СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание дошкольников»

семинар-практикум с включением деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию 27.11.17

Цель: расширить и закрепить знания педагогов по формированиюу детей нравственно – патриотического отношения к Родине, к малой Родине.

Оборудование: магнитная доска, комплекты рабочих материалов для игры, мяч, магниты.

План проведения:

  1. Вступительное слово старшего воспитателя.

  • Задачи

  • Блоки

  • Направления

  • Условия

  1. Деление на команды.

  2. Деловая игра

  • Эрудиты,

  • Логики,

  • Игровая,

  • Экологическая,

  • Смекалистых,

  1. Обратная связь. (заполнение опросника)

  2. Подведение итогов игры.


Подготовила старший воспитатель Трифонова М.В.

Ведущий:

Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на семинаре – практикуме по  «Формированию у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине»


Вступление. Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. А также фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью.

Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  • создание системы нравственно -патриотического воспитания;

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

  • формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

  • воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

  • развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

  • расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

  • знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

  • ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:

1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).

2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).

3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).

4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).

.«Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны)«История России» (от былинных богатырей до наших дней).

.«Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).

.«Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).


Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие


Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях:

  • духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

  • воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

  • культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

  • нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).


Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.

2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

.Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг,необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.

Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, помогает понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.


Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре 

«Педагогический экспресс».

Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».


Цель деловой игры:

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи.

  • Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

  • Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

  • Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

  • Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

  • Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.

  • Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.

  • Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Правила игры:

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.


Ход игры

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.

Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает жетон.


Станция № 1. Эрудиты

Вопросы к I команде, ко II команде

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) 




1. Что означают цвета Российского флага? (точной версии нет)

Белый: Справедливость. Небо. Чистоту совести, свободу, независимость

Синий.. Отвагу. Трудолюбие

Красный Верность. Правду. Мир, мужество, могущество.

2. Официальная эмблема государства. (Герб.)




1. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

2. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;.)



1. Назовите памятные и исторические места нашего города?

Демонстрирую фото из лепбука.



Станция № 2 Логиков.

Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)

- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.

Н А П Р А В Л Е Н И Я

Экологическое Историко-краеведческое Культурное

Природа является важным фактором в воспитании нравственности и патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины.

Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.


Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.

Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.


Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа.

Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.


Ведущий:

- А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по нравственно-патриотическому воспитанию, расположите карточку в нужную ячейку кластера. (Ответы команд)





Станция № 3 Экологическая

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Задание:

Игра «Зверь, птица»

1 этап составить список зверей (1 команда) и птиц (2команда), обитающих в нашей республике.


2 этап Ловя мяч называть зверя или птицу нашего края.

Станция № 4 Игровая

Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. - Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру:«Поясок – элемент народного костюма»

Команде раздают по три ленточки.

Задание:

1 этап Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.


2 этап Предложить команде соперников национальную игру, не повторяясь!








Станция № 5 Смекалистых

Ведущий:

С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок. С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание состоит из двух маленьких заданий:

Первое – это…

- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

1. Береги землю родимую, как мать любимую.

2. Человек без Родины, что земля без семени.

Второе – это (Раздаются карточки с тексом современных пословиц).

На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.

Игра«Скажи иначе пословицу»


- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) –

 «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) –

 «Язык до Киева доведёт».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – 

«Соловья баснями не кормят».









Итог деловой игры.

- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу


Я горжусь своей страной, потому что… ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущий: Спасибо за участие!



Используемая литература журнал «Дошкольная педагогика» №6 2014