СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. НОВОЛОКТИ»
МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ
Заведующая кабинетом:
Кравченко Л.П..
Содержание
Цели и задачи кабинета
Занятость кабинета
Перспективный план развития кабинета
План работы кабинета
Опись имущества и документации кабинета
Технические средства обучения
Оснащение кабинета
7.1 Учебные приборы
7.2Модели, макеты, муляжи
7.3 Учебно-методическое оборудование
Техника безопасности в кабинете физики
8.1. Правила пользования кабинетом физики и математики
8.2.Инструкция по правилам безопасности для учащихся
8.3. Проведение инструктажа по правилам ТБ
8.4. Правила пользования физическими приборами.
8.5. Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся
8.6. Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ по физике
8.7. Инструкция по охране труда в кабинете по физике
8.8. Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике
8.9. Инструкция инструктажа по пожарной безопасности в кабинете физики
8.10. Инструкция по оказанию первой медицинской помощи
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
Ф. И. О. заведующего кабинетом: Кравченко Л.П.
Класс, ответственный за кабинет: -11
Площадь кабинета: 48 кв.м
Число посадочных мест: 18
№5
Цель кабинета :создать условия для успешного выполнения образовательных программ по математике и физике способствующих успешному формированию профессиональной культуры педагогов, развития их инициативы, творчества, нового мышления для реализации государственной политики в области образования и защиты детства; повышения качества обучения математике и физике.
Задачи кабинета математики и физики на 2015-2016 учебный год:
Обеспечение качественного выполнения программы по математике и по физике.
Обеспечение комфортных условий труда, соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
Поддержание в рабочем состоянии оборудования для лабораторных работ и демонстрационных опытов, имеющихся в кабинете.
Пополнение кабинета современной справочной литературой по математике и по физике, раздаточными и дидактическими материалами.
Занятость кабинета № 5 на 1-4 четверть 2019 –2020 уч года
Расписание уроков
№п/п | понедельник | класс | вторник | класс | среда | класс | четверг | класс | пятница | класс |
1 | химия | 9 | математика | 11 | Технология карьеры | 11 | химия | 10 | -------- |
|
2 | химия | 11 | физика | 7 | физика | 10 | математика | 11 | математика | 11 |
3 | математика | 10 | математика | 10 | математика | 10 | физика | 7 | физика | 11 |
4 | математика | 11 | физика | 8 | математика | 10 | математика | 10 | математика | 10 |
5 | физика | 11 | физика | 9 | математика | 11 | физика | 9 | астрономия | 11 |
6 | Подг к ЕГЭ | 11 |
|
|
|
| ф |
| физика | 8 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перспективный план развития кабинета
№ | Что планируется | Сроки | Ответственный | |
ПЛАН РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | ||||
1. | косметический ремонт кабинета | каждый год | Завхоз | |
2. | обновление мебели | по мере возможности | Завхоз | |
3. | приобретение методических пособий | в течении 3 лет | Кравченко Л.П. | |
4. | приобретение видео материалов | по мере возможности | Кравченко Л.П. | |
5. | приобретение наглядных пособий, таблиц | по мере возможности |
| |
| ПЛАН РАЗВИТИЯ БАЗЫ КАБИНЕТА. | |||
1. | Обновление: |
|
| |
| раздаточный материал, | в течении 3 лет | Кравченко Л.П. | |
| методическая и учебная литература | в течении 3 лет | Кравченко Л.П. | |
| наглядные пособия. | в течении 3 лет | Администрация школы | |
| Оборудование для лабораторных работ | По мере возможности | Администрация школы | |
2. | Приобрести: |
|
| |
| тематические плакаты | в течении года | Кравченко Л.П. | |
| тематические наглядные пособия и раздаточный материал | в течении 3 лет | Кравченко Л.П. | |
| Видео- материалы | По мере возможности | Кравченко Л.П. | |
| тематические компьютерные обучающие программы, игры | По мере возможности | Кравченко Л.П. | |
| Оборудование для демонстрационных опытов | По мере возможности | Администрация школы | |
3 | Систематизировать: |
|
| |
| раздаточный и наглядный материал | в течении года | Кравченко Л.П. | |
| Оформить стенды «Это интересно»; «Уголок безопасности» | В течении года | Кравченко Л.П. |
План работы кабинета № 5 на 2019-2020 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I Сохранность кабинета и план занятости. | |||
1.
| Обеспечение сохранности кабинета мебели, стендов. | Сентябрь по май. | Кравченко Л.П.
|
2.
| Инструктаж учащихся о поведении в кабинете сохранении мебели и средств ИКТ | сентябрь и начало каждой четверти |
Кравченко Л.П. |
3.
| Проверка сохранности кабинета мебели его оборудования и оснащения. | по окончании недели, месяца, четверти. | Кравченко Л.П.
|
4. | Составить план занятости кабинета. | Кравченко Л.П. | |
II Санитарно-гигиенического состояния кабинета. | |||
1.
| Обеспечение санитарно-гигиенического состояния кабинета. | сентябрь по май
|
завхоз
|
2. | Ежедневная влажная уборка. | ежедневно | техперсонал |
3.
| Генеральная уборка по окончанию каждой четверти согласно плану работы закреплённых классов. | по окончанию I,II,III,IV четверти
|
Завхоз |
III Озеленение кабинета. | |||
1. | Озеленение кабинета математики. | В течение всего года | Кравченко Л.П. |
2.
| Обеспечение сохранности имеющихся растений и уход за ними. | В течение всего года
|
|
3.
| Дальнейшее озеленение кабинета новыми цветами. | по мере приобретения растений.
| Кравченко Л.П. |
IV Правила безопасности. | |||
1.
| Соблюдение правил безопасности в кабинете. | Сентябрь, май
| Кравченко Л.П.
|
2.
| Провести инструктаж по технике безопасности противопожарной и при работе с опасными приборами | Сентябрь. При работе с приборами. |
Кравченко Л.П.
|
3.
| Соблюдение пожарной безопасности кабинета | в течение всего года |
Кравченко Л.П. |
V Корректировка плана работы. | |||
| Корректировка плана работы кабинета и его оборудования | сентябрь |
Кравченко Л.П. |
VI Корректировка перспективного плана работы. | |||
| Внести коррективы в перспективный план работы до 2017 года | в течение всего периода |
Кравченко Л.П. |
Опись имущества и документации кабинета № 5
№ п/п | Наименование имущества | Количество |
| Учительский стол | 1 |
| Демонстрационный стол | 1 |
| Учительский стул | 1 |
| Парты двухместные | 9 |
| Стулья ученические | 19 |
| Шкафы для оборудования | 2 |
| Доска | 3 |
| Шкафы для книг | 3 |
| Шторы | 6 |
| Стенды | 13 |
| Цветы | 8 |
| Указка | 3 |
Технические средства обучения
№ | Наименование | Количество |
| Компьютер | 1 |
| Проектор | 1 |
| Экран настенный | 1 |
Оснащение кабинета №5
№ п/п |
Инструменты для уроков математики | Количество |
1. | Линейка классная деревянная 1м | 2 |
2. | Транспортир классный деревянный трк-м | 2 |
3. | Циркуль для классной доски деревянный цшк | 3 |
4. | Треугольники дер 30град классный с 364 | 2 |
5. | Треугольники дер 45град классный с370 | 2 |
1.Учебные приборы
№ п/п | Наименование | Количество |
| Приборы и принадлежности общего назначения |
|
1 | Комплект электроснабжения кабинета | нет |
2 | Осветитель для теневого проецирования | нет |
3 | Комплект соединительных проводов | 1 |
4 | Машина электрофорная | 1 |
5 | Высоковольтный источник напряжения 20 кВ |
|
6 | Универсальный трансформатор | 1 |
7 | Насос воздушный ручной | 1 |
8 | Штатив универсальный с принадлежностями | 8 |
9 | Комплект наборных грузов | 8 |
10 | Комплект посуды и принадлежностей | 1 |
11 | Машина центробежная с принадлежностями |
|
12 | Выпрямитель ВС-24М | 2 |
13 | Выпрямитель ВМ |
|
14 | Трансформатор (127-220В) | 1 |
15 | Осциллограф лабораторный |
|
16 |
|
|
| Приборы демонстрационные |
|
1 | Амперметр с гальванометром демонстрационный | 1 |
2 | Вольтметр с гальванометром демонстрационный |
|
3 | Ваттметр демонстрационный |
|
4 | Частотомер резонансный демонстрационный |
|
5 | Термометр демонстрационный |
|
6 | Манометр жидкостный | 1 |
7 | Психрометр | 1 |
8 | Динамометр демонстрационный | 2 |
9 | Линейка масштабная демонстрационная | 1 |
10 | Барометр-анероид | 1 |
11 | Метроном демонстрационный | 1 |
12 | Счетчик электрической энергии (действующая модель) |
|
13 | Манометр металлический | 1 |
14 | Цилиндр измерительный | 6 |
15 | Диск вращающийся с принадлежностями |
|
16 | Камертон на резонансных ящиках с молоточком | 2 |
17 | Комплект простых механизмов | 1 |
18 | Машина гидравлическая с принадлежностями |
|
19 | Рычаг демонстрационный | 1 |
20 | Трубка Ньютона | 1 |
21 | Прибор для демонстрации законов механики | 1 |
22 | Прибор для демонстрации закона сохранения импульса | 1 |
23 | Прибор для демонстрации закона сохранения энергии | 1 |
24 | Тележка легкоподвижная | 2 |
25 | Трибометр демонстрационный |
|
26 | Сообщающиеся сосуды разного вида | 1 |
27 | Ведерко Архимеда | 2 |
28 | Шар Паскаля | 1 |
29 | Прибор для сравнения теплопроводности тел |
|
30 | Прибор для сравнения теплоемкости тел |
|
31 | Теплоприемник |
|
32 | Набор капилляров |
|
33 | Цилиндры свинцовые со стругом |
|
34 | Пластинка биметаллическая |
|
35 | Шар с кольцом | 1 |
№ п/п | Наименование | Количество |
36 | Электрометры с принадлежностями (разного вида) | 2 |
37 | Палочка из стекла, эбонита | 2 |
38 | Султаны электрические | 2 |
39 | Катушка для демонстрации м/п тока | 2 |
40 | Магнитная стрелка на подставке демонстрационная | 2 |
41 | Комплект полосовых, дугообразных магнитов | 5 |
42 | Комплект приборов для демонстрации свойств электромагнитных волн |
|
43 | Магазин сопротивлений демонстрационный | 1 |
44 | Электромагнит разборный |
|
45 | Комплект выключателей | 1 |
46 | Набор ползунковых реостатов | 6 |
47 | Набор линз и зеркал | 6 |
48 | Набор для изучения законов геометрической оптики | 1 |
49 | Штативы изолирующие |
|
50 | Стробоскоп | 1 |
51 | Трансформатор универсальный | 1 |
52 |
|
|
| Приборы лабораторные |
|
1 | Амперметр лабораторный измерительный | 10 |
2 | Вольтметр лабораторный измерительный | 10 |
3 | Миллиамперметр | 5 |
4 | Динамометр лабораторный | 10 |
5 | Рычаг-линейка | 10 |
6 | Лента измерительная |
|
7 | Набор тел по калориметрии | 8 |
8 | Термометр лабораторный | 4 |
9 | Цилиндр измерительный | 6 |
10 | Трибометр лабораторный |
|
11 | Ключ замыкания тока | 10 |
12 | Комплект соединительных проводов | 10 |
13 | Резисторы проволочные на 1, 2, 4 Ом | 12 |
14 | Реостат ползунковый | 6 |
15 | Электромагнит лабораторный |
|
16 | Электроосветитель с колпачком | 5 |
17 | Желоб лабораторный металлический | 10 |
18 | Магнит плоскопараллельный | 5 |
19 | Калориметр | 6 |
20 | Источник постоянного и переменного тока на 42 В, выходное напряжение 6 В, ток 2 А | 3 |
21 | Катушка-моток | 5 |
22 | Комплект измерительных инструментов |
|
23 | Магнит дугообразный | 5 |
24 | Набор лабораторный для электролиза | 4 |
25 | Набор оптических деталей | 1 |
26 | Модель электродвигателя лабораторная | 5 |
27 | Конденсатор переменной емкости | 1 |
28 | Прибор для определения термического коэффициента меди |
|
29 | Катушка для изучения электромагнитной индукции |
|
30 | Брусок лабораторный | 5 |
31 | Диск лабораторный |
|
32 | Брусок качения | 15 |
33 | Весы лабораторные с набором разновесов | 8 |
|
|
|
|
|
|
II. Модели, макеты, муляжи
№ п/п | Наименование | Количество |
| Модель манометра | 1 |
| Модель двигателя внутреннего сгорания | 1 |
III. Учебно-методическое оборудование
№ | Вид оборудования
| Наименование | № шкафа | |
|
| Печатные пособия |
| |
| Программы | Методические письма по предметам. Положение о ЕГЭ Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ Тематическое и календарное планирование по физике Тематическое и календарное планирование по математике
| 2-3 | |
| Учебники | Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2008. Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2012. Математика: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Н.Я.Виленкин,В.И.Жохов,А.С.Чесноков,С.И.Шварцбурд.-М.:Мнемозина,2005-2013 г. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2014 Физика 8 кл. А.В. Перышкин. М. Дрофа. 2012. Физика 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М. Дрофа 2011г. Г .Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотскии .Физика 10 класс. М, «Просвещение». 2011г.
Физика 11 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Москва. Просвещение.2012г.
|
| |
| Сборники и справочники | Сборник задач по физике. 7–9 классы В.И.Лукашик. М.«Просвещение».2008г. Сборник задач по физике. А.В. Перышкин. «Просвещение». 2008г Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике.М., Просвещение,2002г. А.П. Рымкевич. Задачник. Физика 9-11 класс. Москва. Дрофа.2005г. |
| |
|
|
|
| |
2 | Дидактический материал.
| Физика Тематические самостоятельные и контрольные работы . 7кл. под ред. О.И. Громцевой. М. «Экзамен»-2010г Тематические самостоятельные и контрольные работы 8кл. под ред. О.И. Громцевой. М. «Экзамен»-2013г. Тематические самостоятельные и контрольные работы 9кл.под ред. О.И. Громцевой. М. «Экзамен»-2012г. Тематические самостоятельные и контрольные работы 11кл.под ред. О.И. Громцевой. М. «Экзамен»-2012г. Контрольные тесты 7-9кл.под ред. Л.А. Марон М , Просвещение, 2000г Самостоятельные и контрольные работы.Л.А.Кирик, Москва,Илекса , 2012г Самостоятельные и контрольные работы.11кл.Л.А.Кирик, Москва,Илекса , 2000г Тематические тесты 11кл.В.А.Орлов 2000 г «Вербум-М», Москва ,2000г Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы, 11кл.Л.А.Кирик, Москва, Илекса, 2012г Дидактический материал , 7кл.В.Г.Пайкес,М,Аркти,1999 Дидактический материал , 8кл.В.Г.Пайкес,М,Аркти,1999 Дидактический материал. Астрономия. Е.К.Страут 2000 г Математика Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2010. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс / Б.Г.Зив. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009 . Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2008. Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс / Б.Г.Зив. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. |
2-3 | |
| Методическая литература | Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/– М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил. С.Е. Каменевский. Методика решения задач по физике в средней школе. И.И. Мокрова. Поурочные планы. Физика 10 класс. Учитель. Волгоград – 2004 г. Физический эксперимент в школе. Москва «Просвещение».- 1981г. Демонстрационный эксперимент по физике. «Просвещение». Москва.-1971г. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.П. Кузмин др.; под ред. А.А. Покровского.1979г. Кабардин О.Ф. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл: учеб. Яровенко В.А.. Поурочные разработки по геометрии 10 класс: кн. для учителя. – М.: «ВАКО», 2011. Изучение геометрии 10-11 кл.: книга для учителя / С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2010.
| 1 | |
4 | Карточки | 1. Разноуровневые самостоятельные работы по физике 7 - 11 классы | 2 | |
5 | Книги для дополнительного чтения | 1 Перельман Я.И. Занимательная Физика Издательство Наука М.: 1976. Перельман Я.И. Занимательная математика ,1990 Нагибин Ф.Ф.Математическая шкатулка.1988 | 1 | |
6 | Газеты, журналы | Физика в школе. Математика в школе. Приложение к 1 сентября. | 1 | |
7 | Таблицы, транспаранты. Физика | · Закон движения. Перемещение. · Скорость. Равномерное прямолинейное движение. · . · | 1 | |
· · Динамика свободных колебаний. · Колебательная система под действием внешних сил. · Вынужденные колебания. Резонанс. |
| |||
· Броуновское движение. Диффузия. ·
|
| |||
. · Электромагнитная индукция. ·
|
| |||
· Планетарная модель атома. · |
| |||
в. Строение вещества. Молекулы. · Диффузия. · Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела.. · Атмосферное давление. · Поршневой и жидкостный насос. · |
| |||
Оформление стендов: Готовимся к итоговой аттестации. |
| |||
| Комплект портретов ученых физиков |
| ||
| Математика |
|
| |
|
| Комплект портретов ученых математиков Признаки делимости Решение уравнений Комплект задач по стереометрии 10-11кл. | 1 | |
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
| ||
Носители электронной информации. | ||||
| CD диски | Физика 10, 11 (интерактивное приложение к УМК для базового уровня) |
| |
| CD диски | Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс,2006 |
| |
| CD диски | Школьный физический эксперимент. Механические колебания Механические волны.
|
| |
| CD диски | Физика,7- 11 классы. Библиотека наглядных пособий. |
| |
| CD диски | Физика,. Подготовка к ЕГЭ. |
| |
Карты и плакаты | ||||
|
| Греческий алфавит Кратные и дольные приставки. Основные физические величины.
| Используются для оформления класса |
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
В КАБИНЕТЕ математики
и ФИЗИКИ
Правила пользования кабинетом математики и ФИЗИКИ На первом занятии в кабинете учащиеся знакомятся с инструкцией по охране труда. Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви и без верхней одежды. Учащиеся находятся в кабинете только в присутствии преподавателя. Учащиеся занимают только закрепленные за ними рабочие места. Учащиеся должны быть внимательны и дисциплинированны, точно выполнять указания учителя. Учащиеся приступают к работе с приборами только после разрешения учителя. Учащиеся должны размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание. Перед выполнением работы учащиеся внимательно изучают ее содержание и ход выполнения. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В). Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся по напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями. При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями. Во время занятий учащиеся не покидают свои рабочие места без разрешения учителя. Учащиеся соблюдают чистоту и порядок в кабинете. Во время каждой перемены учащиеся выходят из кабинета, а дежурные его проветривают. Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете математики и физики I. Общие требования безопасности
|
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в кабинете.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок , входить и выходить из кабинета.
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы , чтобы не отвлекаться
и не травмировать своих товарищей
9.Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать ключом дверь кабинета.
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя.
5. Дежурным учащимся протереть доску чистой, влажной тканью.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО .
5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию
учителя в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите своё рабочее место в порядок.
2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
3. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Инструктаж по технике безопасности
в кабинете математики и физики
Приложение №1
Инструкция
по правилам безопасности труда для учащихся
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и ход выполнения.
Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.
При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.
Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.
Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся по напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
Заведующий кабинетом : Кравченко Л.П.
Приложение №2
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении лабораторных работ по физике
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К проведению лабораторных работ по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- поражение электрическим током при работе с электроприборами;
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращение с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Точно выполнять все указания учителя при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его решения не выполнять самостоятельно никаких работ
3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе горлышко сосуда не направлять на себя и на своих одноклассников.
3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-700С, не брать их незащищенными руками.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.
3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.
3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем или лаборантом.
3.9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
3.10. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.
3.11. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
3.12. Не оставлять без надзора включенные электрические устройства и приборы.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При разливе легко воспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.
4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю, который должен немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.
Заведующий кабинетом Кравченко Л.П.
Приложение №3
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда в кабинете по физике
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинете физики допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета и при работе с электроустановками.
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. При работе в кабинете физики должна использоваться спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
1.5. При проведении занятий необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. В соответствии с требованиями пожарной безопасности в кабинете все проходы должны быть свободными, их нельзя загромождать посторонними предметами. В физическом кабинете шкафы для приборов, ящики с таблицами и др. нельзя устанавливать вблизи дверей, поскольку они послужат препятствиями при экстренной эвакуации учащихся. В качестве первичных средств пожаротушения в кабинетах физики применяют сухой песок, накидки из толстой ткани, пропитанные огнезащитным составом, огнетушители пенные и порошковые.
1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии, врачу. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
1.7. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
1.8. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
Учитель должен:
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедится в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4 – 2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от
температуры наружного воздуха
Наружная температура, град °С. | Длительность проветривания помещения, мин. |
От +10 до +6 | 4-10 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 20-30 |
От 0 до -5 | 2-5 15-25 |
От –5 до –10 | 1-3 10-15 |
Ниже -10 | 1-1 5-10 |
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18 – 200 С.
2.6. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками, подготовить средства индивидуальной защиты.
2.7. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
3. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Пребывание учащихся в помещении кабинета и лаборатории физики разрешается только в присутствии учителя физики.
3.2. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.
3.3. Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся проводят только в присутствии учителя физики или лаборанта.
3.4. Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.
3.5. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.
3.6. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.
3.7. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
3.8. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100 – 115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115 – 130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130 – 145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145 – 160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
3.9. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.10. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.11. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.
3.12. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводится очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.13. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.14. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.15. Во время уроков следует проводить физминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1-2 минуты согласно приказу №121 от 3.09.2004 г. «Об организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся».
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Учитель должен:
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря – сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, (повышенном их нагревании, появлении искрения и т.д.) немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.
4.5. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указание учителя.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.
Заведующий кабинетом Кравченко Л.П.
Приложение №4
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.
1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
- поражение электрическим током при работе с электроустановками;
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.6. При проведении демонстративных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем порошковым или углекислотным, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации гимназии.
1.8. При проведении демонстрационных опытов соблюдать правила пользования средствами индивидуальной защиты, личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.
2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.
2.4. При проведении лабораторных работ вход класса в кабинет только по звонку или с разрешения учителя.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином. При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающемся выделением тепла, следует пользоваться фарфоровой или термостойкой тонкостенной химической посудой. Большие химические стаканы с растворами нужно поднимать двумя руками так, чтобы отогнутые края (бортики) стакана опирались на указательные и большие пальцы.
3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.
3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла, а учитель должен одеть защитные очки.
3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла.
3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.
3.7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.
3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.
3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.
4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их из сети, эвакуировать обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации гимназии или в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании, удалить обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации гимназии или в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания, по указанию учителя.
5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лабораторию в шкафы.
5.3. Закончив работу, каждый ученик сдает оборудование лаборанту в целости и сохранности.
5.4. Не уходить с рабочего места без разрешения учителя.
5.5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
Заведующий кабинетом Кравченко Л.П.
Приложение №5
ИНСТРУКТАЖ по электропожарной безопасности в кабинете физики
1.Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя 2. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке указанном учителем.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
5. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описания, уясните ход выполнение.
6. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключении источника питания.
7. Не включайте источник электропитания без разрешения учителя.
8. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановок с помощью указателя напряжения.
9. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами.
10. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам/токоведущим частям, находящимся под напряжением.
11. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить.
12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
13. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источники электропитания и сообщите об этом учителю.
14. На уроках физики при опытах не пользоваться зажигалками, а только спичками. Быть осторожным с огнем.
15. Соблюдать меры пожарной безопасности по предупреждению пожара от замыкания электрических схем, контактов подводящих проводов.
16. В случае пожара вспыхнувший огонь тушить песком, пеногасителем, имеющимся в лаборатории огнетушителем
17. Выполняйте правила пожарной безопасности при выполнении опытов и экспериментальных заданий.
18. В случае пожара звонить по телефону 01.
19. Запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
20. Запрещается использовать металлические асбестированные сетки и нафталин
21. Нельзя оставлять включенные электро- и радиоустройства без надзора и допускать к ним посторонних лиц.
22. При выполнение работ на установление тепл. баланса воду следует наг не выше 60-700 °
23. Запрещается зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.
24. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов с применением ртути категорически запрещается.
25. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на их шкале.
26. Учебные приборы, предназначенные для практических работ учащихся, присоединяются к источникам питания с напряжением не выше 42 В.
Заведующий кабинетом Кравченко Л.П.
Приложение №6
ИНСТРУКТАЖ
по оказанию первой помощи в кабинете математики и физики
№ 1. ПРАВИЛА ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ.
Искусственное дыхание необходимо только в том случае, если пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно) или его дыхание постепенно ухудшается. Перед тем, как начать процедуру, необходимо:
А) положить пострадавшего на твердую поверхность;
Б) быстро освободить человека от стесняющей дыхание одежды – расстегнуть ворот, развязать шарф, расстегнуть брюки и т.д.; под плечи подложить валик из свернутой одежды;
В) также быстро надо освободить рот пострадавшего от посторонних предметов. Если рот крепко стиснут, то его следует раскрыть путем выдвижения нижний челюсти: четырьмя пальцами обеих рук, поставив из за углы нижней челюсти, выдвинуть ее так, чтобы нижние зубы оказались впереди них. Если таким образом рот открыть не удается, то следует между задними коренными зубами осторожно вставить крепкую тонкую дощечку, ручку ложки и т.п. и разжать зубы.
Во время проведения искусственного дыхания необходимо внимательно наблюдать за лицом пострадавшего. Если он пошевелит губами или веками или сделает глотательное движение гортанью, нужно проверить, не сделает ли он самостоятельного вздоха. Как только он начнет дышать самостоятельно и равномерно, следует прекратить искусственное дыхание, иначе оно может помешать его собственному дыханию и причинить ему вред.
В настоящее время применяется искусственное дыхание «изо рта в рот» и «изо рта в нос».
При первом способе оказывающий помощь максимально запрокидывает голову пострадавшего назад, подкладывая под плечи валик из одежды. Затем очищает его рот от слизи и всего постороннего указательным пальцем, обернутый марлей, носовым платком и т.д. Придерживая рот пострадавшего полуоткрытым, спасатель делает глубокий вдох и, плотно приложив свой рот через платок ко рту спасаемого и зажав его нос, выдыхает воздух. Выдох же у пострадавшего происходит пассивно. Частота циклов «вдох-выдох» зависит от возраста пострадавшего: для взрослого – 10-12 в минуту, для школьника 15- 18, но вдувание воздуха делается менее резко и при неполном входе (значит, и выходе) взрослого человека, оказывающего помощь.
Искусственное дыхание «изо рта в нос» следует проводить только в том случае, если при дыхании «изо рта в рот» желаемого расширения грудной клетки не наступило и если челюсти пострадавшего остались плотно стиснутыми. Тогда оказывающий помощь рукой удерживает голову пострадавшего в запрокинутом положении, делает глубокий вдох и, охватив плотно губами через платок его нос, выдувает воздух. Можно поступить несколько иначе – воспользоваться трубкой из плотной резины: ввести ее конец в один из носовых ходов спасаемого, другой носовой ход закрыть пальцем и, взяв свободный конец трубки в рот, периодически вдувать воздух.
№ 2. ПРАВИЛА НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА
Проводя непрямой массаж, необходимо пострадавшего положить спиной на жесткую поверхность и расстегнуть стесняющие тело пояс, воротник; потом встать с левой стороны от пострадавшего и положить ладонь руки на нижнюю треть груди; другая рука накладывается на тыльную поверхность первой для усиления давления. Затем периодически надо надавливать на грудину, перенося на руки усилия всего туловища человека, оказывающего помощь.
Степень сужения зрачков может служить наиболее строгим показателем эффективности оказываемой помощи. Узкие зрачки свидетельствуют о достаточном снабжении мозга кислородом; наоборот, начинающееся их расширение указывает на ухудшение кровообращения и необходимость усиления мер по оживлению организма.
Дополнительный полезный прием – подъем ног пострадавшего на 0,5 м от пола и фиксирование их в этом положении в течение всего времени массажа сердце из вен нижней части тела.
№ 3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ И РАНЕНИЯХ
Ушибы. Первая помощь при любом ушибе – полный покой. Для уменьшения боли и предотвращения подкожного кровоизлияния на область ушиба накладывают давящую повязку, а поверх ее «холод», например лед в полиэтиленовом мешочке или грелку с холодной водой. Особенно опасны травмы головы, следствием которых может быть сотрясение мозга. Для последнего случая характерны потеря сознания, рвота, исчезновение из памяти обстоятельств травмы. После оказания пострадавшему первой помощи его лечение должно проходить обязательно под контролем врача.
Раны и порезы. При работе с режущими и колющими инструментами учащиеся могут получить резаные, рваные, колотые и ушибленные раны. Наиболее опасны колотые раны, так как они зачастую проникают во внутренние органы. Опасность рванных и ушибленных ран в том, что они обычно сильно загрязняются. При всех видах ран в начале необходимо чистыми руками остановить или замедлить кровотечение: очистить вокруг раны поверхность кожи от грязи в направлении от краев наружу; обработать края раны йодной настойкой или «зеленкой», не допуская их попадания внутрь раны, на поврежденные ткани; остановить кровотечение с помощью 3%-ного раствора пероксида Н2 О2(«перекиси водорода») или водного раствора хлорида железа. Затем следует наложить на рану тампон и забинтовать ее. Если повязка намокает от крови, то поверх нее накладывают еще слой материала. После этого ученика отправляют к врачу.
Если ранение сопровождается сильным кровотечением, то выше раны накладывается резиновый жгут. Во избежание омертвления тканей нельзя задерживать кровообращение более чем на 2 ч, поэтому перед отправкой к врачу раненому дают или вкладывают в повязку записку с указанием времени наложения жгута.
№ 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОКЕ, ТЕПЛОВОМ ИЛИ СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, ОТРАВЛЕНИИ ОКСИДОМ УГЛЕРОДА
При обмороке (внезапном головокружении, тошноте, стеснении в груди, потемнении в глазах) больного надо уложить, приподняв его ноги, и дать ему нюхать нашатырный спирт; «холод» на голову не класть.
Тепловой или солнечный удар поражает человека в душную безветренную погоду или когда он находится в жарком помещении, на солнцепеке. При этом он чувствует внезапную слабость, головную боль, головокружение. Его нужно немедленно вывести на свежий воздух в прохладное место. При появившихся признаках недомогания надо без промедления уложить пострадавшего (в прохладном месте), раздеть его и охлаждать тело, лицо, грудь обрызгивая их холодной водой. При остановке же дыхания или резком его расстройстве необходимо делать искусственное дыхание.
Отравление оксидом углерода (угарным, а также светильным газом) происходит в большинстве случаев из-за неправильного обращения с отопительными и светильными приборами. Поскольку угарный газ не имеет запаха, отравление (угарание) наступает постепенно и не заметно. Пахнут угаром другие газы, образующиеся одновременно с ним; они то и предупреждают о том что в воздухе появился ядовитый оксид углерода. Первые признаки отравления угарным газом – головная боль, сердцебиение, общая слабость. Пострадавший начинает жаловаться на «звон в ушах», «стук в висках», головокружение, тошноту. У него может быть рвота, ослабление сердечной деятельности и дыхания, бессознательное состояние. Если в это время ему не будет оказана срочная помощь, может наступить смерть. Угоревшего надо немедленно вывести на свежий воздух. Если можно, то следует срочно достать подушку с кислородом, чтобы он дышал кислородом.
Первая помощь при отравлении угарным газом оказывается так же, как при обмороке. При появлении рвоты нужно положить угоревшего на бок или повернуть на бок его голову. Если пострадавший дышит судорожно, редко или совсем не дышит, необходимо до прибытия врача делать искусственное дыхание.
Поскольку отравление сопровождается понижением температуры тела в следствии замедления в нем тепла окислительных процессоров, пострадавшему дают пить горячие чай и молоко, а на плечи набрасывают теплую одежду или закрывают теплым одеялом.
№ 5 ОСВОБОЖДЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
Прикосновение к токоведущим деталям установок, находящимся под напряжением, в большинстве случаев вызывает судорожное сокращение мышц, которое может быть весьма опасным. Поэтому человеку, случайно попавшему под напряжение, надо немедленно, до прибытия врача, оказать первую помощь, предварительно освободив его от действия электрического тока. Для этого необходимо отключить цепь с помощью ближайшего выключателя (рубильника)или путем вывертывания пробок на щитке. В случае отдаленности выключателя от места происшествия можно перерезать провода или перерубить их (каждый провод в отдельности!) любым режущим инструментом, но с сухой рукояткой из изолирующего материала! Если рукоятка инструмента металлическая, нужно обернуть ее сухой шелковой, шерстяной или прорезиненной тканью.
Освобождая человека от электрического тока, необходимо учитывать следующее:
- при отключении установки может одновременно погаснуть электроосвещение, поэтому нужно тут же, не задерживая отключения установки, позаботиться о другом источнике освещения;
- если установку не удается отключить достаточно быстро, надо отделить пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается; для этого (при напряжении до 500 В) можно воспользоваться диэлектрическими материалами (пользоваться металлическими или мокрыми предметами недопустимо) или взяться за одежду пострадавшего, если она сухая и отстает от его тела (например, за полы пиджака). Оттаскивая пострадавшего за ноги, не следует касаться его обуви, так как она может быть сырой, а находящиеся в ней гвозди или крючки для шнуровки – проводники электрического тока;
- для лучшей изоляции надо надеть на руки диэлектрические галоши или накинуть на пострадавшего прорезиненную или сухую материю;
- отделяя пострадавшего от токоведущих деталей, следует действовать одной рукой.
После освобождения пострадавшего необходимо оказать ему помощь. Поскольку меры первой помощи зависят от его состояния, надо:
- немедленно уложить его на спину;
- проверить по подъему грудной клетки дышит ли он;
- проверить наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на шее);
- посмотреть состояние зрачка – узкий он или широкий (широкий неподвижный зрачок – признак отсутствия мозгового кровообращения).
Определение состояния пострадавшего нужно провести быстро, в течение 15 – 20 с.
Если пострадавший в сознании, его нужно уложить на ровную поверхность (кушетку, диван, стол) и до прибытия врача обеспечить полный покой и наблюдение за пульсом и дыханием. (При отсутствии возможности вызвать врача пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение при помощи транспортных средств или носилок.) Ни в коем случае нельзя позволять ему двигаться, поскольку отсутствие тяжелых симптомов сразу после поражения током не исключает возможности последующего ухудшения состояния.
При отсутствии сознания, но сохранившемся устойчивом дыхании и пульсе нужно срочно вызвать врача, уложить пострадавшего удобно, ровно, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, удалить лишних людей, давать ему нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой, растирать и согревать тело.
Если пострадавший дышит плохо – очень редко, поверхностно или наоборот, судорожно, рекомендуется делать искусственное дыхание.
При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) нельзя пострадавшего считать мертвым. В первые минуты после поражения безжизненное состояние может быть кажущимся; оно обратимо при оказании надлежащей помощи. Пострадавшему немедленно надо делать искусственное дыхание с одновременным массажем сердца, причем не прерывно и на месте происшествия (не перемещая человека) все время до прибытия врача.
Заведующий кабинетом Кравченко Л.П.