МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗНИМАХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО окружающЕМУ мирУ
В 3 классЕ
Тема урока:
«Охрана животных»
Провела учитель начальных классов
МКОУ "Узнимахинская СОШ"
Ахмедгаджиева Разият Рабадановна
Цель урока: формирование знаний по теме «Охрана животных».
Задачи:
Образовательные:
Формировать экологическую компетентность.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся;
Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Развивать творческую активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать любовь к Родине.
Ход урока
Организационный момент
-Прозвенел звонок на урок. Встали все красиво.
-Посмотрите друг на друга добрыми глазами, улыбнитесь.
-Сядьте удобно, настройтесь на работу.
-Я думаю этот урок доставит нам приятные минуты общения с Вами и нашими гостями.
II. Минутка календаря
Звучит заставка к прогнозу погоды, дежурный синоптик рассказывает о погоде, используя магнитный календарь погоды на доске, знакомит учащихся с пословицами и поговорками о последнем месяце осени, с приметами ноября.
Сегодня 18 ноября, вторник.
Облачность…Ясная погода.
Температура воздуха…- 5 * С
Ветер….
Осадки…Осадков нет
Ноябрь – месяц, когда осень пытается отстоять свои права, а зима успешно с ней борется и постепенно выходит победительницей.
Ноябрь- ворота зимы.
Ноябрь- полузимник: и колесо и полоз любит.
Ноябрь – грудень и студень.
Ноябрь – сумерки года, так говорят в народе, потому что в ноябре заметно темнеет, дни становятся совсем короче.
III. Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как размножаются животные. Вспомните, пожалуйста:
1. Как размножаются животные? (Рождают детёнышей, откладывают икру, откладывают яйца) Как размножаются представленные группы животных.
2. Заполните пропуски в схеме размножения птицы лягушки , бабочки , рыбы
3. Кто лишний по способу размножения?
IV. Сообщение темы урока
Вхождение в тему:
-Догадайтесь, ребята, о чём пойдёт речь на уроке.
-Правильно, о животных, а точнее – об охране животных.
-Когда Вы слышите слово «животные», то кого представляете ?
-Какие группы животных Вы знаете?
ЖИВОТНЫЕ
ДИКИЕ ДОМАШНИЕ
Назовите диких животных?
-Назовите домашних животных?
-С какой целью человек одомашнил этих животных?
- Он хотел получить от них продукты питания, шерсть, пух, перо и использовать для личных нужд
-К чему стремится человек, выводя новые породы животных, например коров?
(Они должны быть приспособлены к климатическим условиям, более устойчивы к болезням и давать больше молока, мяса). ).
-Хорошо было бы вывести мясную породу коров размером со слона?
( Хорошо, но она слишком много бы ела ).
-А если это будет морская корова? Ведь в море достаточно пищи даже для китов, а они намного больше слонов (В 2,5 Раза).
-Давайте пофантазируем, как бы выглядела ферма по разведению морских коров?
( Ответы детей ).
-В 1741 году экспедиция Витуса Беринга открыла, что такие коровы водятся у восточных берегов нашей страны, у островов в Тихом океане (Стеллеровы острова). А через 30 лет их не стало.
- И мы никогда не сможем устроить такую ферму. Человек убил всех стеллеровых (морских) коров. Их не осталось ни одной, нигде на Земле.
- Разрушить, уничтожить – человек смог, а вот создать заново, сделать так, чтобы снова появились у островов эти добрые и доверчивые животные, человек не может.
-Так что же влияет на изменение численности животных ?
3)Факторы, влияющие на изменение численности животных.
а) Неумеренная, бесконтрольная охота.
б) Изменение среды обитания.
Ученик: Во втором классе мы узнали, что Красная книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Красная книга – документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные страницы листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения.
Учитель: - Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей?
Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. - Для чего нужна Красная книга?
Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась. Как вы думаете, почему?
А сейчас мы послушаем сообщения о некоторых из этих животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу.
Ученик: Послушайте загадку о животном, которое удалось спасти. Есть на речках лесорубы.
В серебристо-белых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобр.)
Ученик: Белый медведь.
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Питается белый медведь рыбой, тюленями. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.
Ученик: Фламинго.
Живут фламинго 25-30 лет. Тело птицы высотой 1,5 метра, вес до 4 кг. Самка откладывает2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком в гнёзда в виде башенки высотой полметра. Птица эта стала редкой, потому что многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, ради пера и пуха. Гнездится розовый фламинго в Казахстане, во Франции, Испании, в Африке. В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях - в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию.
Ученик: Тигр.
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит тигр около 390 кг. Питается тигр в основном крупно-копытными животными. Живут тигры 25-30 лет. Постоянных убежищ тигры не имеют. Только для выхаживания молодняка тигрица задерживается на одном месте. Она выбирает для гнезда пещеру. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Тигров убивали из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от слабости, трусости, когти тигра служили талисманами.
Дети читают стихотворение «Береги природу!»
Ученица:
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Ученик: Жук-красотел (красотел пахучий) живёт в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает опасных для леса гусениц. За летний период жук съедает в среднем 180 гусениц, за всю жизнь – до 900. Продолжительность жизни жука-красотела - 2 - 4 года. В середине 20 века численность резко сократилась из-за применения ядохимикатов для борьбы с вредителями леса. Занесён в Красную книгу, нуждается в охране.
V. Музыкальная пауза
Песенка защитников природы.
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно - можно- можно,
То наверно - верно- верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы-бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зелёный попугай!
Припев.
5. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки) -
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам).
Хомка раненько встает (движения на растяжку),
Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи).
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте):
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать (напряжение мышц рук).
6.. Закрепление Кроссворд
1) ценный пушной зверёк, был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных, сейчас их численность 700 тысяч голов;
2) владыка Арктики;
3) в 2-3 летнем возрасте эти пары создают пары и никогда больше не расстаются;
4) эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности;
5) самый крупный зверь в семействе диких кошек;
6) эта птица не гнездится в нашей стране, но отмечается на миграциях на реке Волге.
Ключевое слово «береги!»
7. Выставка книг о животных, находящихся под охраной
Ученик: Писатель М. М. Пришвин, которого называют певцом земли русской, говорил:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину!»
XII. Слушание песни
Учитель: Послушайте песню А. Пахмутовой и Р. Рождественского «Просьба» в исполнении Сергея Парамонова. Скажите, с какой просьбой обращаются авторы песни к людям.
XIII. Рефлексия
Учитель:
Вы сегодня умницы! Отлично поработали. Спасибо вам за урок.