СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Музыка народов Кавказа"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Музыка народов Кавказа"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Музыка народов Кавказа"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2





Открытый урок
по музыке

«Музыка народов Кавказа»




Учитель музыки
Нагметов Раидин Нагметович









Избербаш 2017г.

Урок музыки в 4 классе
Тема: «Музыка народов Кавказа»
Цель: 
Знакомство с музыкой и искусством народов Кавказа, определение их характерных национальных особенностей, воспитание у обучающихся устойчивого интереса к музыкальной культуре, как части общей духовной культуры разных народов.
Задачи:
Развивать активное восприятие школьниками лучших образцов музыкальной культуры народов Кавказа, поподнять багаж музыкальных впечатлений.
Планируемые результаты
Предметные:
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
развитие художественного вкуса и интереса к музыке народов Кавказа;
умение оценивать произведения разных видов искусства;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике, игре на детских музыкальных инструментах).
Метапредметные:
Размышление о роли музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора разных стран;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, уважительного отношения к обычаям и традициям разных народов;
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира.

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, выставка рисунков.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, синтезатор, ПК, экран и проектор.
Методы: системно-деятельностный подход.
Виды деятельности учащихся
слушание
пение
инсценирование песни
инструментальное музицированиеритмическая импровизация
музыкально-пластические движения 
Музыкальный материал
Песня « Цыплята». Муз. Г. Гусейнли, сл. Т.Мутталлибова.
Звучание зурны (армянская мелодия).
Звучание барабанов (дагестанский танец).
Песня «Мой Кавказ» из репертуара АйшатАйсаевой.
Видеофрагменты
Танец «Дружбы народов». Танец театра «Акъташ».
Фрагмент выступления дагестанского ансамбля «Лезгинка».
А. Хачатурян. Танец с саблями из балета "Гаянэ".
Ход урока.
1.Организационный этап 
Музыкальное приветствие 
У: Прозвенел звонок -
Д: Здравствуйте!
У: Начался урок –
Д: Здравствуйте! 
2. Актуализация знаний
У: Ребята, с музыкой каких народов мы познакомились на прошлых уроках?
Д: С немецкой, норвежской, австрийской, русской.
У: Сегодня мы с вами поговорим о музыке сразу нескольких народов.
У: У меня к вам такой вопрос: для чего нам изучать музыку, культуру разных народов, их традиции, обычаи?
Д: Чтобы понимать друг друга, правильно себя вести в разных ситуациях, в соответствии с традициями, обычаями каждого народа. Это помогает жить в мире и согласии. Полезно знать просто для общего развития человека.
У: Вы правы. Теперь посмотрите на экран и попробуйте определить, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Видеоролик танец «Дружбы народов»

У: Что вы можете сказать о просмотренном видеофрагменте? Было ли в нём что-либо необычное?
Д: Мы увидели танец в необычном исполнении. Звучала музыка народов Кавказа и русская народная песня в оригинальной обработке. А танцоры были одеты в разные национальные костюмы.
У: Ребята, как вы думаете, о чём это говорит? Почему люди разных национальностей танцевали вместе под одну и ту же музыку?
Д: Это говорит о том, что они дружат между собой, уважают культуру разных народов.
У: Музыка каких народов здесь преобладала?
Д: Музыка кавказских народов.
У: Правильно. Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. 
Д: Музыка народов Кавказа.
У: Вы правы.
3. Постановка цели и задач урока
У: Давайте попробуем определить цель нашего урока, для чего мы изучаем музыку разных народов, разных стран?
Д: Чтобы мы могли узнать их характерные черты и национальные особенности.
У: Вы совершенно правы. И тема нашего урока звучит так «Музыка народов Кавказа». (Слайд)
Цель нашего урока - знакомство с музыкой и искусством народов Кавказа, определение их характерных национальных особенностей. 
У: Теперь вы понимаете, почему домашним заданием на сегодня было нарисовать природу Кавказа. Здесь вы видите выставку из ваших работ. Ребята, расскажите, что вы нарисовали и почему. 
Дети описывают свои рисунки.
У: Большое спасибо, вы очень хорошо поработали, и у нас получилась замечательная выставка.
4. Первичное усвоение новых знаний.
У: Ребята, что такое Кавказ?
Д: Кавказ - это название гор, расположенных между Каспийским и Черным морями, а также страны, которые находятся на этой территории.
У: Впервые это название встречается в трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Скованный Прометей» (479 год до н.э.). Происхождение слова точно не установлено, исследователи считают, что, оно, возможно, связано с хеттским "каз-каз" – это название народа, жившего на южном берегу Чёрного моря.
У: Территорию Кавказа делят на Северный Кавказ и Закавказье. Скажите, ребята, люди каких национальностей живут на территории Северного Кавказа?
Д: Кабардинцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, осетины. 
У: А на территории Закавказья проживают грузины, армяне, азербайджанцы.
У: Ребята, скажите, какие черты характера присущи людям, живущим на Кавказе?Д: Люди, живущие на Кавказе, отличаются своим гостеприимством, они очень темпераментные, трудолюбивые, мужественные. Они всегда чтят национальные традиции, уважают культуру своего народа, очень любят петь, танцевать, играть на разных национальных музыкальных инструментах.
У: Обычно у горских народов ритмичная, стремительная, четкая, яркая, зажигательная музыка, но встречаются и очень красивые лирические мелодии, а так же забавные песни с необычными для нас интонациями. 
У: Прослушаете шуточную азербайджанскую песню, но её название я вам пока говорить не буду.
Слушание песни «Цыплята» на азербайджанском языке 
У: Определите характер произведения.
Д: Веселая, игривая песенка, очень ритмичная, танцевальная.
У: А какие были интонации? 
Д: Необычные, слова произносились нараспев, напоминали восточную музыку.
У: Вы совершенно правы. В музыке и в культуре азербайджанцев есть элементы Востока, потому, что это народ долгое время находился под турецким игом. 
У: А о чём или о ком поют в этой песне? Это что-то большое или маленькое? Д: что-то маленькое, похожее на птичку, услышали «цып-цып».У: Эта песня называется «Цыплята». В ней действительно слышны интонации, как пищат цыплята «цып-цып».У: Вам понравилась песенка? (Ответы) 
У: Давайте ее разучим, но сначала распоёмся. 
Распевание
1. До-ре-ми-ре-до (вверх и вниз).
2. Ма-а-ми-и-я (вниз по терциям в пределах Т5/3)
3. Скороговорка «Мы перебегали берега».
Работа над песней «Цыплята». 
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
Дикцию (четкое произношение текста);
Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
Чтобы было интересней исполнять, давайте инсценируем песню и добавим музыкальные инструменты. 
Инсценировка песни в сопровождении музыкальных инструментов.
У.: В нашем исполнении азербайджанская песенка «заиграла» новыми красками, стала близкой и понятной нам.
5. Построение проекта и поиск выхода из затруднения.
У: У нас в школе есть разные музыкальные инструменты, но их на всех не хватает, в этом вы сейчас убедились. Что можно сделать в таком случае?
Д: Придумать, создать самим из подручных средств.
У: Из каких материалов можно сделать музыкальные инструменты?Д: Можно в банки, коробки, бутылки насыпать крупу, положить бусинки, маленькие камешки, пуговицы и т.д.
У: Я вам сейчас предлагаю проявить свою фантазию и создать свой музыкальный инструмент, причём, вы должны придумать ему название. 
Проект «Мой оригинальный инструмент» 
Выбрать несколько человек, дать им необходимый материал для работы.
6. Первичная проверка понимания.
У: Пока ребята создают свои музыкальные инструменты, мы с вами поговорим об инструментах народов Кавказа.
У: Назовите, пожалуйста, известные вам инструменты народов Кавказа.
Д: Ответы.
У: Давайте познакомимся с ними поближе. 
Шикапшина (род скрипки), кабардинский национальный инструмент; 
пхъэцыч - кабардинский ударный инструмент;
свирель - бжамий (у кабардинцев), сыбызги (у балкарцев)
Кавказа;
национальная гармоника (гармошка);
бубен (гавал);
зурна 
У: Послушайте, как звучит этот инструмент.
Слушание. Звучание зурны.
У: Какие ассоциации у вас вызвала эта музыка? Давайте представим, что зурна – одушевлённый предмет. Какая она по характеру, сколько ей лет, какое у неё настроение, есть ли у неё друзья? (Ответы детей.)
У: Как на вас подействовала эта музыка?
Д: Завораживающе, вызвала состояние спокойствия.
У: Это были приятные ощущения или нет? 
Д: Приятные.
У: Вот видите, ребята, вы в очередной раз убедились в целительной силе музыки.
У: Как вы считаете, какой рисунок, находящийся на стенде подойдёт к этой музыке?
Дети выбирают рисунки и объясняют, почему сделали такой выбор.
У: Ребята уже справились со своим заданием. Давайте посмотрим и оценим их работу. Дети будут показывать свои инструменты, говорить их названия, играть на них, а мы своими аплодисментами покажем, какой инструмент понравился больше всего.
У: Молодцы, ребята, у вас очень богатая фантазия! Дома вы можете изготовить свои инструменты и тренироваться играть.
7. Первичное закрепление.
У: А теперь звучит кавказский барабан (дхол или дхоли) – инструмент, который есть у всех народов Кавказа. Посмотрите выступление дагестанского танцевального ансамбля «Лезгинка». Вы увидите, что на барабанах можно не только играть, с ними можно танцевать и выполнять сложные трюки.
Видеоролик. Фрагмент выступления дагестанского ансамбля «Лезгинка» с барабанами.
У: Вам понравилось выступление? Хотелось бы самим попробовать поиграть? (Ответы.) У нас с вами, к сожалению, нет барабана, а так хочется простучать ритм вместе с музыкантами. Ребята, что нам может заменить барабан, какие подручные средства?
Д: Парты, столы, стулья, колени, пол и т.д.
У: Ну, что ж, давайте попробуем?
У: Выступает ансамбль начинающих барабанщиков!
Ритмическая импровизация под аккомпанемент барабана. 
Дети делятся по рядам и каждый ряд отбивает ритм разными способами: 
1. стучат по коленям; 
2. стучат по партам, 
3. хлопают в ладоши и стуча по партам.
У: Молодцы, все старались, но хорошо получилось не у всех! О чём это говорит?
Д: О том, что на барабане играть очень сложно!
У: Совершенно верно.
У: Почему у горских народов такой чёткий ритм? С чем это связано?
Д: Ответы детей.
У: Ребята, какие национальные танцы распространены на Кавказе?
Д: Лезгинка, исламей, кафа, удж и др.У: Что вам нравится в этих танцах?Д: Зажигательная музыка, чёткий ритм, горделивая осанка танцоров, грациозность девушек и мастерство исполнителей, особенно запоминаются танцы с кинжалами.
У: Эту характерную особенность (владение кинжалами, как атрибутом национального костюма) использовал в своём балете «Гаянэ» армянский композитор А.И.Хачатурян. В его сочинениях всегда слышны особые армянские интонации, которых нет в русской музыке.
Слушание. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаянэ» 
У: Сохранил ли композитор особенности национального танца в балете?
Д: Да.
У: Менялась ли музыка по характеру? В какой момент? (Ответы.)
У: Определите характер произведения, пользуясь таблицей эмоциональных терминов. (Слайд)
У: Сегодня на уроке мы говорили о музыке разных народов, и все они живут на Кавказе. Мы с вами тоже живём на Кавказе и очень этим гордимся.
У: Недавно у нас прошла игра-путешествие, для которой мы выучили песню «Мой Кавказ». Давайте её исполним.
Исполнение песни «Мой Кавказ». 
8. Рефлексия 
Составление «кластера»
У.: Наш урок подходит к концу. Скажите, с музыкой каких народов мы сегодня познакомились?
Д.: С музыкой народов Кавказа.
Написать словосочетание «Музыка Кавказа» в центре доски.
У.: А теперь вспомните и назовите самые важные, по-вашему мнению, слова, которые прозвучали сегодня на уроке.
Дети называют любые слова, а учитель записывает их на доске.
У.: А теперь давайте соединим слова с главными словами и объясним связь между ними.
Дети по очереди выходят к доске, соединяют стрелочками слова и объясняют их смысл.
У: Сегодня на уроке вы узнали много нового, но можете и продолжить изучать культуру и музыку народов Кавказа самостоятельно. Как это можно сделать?
Д: Прочитать книги о Кавказе, найти сообщения в интернете, просмотреть видео, послушать музыкальные произведения, посмотреть концерт по телевизору, подготовить классный час, посвященный музыке народов Кавказа.
У: Настало время оценить вашу сегодняшнюю работу. Обратите внимание на доску. Здесь вы видите самую высокую гору в Европе – Эльбрус. Все альпинисты стремятся покорить её вершины. Попробуйте сравнить свои знания, которые вы сегодня получили на уроке с этой прекрасной горой. Кто считает, что сегодня ничего не узнал, ставьте магнитик внизу, кто считает, что узнал достаточно много, ставьте магнитик повыше, а кто считает, что уже знает всё и больше не к чему стремиться, ставьте магнитик на вершине.
9. Домашнее задание.
У: Ребята, я принесла каждому из вас подкову – символ счастья, пусть она будет всегда рядом с вами и приносит вам удачу, но подкова эта не простая. На её обратной стороне написано для вас несколько вариантов домашнего задания. Сейчас я их прочитаю, а вы дома подумайте и выберите то задание, которое вам интересней выполнить. Вы можете выполнить и несколько заданий сразу:
найти, прочитать и принести стихотворение о Кавказе;
придумать свой шумовой музыкальный инструмент;
сделать презентацию на тему «Музыка Кавказа».
У: Я хочу поблагодарить вас за работу, вы сегодня очень постарались - Молодцы!
У: Прозвенел звонок -
Д: До свиданья!
У: Кончился урок -
Д: До свиданья!
У.: Спасибо всем за внимание. До новых встреч!