МБОУ «Плесецкая школа» филиал ДО «РЦДО» муниципальный семинар для педагогов дополнительного образования «Педагогический мастер – класс: от теории к практике» Плесецк - 2024
План проведения семинара
- 9.30 - 10.00 – заезд, регистрация
- 10.00 - 10.15 – открытие семинара
- 10.15 – 10.25 – «Педагогический мастер – класс.
Современное видение»
- 10.25 - 10.40 – работа в группах
- 10.40 – 12.10 – мастер – классы педагогов ДО
- 12.20 – 12.50 – работа в группах
- 13.30 – 14.00 – игра «По дорогам Плесецкого края»
- 14.00 – 14.15 – подведение итогов семинара
- 14.30 – выезд участников
«Педагогический мастер – класс. Современное видение»
Луговина Наталия Васильевна, методист РЦДО
Мастер -класс
НАГЛЯДНОСТЬ
АКТИВНОСТЬ
ИНТЕРЕС
ЖЕЛАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕРЕДАЧА ОПЫТА
ПОБУЖДЕНИЕ
ДОСТУПНОСТЬ
ТВОРЧЕСТВО
Мастер – класс?
- Мастер – класс - это особая форма передачи педагогического опыта
- Мастер – класс - это территория активного обучения
- Мастер – класс - это эффективная форма обмена опытом
- Мастер – класс - это интересное педагогическое мероприятие
- Мастер – класс - это перспективное звено повышения квалификации
- Мастер – класс - это педагогическая кухня, на которой учат вкусно готовить
- Мастер – класс - одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.
Мастер-класс
- Мастер – класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта
- Мастер – класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины
- Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
Мастер – класс?
! Мастер – класс – это форма распространения педагогического опыта.
Педагогический мастер – класс?
! Педагогический мастер – класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмен опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия.
Особенности педагогического мастер - класса
- новый взгляд или подход к процессу обучения;
- форма работы в малых группах, позволяющая провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность;
- постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание заданных ситуаций;
- демонстрация приемов, раскрывающих творческий потенциал, как мастера, так и участников мастер-класса;
- сотрудничество, сотворчество, совместный
поиск решения педагогической задачи.
Педагог - мастер
- В современных условиях педагог – мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Позиция педагога- мастера
- Консультант и советчик, помогающий организовать учебную или воспитательную работу, осмыслить инновационные способы деятельности.
- Рассказывает и показывает, как он применяет на практике новую технологию или метод и какова результативность его работы.
- Никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что им мешает в саморазвитии.
Педагогическое мастерство
- В современной педагогической литературе в характеристику понятия педагогического мастерства включают следующие компоненты:
Мастерство владения техникой
Мастерство организатора
Мастерство передачи знаний
Мастерство убеждения
Личные качества педагога - мастера
- Культура речи и работа голосом (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
- Мимика, жесты, управление эмоциями;
- Пантомимика (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
- Умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности;
- Педагогическая импровизация (умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями);
- Психологическая зоркость (умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»);
- Коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию;
- Чувство времени.
Этапы проведения педагогического мастер - класса
- Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Представление системы учебных занятий или конкретного занятия
Модель проведения мастер-класса
- Подготовительно – организационный этап
(приветствие, вступительное слово: комментарий темы
мастер – класса, постановка цели и задач,
характеристика педагогических технологий и методик)
- Основная часть. Содержание мастер – класса (теория, практика)
(комментарий плана действий, включающий поэтапную реализацию темы; методическое обоснование и демонстрация приемов, методик,
используемых в процессе мастер – класса, комментарии своих приемов)
- Заключительная часть. Рефлексия
(анализ, подведение итогов, обсуждение)
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
- Презентативность
- Эксклюзивность
- Прогрессивность
- Мотивированность
- Оптимальность
- Эффективность
- Технологичность
- Артистичность
- Общая культура
Итак, мастер-класс…
- Мастер – класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции
Тематика мастер – классов включает в себя:
- Обзор актуальных проблем и технологий
- Различные аспекты и приемы использования технологий
- Авторские методы применения технологий на практике и др.
В ходе мастер – класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Характерные особенности мастер – класса
- передача и обмен опытом
- деятельностный подход (активная деятельность участников)
- глубокое сочетание теории и практики
- смена деятельности
- простота
- доступность
- творчество
- инициативность
- наглядность
- образность
- постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками)
- получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов)
- мозговой штурм
- исполнение различных ролей
- креативная, высокоинформативная деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей
- проводит яркая личность
- нет назидательности
- вызывает желание сделать как мастер
- сделать лучше
Несколько добрых советов
- В мастер- классе должно четко прослеживаться, что именно представляет педагог (прием, метод, технологию).
- Логично упомянуть, дать комментарий, где используется, какие результаты дает.
- Мастер- класс не должен сводиться к лекции, но и играть в течении всего мастер- класса не стоит.
- Во время мастер- класса старайтесь показать не только себя, но и участников мастер- класса.
- Не бойтесь задавать трудные вопросы. Не стоит долго добиваться того ответа на поставленный вопрос, который нужен вам.
Спасибо за внимание
Лист оценки мастер - класса
- Название мастер-класса: _______________________________________
- ФИО мастера: _______________________________________________
- ФИО эксперта: ______________________________________________
Балльная система оценивания:
- 0 баллов – не выражено
- 1 балл – выражено
Лист оценки мастер - класса
Лист оценки мастер - класса
Лист оценки мастер - класса
Критерии оценки
Макс. балл
Качество личности Мастера
Балл эксперта
- эмоциональность, выразительность, яркость речи
0-1
и поведения мастера
- способность к импровизации
0-1
- умение взаимодействовать с аудиторией
- доступность в объяснении материала
0-1
0-1
- педагогическая харизма
0-1
- ярко выраженная индивидуальность
0-1