Колесникова Екатерина Викторовна
Преподаватель
Филиал «Вдохновение» МБУДО «Домодедовская детская школа искусств»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель мониторинга: выявление динамики развития физических, неречевых психических и речевых функций.
Первичный мониторинг: сентябрь.
Итоговый мониторинг: май.
Задачи мониторинга:
определить уровень усвоения детьми образовательной программы;
оптимизировать работу с детьми, по итогам первичного мониторинга наметить направление работы в группе, построить образовательную траекторию развития каждого ребенка.
Методы диагностики:
наблюдение;
игровые упражнения;
тестовые задания;
беседа с родителями.
Диагностика или первичный мониторинг проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики, речевой моторики.
Повторное исследование или итоговый мониторинг проходит в конце учебного года, и необходим, чтобы проследить динамику изменений в процессе логоритмических занятий.
Мониторинг включает три раздела:
1. Неречевые психические функции.
2. Моторная сфера.
3. Речевая деятельность.
Восприятие и воспроизведение ритма и слуховое внимание.
Дифференциация шумовых инструментов (какая игрушка звучит: бубен, маракас, трещетка, ксилофон). 2 балла за правильный выбор всех инструментов.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
2 балла за правильное воспроизведение всех ритмов.
Состояние общей моторики.
Руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки на пояс - сначала по показу педагога, затем по словесным инструкциям.
Маршировка и остановка по сигналу педагога.
Ходьба на носочках и на пяточках в зависимости от сигнала: звенит колокольчик - ходьба на носочках, играет трещетка - на пятках, при прекращении звуковых сигналов - ребенок останавливается.
Маршировка с чередованием хлопка ладонями. Шаг-хлопок-хаг-хлопок (сначала по показу педагога, затем по словесным инструкциям).
Оцениваем: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому.
По 1 баллу за каждое правильное выполнение задания.
Состояние мелкой моторики.
Показать фигуры пальцами – заяц, сугроб. Затем поочередно и одновременно менять фигуры на правой и левой руке (правая рука-заяц, левая-сугроб и наоборот). Повторить 5 раз.
Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).
Дотронуться с закрытыми глазами кончика носа правой рукой, мочки уха-левой рукой (предварительно педагог показывает правильное выполнение задания).
«Игра на рояле» Поочередное постукивание пальцами по поверхности, начиная с мизинца, сначала правая рука, потом левая.
По 1 баллу за каждое правильно выполненное задание.
Состояние артикуляционной и мимической моторики.
Упражнение «улыбка – трубочка», выполняется под счет, ритмично, повторить 5 раз.
Упражнение «блинчик», удержать на нижней губе распластанный язык 5-7 сек.
Произнеси звуки Т, Д, Н. Где находится кончик языка: за верхними или за нижними зубами.
Упражнение «сердитый-удивленный», выполняется под счет, ритмично, повторить 5 раз.
Оцениваем: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому.
По 1 баллу за каждое правильное выполнение задания.
Обследование дыхательной функции.
Ребенок вдыхает носом, выдыхает – ртом, затем наоборот, вдыхает ртом, а выдыхает – носом. Выполняется сначала по показу педагога, а затем по словесной инструкции.
Посчитать от 1 до 10 на одном дыхании.
Воспроизвести на одном выдохе чистоговорки. Например: Жу-жу-жу - я на веточке сижу, Шо-шо-шо - мне сидеть тут хорошо.
Оценить на какой фазе осуществляется речь, объем речевого дыхания, координацию речевого дыхания и фонации. По 2 балла за каждое правильное выполнение задания.
Обследование речевых процессов.
Игра «Попугай». Ребенок повторяет за преподавателем ряд слов:
Для детей 3 – 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
4 – 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
1 балл за правильное выполнение задания.
Просодика. Произнесение знакомых стихотворений с изменениями тембра голоса по заданию педагога.
Оценивается соответствие персонажу, выразительность, модуляция голоса. 1 балл за правильное выполнение задания.
Составление рассказа. Обучающимся предлагается составить небольшой рассказ по красочной картинке или рассказать, что на ней изображено.
Оцениваем звукопроизношение, количество нарушенных звуков и связную речь ребенка. 2 балла за правильное выполнение задания.
Результаты мониторинга по каждому ребенку заносятся в таблицу.
Результаты мониторинга неречевых психических функции, моторной сферы и речевой деятельности.
Группа ______________
Возраст детей ______________
ФИ ребенка | Воспроизведение ритма | Общая моторика | Мелкая моторика | Артикуляц. моторика | Речевое дыхание | Речевые процессы |
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Показатели эффективности
ФИ ребенка | Общие показатели | Уровень |
Сент. | Май |
| | | |
Уровень | Количество обучающихся | Процент освоения программы |
высокий | | |
средний | | |
низкий | | |
Уровни освоения программы:
24-20 баллов: Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
19-15 баллов: Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
14-10 баллов: Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.