СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок музыки в 3 классе на тему: "Орфей и Эвридика"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки в 3 классе на тему: "Орфей и Эвридика"»

МБОУ - «Шатиловский лицей»



ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

3 класс

на тему: «Орфей и Эвридика»



УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

Пирогова Елена Алексеевна



План-конспект урока музыки

Класс: 3

Четверть: 3



Тема раздела: «В музыкальном театре»

Тема: «Орфей и Эвридика» К. Глюк



Цель: познакомить обучающихся с контрастными образами в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Задачи:

Обучающие:

► дать представление о древнегреческих народных инструментах;

► познакомить с понятием «миф»;

► учить узнавать знакомую музыку и её автора.



Развивающие:

► развития интереса к предмету;

► развивать умение анализировать музыкальное произведение;

► развивать певческие навыки и музыкальный слух;

► развитие логического мышления, воображения.



Воспитательные:

►воспитывать интерес к музыке;

► приобщать к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного;

►формировать эстетический вкус.



Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН обучающихся.



Вид урока: интегрированный

Форма проведения урока: игра

Методы: наблюдение, образное сравнение, самостоятельный ассоциативный поиск.



Средства обучения:

художественный ряд:

репродукции – «Сиртаки» греческий народный танец

- Миф об Орфее

- портреты композиторов



Музыкальный материал:

- Приветствие «Доброе утро»

- Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка Фрагмент. (CD-диск);

- «Сиртаки» греческий народный танец М. Теодоракис Фрагмент. (CD-диск);

- «Мелодия», «Хор фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюк Фрагмент (CD-диск);

- «Если добрый ты» (слова А.Хайта, музыка Б.Савельева) (CD-диск, DWD-диск);

- «Шелковая кисточка» (CD-диск);

- «Дорога добра» (слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова)



Оборудование:

экран, видеопроектор, ноутбук, баян, CD-диск; наглядный материал (картины презентации, термины, понятия), раздаточный материал (ромашка и фото музыка Греции, клей).



Используемые учебники и учебные пособия:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочие программы 1-4 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.



Литература:



1. Энциклопедический словарь юного музыканта. М. Педагогика 1985г.

2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос 2000г.

3. О.А. Апраскина. Методика развития детского голоса. Учебное пособие (ответственный редактор Г.П. Стулова.)

4. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. Духовная музыка.: Россия и Запад (программы общеобразовательных учреждений) М. просвещение 1994г.

5. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир музыкальных праздников. Москва 2006г.

6. Диски к УМК.

7. М.А. Давыдова «Уроки музыки» М.: Просвещение 2008 г.

8. В помощь преподавателю «Музыка» тематические беседы 1-7 класс издательство Учитель 2010 г.

9. Г.В. Стюхина «Музыка», в помощь преподавателю конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) 1-4 классы издательство Учитель 2010 г, Волгоград.



Структура урока:

Организационный этап. (1 мин)

Музыкальное приветствие.

Повторение пройденного материала. (6 мин)

Совместная постановка темы урока (3 мин

Этап объяснения нового материала (14 мин)

Физкультминутка (игра «Потрудились – отдохнём») (1 мин)

Этап закрепления полученных знаний (самостоятельная работа) (10 мин)

Исполнение песни (4 мин)

Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)

Этап подведения итогов урока (рефлексия) (10 мин);







Ход урока:



I этап. Организационный момент (2 мин)



Дети входят под музыку М. Глинки Увертюра из оперы «Руслан и Людмила».



Музыкальное приветствие «Добрый день»



«Добрый день»



Заглянуло, заглянуло



Солнышко, солнышко



Утром к нам, утром к нам



В окошко, в окошко



Прыгнул зайчик, прыгнул зайчик



Солнечный, солнечный



К нам с тобой, к нам с тобой



В окошко, в окошко



ПРИПЕВ:



Доброе утро, здравствуйте,



Добрый день и добрый вечер.



Нам с тобой совсем не лень



Говорить при каждой встрече.



Учитель. Мы пропели «Добрый день», значит, что мы пожелали друг другу? Ответы детей: (Доброго дня, здоровья).



Учитель. Назовите слово противоположное слову «добро».



Ответы детей: (зло).



Молодцы!!!



Добро и зло можно встретить и в повседневной жизни и в сказках, и в поэмах.





II этап. Повторение пройденного материала.(7 мин)



Игра «Перевёртыш» (в музыкальном театре + картина)



А теперь я предлагаю вам повторить материал, который изучили на прошлом уроке, по теме «Образы добра и зла в музыке …Михаила Глинки в виде игры «Перевертыш».





Задание 1. (Работа коллективная)



Правильно составь слово, переверни слоги, слова



1. Как называется музыкальный раздел музыки, который мы начали изучать?

(«В музыкальном театре»)



2. Что можно увидеть в театре?



(музыкальный спектакль)



Игра «Перевёртыш» (опера, балет + картина)



3. Музыка звучит на театральной сцене. Назовите музыкально – театральные жанры …



Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют это… ?



(опера)



Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют это…?

(балет)



Игра «Перевёртыш» (либретто + картина)



4. Основным источником любой оперы, балета является народная поэзия, легенды, сказки и профессиональная художественная литература.



Как называется литературный сценарий, предназначенный для постановки оперы, балета на сцене?



(либретто)



Портреты М. Глинка, А.С. Пушкин



5. С творчеством, какого русского композитора и поэта мы познакомились на прошлом уроке?

(М.И. Глинка, А.С. Пушкин)



«Руслан и Людмила»



6.Опера и поэма имеют одно название, какое?





лан



рус



И



люд



ла



ми



(«Руслан и Людмила»)





- Умники и умницы!!!



Задание 2. (Работа групповая)





Звучит вступление к произведениям



А) В опере и в поэме есть вступление, которым начинается произведение.



Определите, кому из авторов они принадлежат



1 группа 2 группа



У Лукоморья дуб зелёный; Звучит муз. фрагмент



Златая цепь на дубе том: «Увертюра» из оперы



И днём и ночью кот учёный «Руслан и Людмила»



Всё ходит по цепи кругом;



(Пушкин) (Глинка)



Какой характер в произведениях? Почему, композитор изменил характер?



(У Пушкина – повествовательный, (Чтобы увлечь в мир музыки и



а у Глинки – торжественный) сразу показать образы всех героев)



Как в музыке называется вступление к опере?



(Увертюра)



герои оперы – поэмы «Руслан и Людмила»









А) Назовите героев, олицетворяющих



1 группа - добро… (Руслан, Людмила)



2 группа - зло … (Наина, Фарлаф, Черномор)





Музыкальная характеристика героев



Б) Заполни таблицу на карточке, правильно соедини героя и музыку



1 группа



Герои



Музыка



номер голос



Храбрый Руслан



Каватина Сопрано



Прекрасная Людмила



Ария Баритон



Соперник, коварный Фарлаф Колдунья, страшная Наина



Марш нет



Волшебник, злой Черномор



Сцена Наины и Фарлафа Бас





- Самые талантливые дети!!!











III. Совместная постановка темы урока (3 мин)



Учитель.



А сегодня тему добра и зла мы рассмотрим на новом музыкальном материале.



Тема урока: «Орфей и Эвридика» К. Глюк



Учитель. Чтобы угадать в какую страну мы сегодня с вами отправимся, давайте послушаем музыку и вспомним, как она называется.



*Звучит музыка «Сиртаки» - греческий народный танец.



(Греческий народный танец «Сиртаки)



- Замечательно. Значит, мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию







IV. Этап объяснения нового материала (10-15 мин)



Древняя Греция – театр









Учитель. Греки сложили немало мифов, прославляющих всемогущую силу музыки. А что такое миф? Миф - это фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки.



Миф - фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки.



Учитель. - Вам знакома история о певце Орфее? (да)



Миф об Орфее и Эвридике





Работа по учебнику стр. 76.



Ученица рассказывает миф об Орфее и Эвридике (доклад)







Искусство Орфея обладало волшебной силой.



Прекрасная девушка Эвридика полюбила Орфея за песни и за чудесный голос и стала его женой.



Эвридика с подругами собирала на лугу весенние цветы. Укус ядовитой змеи оборвал ее жизнь. Орфей безутешно скорбит и жалуется богам на свою судьбу.



Царь богов Зевс сжалился над Орфеем и разрешил ему спуститься в царство смерти. И если голос певца Орфея очарует бездушные сердца владык темноты, певец вернется на землю со своей любимой.



Звуки его золотой лиры растрогали даже Бога подземного царства Аида. И он разрешил Эвридике вернуться на землю.



Но при одном условии – Орфей должен идти вперёд и не оглядываться на жену, чтобы, ни случилось.



Не смог Орфей выполнить условие Аида, и Эвридика превратилась в тень, а сам певец – в каменное изваяние.





Однако Боги сохранили сладкозвучную лиру Орфея и вознесли на небо. Призывным светом сияет среди ночных звёзд яркое созвездие Лиры.



Учитель: Спасибо, большое.





Античный сюжет был использован в произведениях разных авторов (Джулио Каччини, Клаудио Монтеверди).



К. Глюк (портрет) +картинка «Орфей и Эвридика»









Сегодня мы познакомимся с оперным произведением немецкого композитора 18 века Кристофа Виллибальда ГЛЮКА «Орфей и Эвридика».





Композитор написал оперу «Орфей и Эвридика» в трех действиях (либретто – Раньери Кальцабиджи), основанную на мифе Древней Греции.



1 и 3 действие происходят в земном мире, 2 – в преисподней.



1 действие – Орфей теряет Эвридику на земле;



2 действие - в преисподней, Орфей смягчает своим пением духов подземного мира, проходит в Элизиум и обретает Эвридику;



3 действие – Орфей не выдерживает испытание и снова теряет Эвридику.





Анализ музыкального произведения.



Слушая музыку, выберите правильный ответ, для характеристики произведения





СЛАЙД 31 Мелодия Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк





Где происходит действие:



2 акт - в преисподней, на земле





Характер:



cветлый, с оттенком грусти, мрачный, грозный





Исполнитель:



соло флейты, симфонический оркестр, хор



Мелодия:



плавная, отрывистая, чистая, упругая, ясная,



акцентная, интонация плача, скорби,



Темп:



медленный, быстрый, умеренный





Образы, герои:



Добра, зла, Орфей, Эвридика, Фурии







Первый номер – эта музыка вам знакома по 2 классу, её часто исполняют по радио, телевидению и в концертных залах.





- Где происходит действие на земле или в преисподней?



(в преисподней)



- Почему вы так решили? (холодная)



Светлый мир блаженных теней и идиллические образы природы – в полях Элизиума в опере сопровождает поиски Эвридики.





- Дайте характеристику элементам музыкальной речи:



Характер: светлый, с оттенком грусти



Исполнитель: симфонический оркестр, соло флейты



Мелодия: плавная, чистая, ясная, интонация плача



Темп: медленный



Образ, герой: добра, Орфей





Вывод: Мелодия удивительно чистая и ясная. Несколько грустный оттенок вносит в музыку соло флейты. Но этот грустный эпизод не нарушает светлого покоя сцены.





«Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка



А теперь второй номер - Это сцена Орфея с духами подземного мира (фуриями) злых ведьм мрачного царства Аида - Хор фурий.





СЛУШАНИЕ: «Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка



Чей это дерзкий дух наш потревожил слух?



- Где происходит действие на земле или в преисподней?



(в преисподней)



- Почему вы так решили? (холодная)



Характер: мрачный, грозный



Исполнитель: симфонический оркестр, хор



Мелодия: отрывистая, упругая, акцентная



Темп: медленный



Образ, герой: зла, Фурии





Вывод: Мрачный, грозный характер хора создаётся благодаря унисонному звучанию хора, сопровождаемому тремоло в оркестре, однообразному чеканному ритму, повторению одинаковой ритмической фигуры через каждые два такта.





- Образы Орфея, Эвридики и Фурий одинаковые по характеру?(нет)



Если они разные, противоположные по характеру, значит, они КОНТРАСТНЫ.



ИТОГ: Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк



Номер



«Мелодия»



Хор Фурий



Где происходит действие:



2 акт - в преисподней



Характер:



cветлый, с оттенком грусти



мрачный, грозный



Исполнитель:



соло флейты, симфонический оркестр



хор, симфонический



оркестр



Мелодия:



плавная, чистая, ясная,



лирическая, интонация плача



отрывистая, упругая, акцентная



Темп:



медленный





умеренный



Образы, герои - контрастны



Добра - Орфей, Эвридика



Зла - Фурии





Учитель. Зло в любую эпоху, в любой стране, как в жизни, так и в мифах, сказках, в разных видах искусства, всегда узнаваемо и ему всегда противостоит могучее, доброе, светлое.



Физ. минутка «Потрудились – отдохнём»



IV. Динамическая пауза «Потрудились – отдохнём» (1 мин)



Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте)



Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания).





Руки в стороны, вперёд,



Влево, вправо поворот. (Наклоны влево, вправо).





Мы присядем, дружно встанем, (Приседания).



А теперь попрыгаем. (Прыжки).







Руки плавно опустили,



Всем улыбки подарили.



- Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.





Игра «Закончи фразу»





V. Этап закрепления полученных знаний (1 мин)



А теперь закрепим полученные знания в игре «Закончи фразу», используя картинки:



В какую страну мы сегодня совершили путешествие…



(в Древнюю Грецию)



Познакомились с творчеством немецкого композитора Кристофа Виллибальда…. (Глюк)



2. Он написал оперу на известнейший мифологический сюжет…



(«Орфей и Эвридика»)



3. Орфей играл на струнно-щипковом инструменте…? (Лира)



4. Главную (сольную) партию в «Мелодии» исполнил инструмент… (Флейта)



5. Музыкальные образы добра это Орфей и ... (Эвридика), а образы зла…. (Фурии)



- Молодцы!!!



Узнай песню – видеоклип м/ф «День рожденье кота Леопольда»



VI. Исполнение песни «Если добрый ты»



слова А.Хайта, музыка Б.Савельева.



- Я вижу, вам знакома эта песня, как она называется? (ответы детей: да, знакома «Если добрый ты»)



- В каком мультфильме она звучит? («День рожденье кота Леопольда»)



- Я предлагаю вам ее исполнить.



- Вспомните, как правильно стоять во время пения? Кто забыл, посмотрите на плакат или на меня.



- Спойте песню в сопровождении фонограммы, передавая через голос и движение ее характер, настроение.



«Если добрый ты»



слова А. Хайта, музыка Б. Савельев



Дождик босиком по земле прошёл,



Клёны по плечам хлопал,



Если ясный день - это хорошо,



А когда наоборот - плохо.



Если ясный день - это хорошо,



А когда наоборот - плохо.



Слышно как звенят в небе высоко



Солнечных лучей струны,



Если добрый ты, то всегда легко,



А когда наоборот - трудно.



Если добрый ты, то всегда легко,



А когда наоборот - трудно.



С каждым поделись радостью своей,



Рассыпая смех звучно,



Если песни петь, с ними веселей,



А когда наоборот - скучно.



Если песни петь, с ними веселей,



А когда наоборот - скучно.



- Поблагодарим друг друга аплодисментами.





И в этой песне мы встречаем героев добра - кот Леопольд и зла - вредные мыши. Но Леопольд был очень умным, добрым, мудрым и всё прощал мышам. Потому что жил под девизом...



(Ребята, давайте жить дружно!)





VII.Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)



- Домашнее задание. Я предлагаю два варианта его выполнения: нарисовать или раскрасить любого понравившегося вам героя. Выбирайте, пожалуйста, задание.





VIII. Этап подведения итогов урока (рефлексия) (5 мин)



- Мне понравилось, как вы работали на уроке.



ОЖИВИ ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»



У вас на партах лежит цветик – семицветик, но он не живой. А чтобы оживить его и он стал красивым, запишите 7 слов - героев Греции в каждый лепесток.



Выполни творческое задание: «Ромашка - Музыка Греции». Наклей картины - героев Грецией на лепестки ромашки.











Рефлексия (музыка)



- А теперь, то, что у вас получилось, давайте закрепим на специальном плакате на доске (Рисунок вешаем на плакат со скрепками)



- Молодцы!



Учитель: Музыка, звучавшая на уроке, красива, потому что рассказывала нам о красоте природы и о красоте жизни.



(рефлексия)



Продолжи фразу…



-А сейчас, я хочу, чтобы вы продолжили фразу…



На уроке я узнал (а)…



У меня получилось…



Мне было трудно…



Меня удивило…



Мне было интересно…



Теперь я умею…



Учитель: Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями, а сейчас, когда будете подводить итоги, проголосуйте, пожалуйста. Оставьте в нужном окошке нашего нотного домика нотку как вы считаете, понравился ли вам урок или нет.





На доске плакат нотного домика с тремя окошками для нот и где крепятся результаты



(Каким был урок: интересным, познавательным;



скучным и неинтересным;



веселым и жизнеутверждающим)



Похвала… Молодцы!!! Вы творческие дети!



- Молодцы!!! Вы творческие дети!



- Каждый из вас получает нотку с отметкой, (раздаю нотки)



и вы видите на экране оценку «5».



- Я желаю вам, ребята, чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро и согласие.



Музыкальное прощание.



- На этой веселой ноте мы попрощаемся друг с другом. Наш урок закончен.



Учитель: До свидания



Дети: До свидания (дети повторяют).



До новых встреч!!!



Дети покидают класс под музыку «Дорога добра»