Педчтение на тему: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДО.
Воспитатель: Чебручан А.М.
«Игра – ведущая детская деятельность.
Игра как способ интеграции образовательных областей в условиях реализации
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Таким образом, игра — это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей.
Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса.
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Игра является универсальным видом детской деятельности. Она может самостоятельно интегрироваться с другими детскими видами деятельностями, так, например, реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры (наблюдение, образовательная деятельность, двигательная деятельность — все это может проходить в игровой форме).
Развитие личности, способностей детей должно реализовываться через различные виды деятельности и охватывать все направления развития и образования детей, т.е. образовательные области.
Я остановлюсь на игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, приведу примеры того, как интеграция игры с другими видами детской деятельности помогает педагогу в работе с детьми одновременно охватывать несколько образовательных областей программы.
В жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста важное место отводится сюжетно-ролевой игре. Она представляет собой форму социализации ребёнка, обеспечивает вхождение и освоение мира человеческих отношений, как социальных, так и межличностных. Так, например, сюжетно-ролевые игры "Скорая помощь", "Больница", "Поликлиника", "Аптека" уточняют и обогащают представления детей о работе врачей разного профиля, медсестры, работников аптеки, фармацевта. В ходе игры дети берут на себя разные роли, отражают разные взаимодействия (врач-пациент, врач-медсестра, медсестра-пациент, водитель скорой помощи-врач-больной, работник аптеки-покупатель, фармацевт- продавец-заведующий аптекой) и выполняют соответствующие действия. Дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно объединять несколько игр в единый сюжет: "Скорая помощь" и "Больница", "Поликлиника" и "Аптека", подбирать и изготавливать необходимые предметы-заместители, например, из поролона и картона - таблетки, из бумаги - рецепты, карточки, из клеёнки - горчичники. Играя, дошкольники отражают в игре личный опыт, а также знания, полученные из бесед, рассказов, художественной литературы, мультфильмов.
Данные игры способствуют познавательному, социально- коммуникативному и речевому развитию детей. Пример интеграции образовательных областей — сюжетно - ролевая игра «Магазин». Для организации данной игры проводится предварительная работа - экскурсия в магазин (к примеру, продуктовый). Здесь мы с детьми рассматриваем оформление витрин, прилавков, наблюдаем за работой продавца, кассира,— реализуется образовательная область «Социализация». Затем уже в группе мы беседуем о назначении различных магазинов, об их значение в жизни человека, об организации работы внутри магазина -реализуется образовательная область «Познание», «Коммуникация». Затем мы начинаем готовить атрибуты: лепим из глины пряники, конфеты, печенье и раскрашиваем их, изготавливаем чеки, деньги — реализация образовательной области «Художественное творчество». Совместно с детьми обновляем уже имеющиеся атрибуты: халаты, передники, косынки, изготавливаем импровизированные прилавки — реализация образовательной области «Труд». Таким образом, только в одной творческой игре мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей
Если в процессе предварительной работы воспитатель будет использовать игру-драматизацию "Доктор Айболит", то это окажет влияние и на художественно-эстетическое развитие воспитанников.
Интересная цепочка сюжетно-ролевых игр выстраивается и по теме "Семья". Это могут быть игры "Дочки-матери", "Семья", "Новый дом", "Переезд", "Магазин мебели", "Новоселье". В этих играх дети отражают не только взаимоотношения между членами семьи, передают их ролевые действия, но и показывают взаимоотношения семьи с социумом: со строителями, с представителями автотранспортных компаний, водителем грузовой машины, дизайнером-оформителем интерьеров, продавцом мебельного магазина и т.п. Таким образом, в процессе объединения игр у детей появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, полученными вне дошкольного учреждения, расширяется сфера отображения труда взрослых. В ходе этих игр дети могут исполнять различные песни (колыбельные, потешки, прибаутки и др.), конструировать новый дом из мягких модулей и деталей конструктора, оформлять его интерьер (придумывают рисунки обоев, расставляют мебель и т.д.). Данные игры направлены на социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Большой интерес у детей вызывают игры-путешествия по реке времени, по странам и континентам, в подводный мир, в космическое пространство и т.д. Они развивают в детях творческие способности, самостоятельность в выборе темы игры, определении линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют дошкольникам самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни будут им ещё долго не доступны.
Готовясь к какому-нибудь путешествию по континентам, например, в Африку, дети заранее по карте находят её и размышляют о том, на каком транспорте можно туда попасть. Сделав выбор, они распределяют роли. Это могут быть капитан корабля-стюард-пассажиры, машинист-проводник- пассажир, лётчик-стюардесса-пассажир, гид, экскурсовод.
В Африке ребят встречает экскурсовод. Он с помощью макета, карты, иллюстраций, фигурок животных или слайдов знакомит путешественников с растительным и животным миром Африки, рассказывает одну из народных африканских сказок, например, сказку "Почему у попугая клюв кривой". Дети исполняют знакомые им танцы: танец папуасов или африканский танец под песню В. Шаинского на слова Ю. Энтина "Чунга-чанга".
Эта игра способствует социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию дошкольников. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.
Большое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры: игры-ходилки, лото, домино, мозаика и т.д. Тематика их разнообразна, например, "Кто где живёт?", "Растительный мир", "Магазин "Фрукты и ягоды", "Правила дорожного движения", "По дороге слов". Они расширяют представления детей об окружающем мире, развивают мыслительную деятельность, способствуют развитию координации движений рук и мелкой моторики.
Важное место в работе с детьми занимают подвижные игры. Например, такие игры, как "Гуси-лебеди", "Мы - весёлые ребята", "Мышеловка", "Водяной", "Гори-гори ясно", "Море волнуется" и т.д. развивают артикуляционный аппарат, дикцию, двигательную активность, волю, целеустремлённость. Еще пример: подвижная игра «Лохматый пес». Дети выбирают ведущего на роль «Лохматого пса»- реализуется образовательная область «Социализация». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, раннее разученные для этой игры — это уже реализация образовательной области «Коммуникация». Затем реализуется такая область как «Физическая культура». Дети подходят к ведущему и хлопают в ладоши. Он «просыпается» и бежит за детьми. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание. И, конечно же, вся игра проводится с музыкальным сопровождением, а это реализация образовательной области «Музыка».
На этих примерах была показана интеграция образовательных областей при самой игровой деятельности.
Исполнение детьми в режимные моменты народных игр с пением и хороводов, таких как "Ворон", "Верба-вербочка", не только обогащают представления детей о музыкальном фольклоре, способствуют развитию органов дыхания, но и позволяют закреплять правильное звукопроизношение проблемных звуков "р", "л", учат их взаимодействовать в процессе совместной деятельности, развивают двигательные умения.
Интересны детям игры, сочетающие в себе двигательную, познавательно- исследовательскую и коммуникативную деятельности. Например, игры с песком, водой, снегом. Ребята с удовольствием лепят из снега снеговиков, животных, возводят различные постройки, дополняют их различными деталями и раскрашивают разноцветной водой. В процессе этой деятельности они знакомятся со свойствами снега, воды, красителей.
Приведённые примеры подтверждают, что интеграция игры с другими видами детской деятельности позволяет воспитателю одновременно решать задачи различных образовательных областей Программы.
Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Игра является способом интеграции образовательных областей. Любая образовательная деятельность проходит в игровой форме. В результате нашей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его коммуникативных качеств и социализации как члена общества.
Таким образом, участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Но! Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная форма работы, которая позволяет нам, педагогам, осуществить интеграцию содержания и задач всех образовательных областей в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Интегрировав все образовательные области, в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной игровой деятельности детей и воспитателя происходит постоянное и непрерывное познавательное развитие дошкольников.
"День, проведённый ребёнком без прогулки,
потерян для его здоровья"
Геннадий Александрович Сперанский
Каждый ребенок - маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, необходимо способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Прогулка имеет большое значение для развития детей. Во время прогулки:
развиваются умственные способности и наблюдательность детей, они получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями и объектами, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе;
появляется возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых;
удовлетворяется потребность ребенка в движении; дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми; у них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус;
решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Образовательная область «Здоровье»
Проведение прогулок в соответствии с режимом дня
Одежда детей для прогулки по сезону
Разъяснение детям значения прогулок на свежем воздухе для здоровья человека; проведение со старшими дошкольниками бесед с целью расширения представлений о роли солнечного света, воздуха в жизни человека и их влиянии на здоровье
Образовательная область «Физическая культура»
Создание условий для овладения детьми основных видов движений: ходьбы, бега, лазания, прыжков, бросания и ловли (мяча), метания (снежков, предметов), построения и перестроений
Организация разнообразной двигательной деятельности: подвижные и спортивные игры, соревнования-эстафеты, спортивные праздники и досуги, спортивные упражнения (игры с обручами и скакалками, игры в «классики»), оздоровительные пробежки со старшими детьми.
Образовательная область «Социализация»
Проведение разнообразных творческих игр: сюжетно-ролевых и игр с правилами: подвижных, речевых; игровых упражнений
В разнообразной совместной деятельности приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирования у них навыков культуры общения и адекватного ситуации поведения (беседы о поведении и общении, о дружбе; пример взрослого; обсуждение поступков детей; практические ситуации; просьбы, напоминание)
Формирование у детей гендерной принадлежности, осуществление полоролевого воспитания (беседы о мальчиках и девочках, обсуждение поступков)
Выполнение детьми различных поручений и просьб социального характера (пожалеть, помочь, утешить, поделиться игрушкой)
Образовательная область «Безопасность»
Формирование у детей навыков безопасного поведения на участке группы и территории детского сада: проведение бесед о безопасном поведении (не выходить с участка, не толкаться, осторожно обращаться с предметами, не бегать и др. ; правильно вести себя в природе), напоминания, показ воспитателя
Формирование предпосылок экологического сознания и безопасности в природе: проведение бесед о бережном отношении к природе (не ломать ветки, не рвать цветы, не губить насекомых и т. п.), о безопасности при контактах с объектами природы (не лизать лед, не есть снег, не обсыпаться песком, не наколоться веткой, не трогать бездомных кошек и собак и т. п.), о необходимости ношения головных уборах в летний период (во избежание получения солнечного удара)
Игры и упражнения по правилам дорожного движения на площадке безопасности
Образовательная область «Труд»
Организация коллективного и индивидуального труда детей: уборка веточек, листьев; расчистка дорожек, скамеек, столов от первого снега (в холодное время года), полив и уход за цветами и огородными культурами (в теплое время года), помощь в уборке выносного материала
Формирование у детей представления о труде взрослых (воспитатель, дворник, охранник, шофер; погрузка мусора погрузчиком в самосвал у соседнего дома): проведение наблюдений, бесед, образовательных проблемных и практических ситуаций
Образовательная область «Познание»
Осуществление сенсорного развития детей: расширение, уточнение, закрепление и обобщение представления о цвете, форме, величине, размере различных предметов и объектов
Развитие у детей анализаторов и мелкой моторики: проведение игр и упражнений на различение запахов, определение звуков, тактильное восприятие, игры с пальчиками, рисование на песке и снеге, лепка из снега, игры с песком и т. д.
Организация с детьми разнообразной познавательно-исследовательской деятельности: выявление свойств песка, камней, снега, льда; особенностей разных материалов (металла, дерева, стекла) и тканей одежды, например, опыты и поисковые действия:
«Тонет - не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;
«Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают льдинками постройки из снега;
«Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры;
«Делаем фигурки» - дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок;
«Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды, рисуя узоры;
«Разные ножки бегут по дорожке» - дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек;
«Волшебная вода» - смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки;
«Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их;
«Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».
«Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»;
«Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета.
«Кто прошел?» - учатся узнавать следы на снегу по отпечаткам и т.д.
«Сгруппируй опасные и безопасные предметы или объекты (на улице, в природе)»;
«Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так…»:
«Приведи пример того. Что опасно, а что без опасно»;
«Предложи пример того, что опасно, а что безопасно» и т.д.
Организация продуктивной (конструктивной) деятельности из песка, природного и бросового материалов; конкурс построек из песка
Формирование у детей элементарных математических представлений: проведение игр и игровых упражнений с математическим содержанием, в которых организуется счет и определяется количество различных предметов, определяется величина и форма предметов; проведение упражнений и игр на развитие ориентировки в пространстве и времени; выполнение заданий на ориентировку по схеме
Расширение кругозора детей и формирование целостной картины мира в области предметного и социального окружения (одежда, головные уборы, обувь, игрушки, спортивный инвентарь, ближайшее окружение детского сада, труд людей), ознакомление с природой (растительный и животный мир, природные явления, объекты неживой природы)
Образовательная область «Коммуникация»
Организация свободного общения (подгруппового и индивидуального) по поводу наблюдаемых объектов, увиденного, услышанного; поощрение высказываний детьми различных предположений, формулирование простейших выводов, обсуждение каких-либо ситуаций
Организация разновозрастного общения: общение с детьми, которые старше или младше по возрасту
Развитие всех компонентов устной речи детей:
- обогащение и активизация бытового, природоведческого и обществоведческого словаря (названия одежды, обуви, головных уборов, игрушек, игрового оборудовании участка, природных явлений; названия различных действий, признаков и местоположения);
- проведение упражнений и речевых игр на словообразование, согласование слов в предложении, построение простых и сложных предложений;
- проведение работы по правильному произношению детьми звуков родного языка, отработка дикции, интонационной выразительности речи;
- развитие и совершенствование связной речи детей (диалогической и монологической): дети отвечают на вопросы воспитателя, составляют различные рассказы, сочиняют истории
Комментирование (педагогом, детьми) различных действий (надевание перчаток, постройка из песка, лепка снеговика и др.); побуждение ребенка к самостоятельному рассказыванию
Способствование практическому овладению детьми нормами речи и формами речевого этикета
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Сопровождение художественным словом совместных наблюдений, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной и трудовой деятельности воспитателей с детьми (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, стихи о временах года, явлениях природы)
Приобщение детей в процессе чтения и рассказывания к словесному искусству, развитие у них художественного восприятия и эстетического вкуса
Образовательная область «Художественное творчество»
Привлечение внимания детей к эстетической стороне окружающей действительности: привлекательность и красота деревьев; листопада, первого снежного покрова, снегопада, снежного наряда на елях, узора на варежках, украшения одежды и др.
Развитие продуктивной деятельности: дети рисуют на песке, асфальте, снеге, украшают природным и бросовым материалом постройки из песка, выкладывают узоры из листьев, участвуют в оформлении снежных скульптур
Образовательная область «Музыка»
Использование музыкальных инструментов (колокольчик, бубен) в игровой деятельности с детьми
Песенные импровизации детей во время прогулок, повторение песен, разучиваемых на музыкальных занятиях, отстукивание ритма палочками.
В теплое время года использование музыки для музыкально-ритмической деятельности детей, сопровождения подвижных игр, соревнований
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. Это время первоначального становления личности.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [5,c.15]
Основной формой работы с детьми является игра.
Вспомним, что мы вкладываем в понятие — ИГРА.
Игра — это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы, с помощью которых обеспечивается ориентировка в объективном мире, становление которой согласно Л. С. Выгодскому, Д. Б. Эльконину, А. В. Зинченко связывают с развитием внутреннего плана ребенка. [1,c.14]
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Таким образом, игра — это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей. [2,c.5]
Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса. [2,c.23]
Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его коммуникативных качеств и социализации как члена общества.
Выделяем следующие виды игр:
- творческие игры;
- игры с правилами.
Рассмотрим каждый вид более подробно.
Творческие игры — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления. Это игры, развивающие творческий потенциал детей, такие как:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- игры со строительным материалом.
Такие игры способны интегрировать задачи таких областей как «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация» и других.
При этом возможными темообразующими факторами могут быть:
- реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления, например, сильнейшая буря или общественные события, праздники, например, юбилей детского сада.);
- воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. (Например, произведение «Незнайка на Луне» подталкивают детей к сюжетно-ролевой игре «Космонавты»);
- события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. Что это такое? Что с этим делать? Как это действует? (Например, появление в группе весов для взвешивания массы тела организует сюжетно-ролевую игру «Больница»);
- события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, коллекционирование пони и т. п.)
тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей, т. к. игра является универсальным видом детской деятельности. Она может самостоятельно интегрироваться с другими детскими видами деятельностями, так, например, реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры (наблюдение, занятийная деятельность, двигательная деятельность — все это может проходить в игровой форме). [2, c.30]
Пример интеграции образовательных областей — сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Для организации данной игры проводится предварительная работа-экскурсия в магазин (к примеру, продуктовый). Здесь мы с детьми рассматриваем оформление витрин, прилавков, наблюдаем за работой продавца, кассира, можем даже выполнить поручение повара (например, приобрести соль и др.) — реализуется образовательная область «Социализация».
Затем уже в группе мы беседуем о назначении различных магазинов, об их значение в жизни человека, об организации работы внутри магазина — реализуется образовательная область «Коммуникация».
Читаем произведения Тувима «Овощи», Михалкова «Моя улица» — реализуется образовательная область «Чтение художественной литературы».
Затем мы начинаем готовить атрибуты: лепим из глины пряники, конфеты, печенье и раскрашиваем их, изготавливаем чеки, деньги — реализация образовательной области «Художественное творчество».
Совместно с детьми обновляем уже имеющиеся атрибуты: халаты, передники, косынки, изготавливаем импровизированные прилавки — реализация образовательной области «Труд».
Таким образом, только в одной творческой игре мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр — правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Типичными примерами игр с правилами служат хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки, настольно-печатные игры, словесные и другие. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие.
Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Они характерны в основном для старших дошкольников. [3.,c.25]
Игры этого вида успешно интегрируют содержание и задачи таких областей как: «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Коммуникация» и другие.
Пример: подвижная игра «Лохматый пес». Дети выбирают ведущего на роль «Лохматого пса»- реализуется образовательная область «Социализация». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, раннее разученные для этой игры — это уже реализация образовательной области «Коммуникация». Затем реализуется такая область как «Физическая культура». Дети подходят к ведущему и хлопают в ладоши. Он «просыпается» и бежит за детьми. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание. И, конечно же, вся игра проводится с музыкальным сопровождением, а это реализация образовательной области «Музыка».
Итак, можно сделать следующие выводы:
- игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
- основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
- одной из характерных черт игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
- в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Но! Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная форма работы, которая позволяет нам, педагогам, осуществить интеграцию содержания и задач всех образовательных областей в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- М; Мозаика — Синтез, 2010.
2. Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада». М; Мозаика — Синтез, 2010.
3. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»- М; Мозаика — Синтез, 2009.
4. Э. Я. Степаненкова «Методики проведения подвижных игр»- М; Мозаика-Синтез,2008–2010.
5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года).