СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оздоровительная гимнастика

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

планиирование внеурочной деятельности 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Оздоровительная гимнастика»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 9 г. Смоленск












Рабочая программа внеурочной деятельности

«Оздоровительная гимнастика»







Направленность – спортивно-оздоровительная

Возраст обучающихся – 7-8 лет

Срок реализации – 1 год



Составитель:

Федюк К.Л.

учитель физической культуры













Смоленск, 2018 г







Содержание



  1. Пояснительная записка 3

  2. Ожидаемые результаты освоения программного материала 5

  3. Учебно-тематический план 8

  4. Содержание программы 8

  5. Методическое обеспечение 9

  6. Материально-техническое обеспечение 10

  7. Список литературы 11



































Пояснительная записка

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата. В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Осанка – интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что, в свою очередь, может привести к серьёзным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменной двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.

Программа «Оздоровительная гимнастика» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Рабочая программа «Оздоровительная гимнастика» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона « Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программой начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры. Составлена на основе Рабочей программы «Физическая культура» А.П. Матвеев. 1-4 классов. Москва: «Просвещение», 2011г и Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), авторы П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. Москва: «Просвещение», 2011г. Программа рассчитана для обучающихся 1 классов на один учебный год, в объёме 33 ч (1 час в неделю). В программу внесены изменения по темам, часам, и результатам обучения и развития детей. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность 35 минут ( соответствии с рекомендациям СанПиН).



Цель программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  • Расширение двигательных возможностей.

  • Компенсация дефицита двигательной активности детей.

Задачи:

    • Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

    • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

    • Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

    • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни.

Цель и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Оздоровительная гимнастика» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБУ СОШ № 70.

Программа направлена на:

  • усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных системах и комплексах упражнений, используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;

  • реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание занятий учебного материала с учетом особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенностью учебного процесса;

  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся младшего школьного возраста, формирование их интересов к занятиям физическими упражнениями;

  • соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее развитие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов (таблица 1).








Таблица №1.

Метапредметные связи программы «Оздоровительная гимнастика»

Предмет

Интеграция с другими науками

Содержание программы

История

История физической культуры

Олимпиада - беседа, рассказ, показ наглядного материала

Природоведение

Организм человека.

Опора тела и движение.

Наше питание.

Осанка – это красиво.

Умеем ли мы питаться.

Личная гигиена

Технология

От замысла к результату. Технологические операции.

Правильное питание.

Режим дня.

Изобразительное искусство

Спорт и Я

Выставка рисунков.

Физическая культура

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.

Жизненно важные передвижения человека сходства и различие

Комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток.

Комплексы упражнений корригирующей гимнастики.

Развитие физических способностей

Музыка

Выразительность музыкальной интонации.

Выполнение упражнений, игровых заданий и подвижных игр под музыкальное сопровождение.


Ожидаемые результаты освоения программного материала.


В результате освоения программного материала учащиеся 2 класса должны иметь

представления:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением

физической подготовленности человека;

  • о правилах ведения здорового образа жизни;

  • об основных гигиенических и этических нормах;

  • о правилах составления комплексов утренней зарядки;

  • о технике безопасности и правилах бесконфликтного поведения на занятиях физической культурой;

  • о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.

Уметь:

  • выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

  • выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно

воздействующие на формирование правильной осанки;

  • выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;

  • выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;

  • выполнять комплексы дыхательных упражнений;

  • выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;

  • самостоятельно проводить подвижные игры;

  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

  • выполнять строевые упражнения.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.



Личностные результаты:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

  • характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов её улучшения;

  • видение красоты движений, выделение и обоснование этических признаков в движениях и передвижениях человека;

  • умение увидеть красоту телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образами;

  • управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.


Предметные результаты:

  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

  • представление физической культуры как средства укрепления, физического развития и физической подготовки человека;

  • оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки и способов их устранения;

  • организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

  • бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдением требований техники безопасности к местам проведения;

  • Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях;

  • нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.



Зачетные требования:

Тестирование теоретических знаний «Здоровый образ жизни».

Выполнение нормативов ОФП (таблица 2).

Результаты участия в итоговом празднике здоровья «Я выбираю здоровый образ жизни».



Таблица 2.

Показатели физической подготовленности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Подтягивание

в висе лежа на низкой перекладине,

кол-во раз

12 - 11

10 - 9

8 - 7

10 - 9

8 - 7

6 - 5

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом коленей

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом коленей

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги прямые, кол-во раз за 30 сек

12

11 - 7

6

12

11 - 7

6

Вис на время, сек

60

59 - 30

29 - 0

60

59 - 30

29 - 0

Приседания, кол-во раз/мин

38

36

34

36

34

32




Учебно-тематический план

2класс (34 ч)



Разделы и темы программного материала

Кол-во часов



теория

практика

1.

Основы знаний о физической культуре

2

-

2.

Общая физическая подготовка

2

19

2.1.

Гимнастика с основами акробатики

0,5

5

2.2.

Легкая атлетика

0,5

4

2.3.

Подвижные игры


10

3.

Специальная физическая подготовка

1

10

3.1.

Оздоровительная и корригирующая гимнастика

1

10


Всего: 33 часа

5

29


Содержание программы.


1. Основы знаний о физической культуре (4 часа)

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.

Жизненно важные передвижения человека сходства и различие.

Гигиенические и этические нормы.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях.


2. Общая физическая подготовка (20 часов)

2.1. Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; повороты налево и направо, стоя на месте; построение в шеренгу, в колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Прикладно-гимнастические упражнения: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; передвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-пластунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному бревну и наклонной гимнастической скамейке; лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); имитационные упражнения (подражание передвижению животных).

2.2. Легкая атлетика: Бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений. Бег спиной; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа. Прыжки на месте с поворотами вправо и влево, с передвижением вперед и назад; спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди.

2.3. Подвижные игры:

на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись - разойдись», «Смена мест»); Игры («У медведя во бору», «Раки», «Тройки», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»);

на материале легкой атлетики – эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мячом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»);

на материале спортивных игр: баскетбол – ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы; подвижные игры («Брось-поймай», «Выстрел в небо», «охотники и утки»).

3. Специальная физическая подготовка (11 часов)

3.1. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.

Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с различным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые седы, стоя на месте и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц.

Ходьба: с соблюдением правильной осанки; с изменяющейся скоростью и направлением передвижения; левым и правым боком; спиной вперед; на носках и пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе, «гусиным шагом»); сочетание ходьбы с дыханием.

Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения; на месте; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом.



Методическое обеспечение

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Материально-техническое обеспечение

Учебные пособия:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы):

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь», «Пропаганда ЗОЖ», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз» и т.п.

  • измерительные приборы: весы, часы.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Учебно-практическое оборудование:

  • стенка гимнастическая;

  • скамейки гимнастические;

  • перекладина гимнастическая;

  • палки гимнастические;

  • скакалки гимнастические;

  • обручи гимнастические;

  • маты гимнастические;

  • перекладина навесная;

  • мячи набивные (1 кг);

  • мячи массажные;

  • мячи - хопы;

  • мячи малые (резиновые, теннисные);

  • мячи средние резиновые;

  • мячи большие (резиновые, баскетбольные волейбольные, футбольные);

  • рулетка измерительная;

  • коврики массажные;

  • конусы;

  • секундомер;

  • аптечка медицинская.


















Список используемой литературы для составления программы.

  1. Антропова М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: ИЦ «Вентана-граф». 2002 г.

  2. Адаптированная физическая культура (третий час) для учащихся образовательных учреждений. Методическое пособие. Самара, 2008 г./ Составители Антимонова М.Ю., Мальшин Ю.А. и др.

  3. Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  4. Карасева Т.В., Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Основная школа – 2005 г. – № 11. – С. 75–78.

  5. КовалькоВ.И., Здоровьесберегающие технологии в основной школе. – М.: ВАКО, 2004 г.

  6. Ковалько В.И., Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

  7. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. М.: ГИЦ «Владос», 2005 г.

  8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Внеурочная деятельность. Гимнастика. М.: «Просвещение», 2014 г.

  9. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Упражнения и игры с мячами. Издательство НЦ ЭНАС, 2006 г.

  10. Мальцев А.И., Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников, 2005 г.

  11. Матвеев А.П. Рабочая программа «Физическая культура». 1-4 классов. Москва: «Просвещение», 2011 г.

  12. Матвеев А.П. Уроки физической культуры. 1-4 класс. Методические рекомендации. М.: «Просвещение», 2014 г.

  13. Патрикеев А.Ю., Подвижные игры. М.: ВАКО, 2007 г. / Мозаика детского отдыха.

  14. Синягина Н.Ю., И.В. Кузнецова. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. М.: Владос, 2003 г.

  15. Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003 г.

  16. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), Москва: «Просвещение», 2011г.

  17. Степанова О.А., Оздоровительные технологии в школе. // №1 – 2003 г.

  18. Якиманская И.С., Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991 г.