СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятники истории и культуры Беларуси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятники истории и культуры Беларуси»

№ урока:

Учитель: Усеинова А.С.

Класс: 3

Дата: 13.11.2023

Предмет: Окружающий мир

Тема:Памятники истории и культуры Беларуси

Планируемые результаты

Предметные:

в процессе формирования представления учащихся об исторических центрах белорусской культуры, известных памятниках истории и культуры Беларуси воспитывать чувства гордости и восхищения достижениями отечественной культуры, ее народа;

Коммуникативные:

развивать эстетические чувства (чувство прекрасного), умения работать в микрогруппах, самостоятельно работать с учебником, другими источниками информации;

Воспитательные:

учить детей снимать усталость и поддерживать свою работоспособность.

Оборудование: иллюстрации памятников истории и культуры Беларуси, своей местности, предметы, сделанные руками человека (местных мастеров, учеников школы, класса).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка в парах

Вопросы для проверки домашнего задания:

— Назовите природные сообщества.

— В каком природном сообществе главными являются деревья?

— В каком природном сообществе преобладают травянистые растения?

— К каким условиям приспособлены растения на болоте?

— Какие связи существуют между растениями и животными в природном сообществе?

— Верно ли, что природное сообщество – это определенный участок земли, на котором растения и животные живут в тесной связи друг с другом, сообща?

— Для чего нужно знать взаимосвязи в природе?

— Что такое экология?

— Какое значение для человека имеет экология?

— Чем заповедник отличается от заказника? Заповедник от национального парка?

Чтобы ученикам было легче ответить на эти вопросы, на доске может быть схема:

ЗАПОВЕДНИК — ЗАКАЗНИК — НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК

Головоломка «Золотое правило экологии»

— Хотите узнать золотое правило экологии? Решите головоломку.

3. Изучение нового материала

— Вы познакомились с природными богатствами нашей республики. Назовите, что составляет природные богатства Республики Беларусь?

— Нас окружают и сопровождают в жизни не только предметы природы, но и предметы, сделанные человеком, а, следовательно, не только природные богатства. Что же еще, на ваш взгляд, составляет богатство страны?

— Ответы сверьте с текстом учебника Памятники культуры и истории Беларуси, после этого ответьте на вопросы, предложенные после текста.

В начале учитель демонстрирует различные предметы, сделанные руками человека (местных мастеров, учеников школы, иллюстрации предметов, сделанные талантливыми людьми) и спрашивает:

— Понравились ли они вам?

— Что можно сказать о людях, создавших эти удивительные творения?

— Я знаю удивительную страну, где живет много умелых мастеров. Давайте совершим путешествие туда. На чем мы отправимся? Давайте на волшебном пушистом облачке?! Возьмемся за руки и представим, что мы летим, дует теплый ветерок, ласково светит солнышко. И вот уже под нами чудесная страна Мастеров. Давайте приземляться. Много чудес в этой стране, все за короткое время не увидеть. Давайте разделимся, и каждая из наших групп отправится самостоятельно на экскурсию своим маршрутом. Каким, мы скоро узнаем. Успехов вам в путешествии!

Примерное содержание текстов:

  1. Софийский собор построен в Полоцке по приказу знаменитого князя Всеслава … Собор являлся символом … и … белорусской земли

  2. . Это был … … храм в Полоцке, а может быть и всей Беларуси. Он имел … куполов с позолоченными крестами. Художники разрисовали стены храма красивыми … Пол  мастера выложили разноцветными плитками, и он был похож на …

В Софийском соборе не только …, там принимали самые … В соборе сохраняли …

И сегодня все восхищаются красотой Софийского собора, а писатели сравнивают его с …

2. В Беларуси сохранилось много удивительных сооружений – … Среди таких замков особо выделяются … и … Замки в те далекие времена были мощными … и центрами …

Несвижский замок был владением богатых белорусских князей …  Вначале замок построили мастера из …, а затем перестроили местные … Особенно красив дворец, похожий на сказку. Его украшают высокие …, резные … Залы внутри дворца украшены … Для украшения залов использовалось золото и …, на стенах висели рыцарские доспехи и …

Во времена Радивилов в Несвижском замке был прекрасный … Здесь ставились спектакли на разных … , в оперных и балетных спектаклях участвовало …

3. Более … лет тому назад в небольшом поселке … был построен величественный замок, который сохранился до сегодняшних дней. … высокие башни венчают по углам крепостные стены. Пятая башня с … аркой расположена в середине стены. Мирский замок впечатляет не только своими … Все в нем – …, …, декоративные узоры, подземные сооружения и даже … сделаны из …

Старинные замки на Беларуси были мощными …, где население могло найти защиту от врага, а также центрами …

После представления каждой микрогруппой результатов своей работы, учитель классу задает вопросы, расположенные после текстов.

Между сообщениями групп организуется физкультминутка.

— В нашей стране Мастеров, в одном из ее уголков есть странный город, в котором запрещается делать такое движение – поднимать руки вверх. Чтобы не попасть в неприятную историю в нашем путешествии, давайте поиграем в игру «Запретное движение».

Учитель показывает различные движения, дети должны за ним их повторять, но кроме одного – нельзя поднимать руки вверх. Движения лучше совершать под веселую музыку. После небольшой двигательной паузы дети садятся за парты.

— А теперь представим, что мы отдыхаем на красивой лесной поляне. Отдыхайте. Все мышцы расслаблены. Глаза закрыты. Так приятно слышать пение птиц, шелест листвы, шум теплого дождика… (1 минутка).

— Отдохнули, пора вновь заняться делом.

Следующий эпизод урока «Спасем красоту»

— В стране Мастеров появился злой волшебник. Он захотел спрятать от нас все чудесные творения наших предков. Нужно помешать ему. Если мы докажем колдуну, что мы хорошо знаем творения умелых рук наших предков, он не сможет это сделать.

Учитель предлагает описания объектов, по которым дети должны опознать их или дополнить некоторые детали в описание, исправить ошибку.Узнай по описанию:

«Это был первый каменный храм в Полоцке. Его построили в честь святой, имя которой с греческого языка означает «мудрость». Художники расписали храм сказочно красивыми  рисунками-фресками».

«Славился этот замок своим театром. Спектакли ставились на разных языках. В них участвовало до 120 музыкантов. В театре играло 350 актеров».Исправь ошибки.

«Шесть высоких башен венчают по углам крепостные стены древнего Мирского замка. Седьмая с въездной аркой – главная башня – расположена посредине стены, повернутой в сторону поселка. Замок полностью сделан с дерева.» (Ошибки: 4 башни, соответственно пятая; замок полностью сделан с кирпича.)

По окончании эпизода «Спасем красоту» учитель отмечает старания детей.

— Нам просто необходимо знать и помнить лучшие творения своей страны, чтобы они всегда оставались с нами и радовали своей неповторимой красотой.

— Мы с вами отправлялись в путешествие в страну Мастеров на пушистых белых облаках. На них можно вернуться и обратно. Ложитесь на свое облако, оно такое теплое, приятное (включается тихая музыка). Постарайтесь расслабиться. Как приятно лететь на облачке! Солнышко пригрело вас. Стало хорошо, тепло. Покатались на облачке, а теперь пока спускаться на землю (музыка звучит громче).

  1. Физминутка

5.Подведение итогов

— Что нового и интересного узнали?— Что особенно понравилось на уроке? Почему?

— Чему научились на уроке?— Как вы себя чувствовали на уроке?— Поблагодарим друг друга за совместную работу.

6. Домашнее задание

Прочитать тексты учебника по теме Памятники истории и культуры Беларуси, ответить на вопросы после них.Задание для желающих: сделать рисунок одного из памятников истории и культуры Беларуси, с которыми познакомились сегодня, или своей местности.