончании средней школы, причем 46,9% ориентируются на высшее образование и 50% - на среднее специальное. Но притязания на высшее образование отдельной части из них нереальны с точки зрения их успеваемости и общих способностей. Кроме того, 93,8% хотели бы иметь высокую должность. Профессиональные намерения подростков формируются на основе малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (65,6%), причем профессиональные интересы учащихся расположены преимущественно в сферах "Человек - Человек" и "Человек – Художественный образ" (43,8 и 34,5%). Однако многие подростки оказались не в состоянии раскрыть своего интереса к выбранной профессии, обосновать его. Присутствовавшие в нашей выборке другие мотивы профессионального выбора значительно менее выражены, хотя и более осознаны (возможность общения, материальная выгода).

По мнению учащихся, им трудно правильно выбрать профессию по следующим причинам:

  • страшно ошибиться;

  • из-за многообразия профессий;

  • у большинства профессий маленькая зарплата;

  • у учащихся широкий спектр интересов;

  • трудно найти работу по выбранной специальности;

  • трудно получить соответствующее образование;

  • нет достаточных знаний о себе;

  • мало достойных профессий;

Подростки считают, чтобы помочь им в профессиональном самоопределении, следует:

  • знакомить с различными профессиями;

  • сделать поступление в ВУЗы бесплатным;

  • дать возможность учащимся определиться самим;

  • помочь узнать себя.



Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь в выборе профессии не только ориентирует и организует саму учебную деятельность школьника (когда он с большим осознанием изучает школьные предметы, которые могут пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия по отношению к своему будущему.