СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План анализа детской фонетики и рекомендации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

план анализа фонетики

Просмотр содержимого документа
«План анализа детской фонетики и рекомендации.»

Фонетические ошибки детей раннего возраста (норма)


Слоговая элизия - сокращение количества слогов в слове: носки - ки; голова – гавá.

Пропуск отдельных согласных: ворона - аона (пропущены звуки в и р); мох - мо.

Добавление гласных в конце слова (тенденция к конечному открытому слогу): автобус - буся; платок - тёка.

Ассимиляция - уподобление одного звука другому внутри слова: конфета - фафета; работа - бабота (полная ассимиляция в области согласных); бабуля - бубуля, капюшон - капасён (в области гласных).

Упрощение стечений согласных (кластеров): стол - тёй; спать - пать; мишка - мика; привет - пивет.

Типичная замена гласных: сыр - сий; гусь - гось; деда - дида.

Типичная замена согласных: рука - лука, йука; чай - тяй, сяй; шуба - сюба/суба; жук - зюк/зук; цирк - тийк; лук - йук.

Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: не хочу - ни фасу, хомячок – саматяк, гулять - гиять.

Метатезис - перестановка звуков или слогов в слове: зайка - казяй; петух - типух, пакетик - капетик.


Онтолингвистическая терминология

Логопедическая терминология

Слоговая элизия - сокращение слоговой структуры слова: голова -гава.

Сокращение слоговой структуры слова: моток - молоток;

- опускание слогообразующей гласной: пинино – пианино.

Ассимиляция - уподобление одного звука другому. Бывает прогрессивная (зюзи - зубы), регрессивная (фофе - кофе), полная и частичная, дистантная и контактная.

Виды ассимиляции:

в) редупликация–удвоение слога: деде - деда;

г) *вставочный согласный по типу ассимиляции: танкан - стакан.

Персеверации (по типу явлений прогрессивной ассимиляции) - настойчивое воспроизведение: спуспуклись - спускались.

Антиципации (по типу регрессивной ассимиляции) - упреждение, предвосхищение: на девевьях, дод крышей, с родмыми местами.





*Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: команата - комната.

Метатезис — перестановка звуков или слогов в слове: доткор - доктор, капетик - пакетик.

Перестановки звуков или слогов:

потрной - портной.

Упрощение групп согласных (упрощение кластеров): пать -спать.

Сокращение стечения согласных: тул - стул.

Пропуск отдельных согласных: ворона - аона.

Пропуск отдельных согласных аренье - варенье.


*Вставка согласных в слог: лимонт - лимон.





Рекомендации родителям, логопедам, воспитателям по развитию лепета ребенка


1. Прислушайтесь к звукам лепета ребенка, подумайте, на какие нормативные слова эти звуки похожи, и предложите ребенку повторить эти слова, при этом по возможности показав предметы или изобразив действия, которые эти слова обозначают.

2. Не беспокойтесь, если ребенок видоизменяет наши слова в соответствии со звуками своего лепета, а также начинает параллельно использовать их и в качестве лепета и в качестве слов: это особенность нормального речевого развития.

3. Предлагайте ребенку повторять за вами звуки и слоги его лепета – разговаривайте с ним (играйте) звуками его лепета: именно это дети, даже не склонные к имитации, скорее всего повторят.



4. Не волнуйтесь, а радуйтесь, если ребенок продолжает активно лепетать наряду с употреблением слов: это обычно происходит еще в течение года и помогает развитию звукопроизношения.

5. Используйте звуки лепета ребенка в разговоре с ним для развития артикуляции ребенка даже в том случае, если таких фонем в русском языке нет: например, цоканье (лошадка) или («индюк») – это по сути дела упражнения, которые позже дает логопед плохоговорящим детям.

6. Предлагайте ребенку звукоподражательные слова языка нянь ( их список – около 40 слов - есть в Макартуровском опроснике), а не звуки реальных животных. Это развивает и фонетику, и словарь ребенка.

  • То, как звучит мир, очень интересно. Но это не имеет отношения к словам. Коты не говорят ни мяу, ни meow. Каждый язык приспосабливает под фонемы своего языка голоса птиц и животных. Взрослый предлагает ребенку на каждом языке то условное звучание, которые взрослые изобрели для того, чтобы ребенку было легче освоить родной язык.

  • Рекомендации родителям, логопедам, воспитателям по развитию ранней детской фонетики

  • 1. Не волнуйтесь, когда ребенок до трех лет произносит слова неправильно (с пропуском и заменой звуков, уподобляя звуки внутри слова, переставляя звуки и слоги, заменяя согласные): так усваивают фонетику все дети.

  • 2. До двух – двух с половиной лет ребенок может добавлять гласные в конце слов (вследствие тенденции к открытому слогу).

  • 3. До двух лет ребенок заменяет некоторые гласные. (Минимум, который обычно есть в речи детей к этому возрасту: А,И,У/О). Ребенок может заменять Э на И, У на О, огубленные У и О на А). Самый трудный гласный, нередко отсутствующий в речи детей до 2 с половиной – трех лет, - гласный Ы (заменяется на И). К трем годам в речи детей в норме есть все шесть гласных.

  • 4. К двум- двум с половиной годам дети в норме овладевают умением произносить трех-четырехсложные слова. Это кардинально важное умение: оно дает толчок росту словаря детей (а тот, в свою очередь, позволяет ребенку учиться изменять слова - появляется морфология). При этом поначалу слова произносятся с большим количеством звуковых ошибок. Основной тактикой произнесения длинных слов ребенком нередко является ассимиляция (уподобление звуков и слогов) – не беспокойтесь!

  • Если же ребенок после двух лет не пытается сам произносить длинные слова – учите его этому.

  • 4. Замены согласных до двух и даже до трех лет часто нетипичны. Не нужно считать их патологическими: эта нетипичность типична для маленьких детей. К трем годам обычно ребенок приходит к типичным заменам трудных согласных (Р,Р`, Ж, Ш, Щ, Ц, Ч), а остальные согласные, как правило, произносит правильно.

  • 5. Метатезис (перестановка звуков и слогов) – нечасто встречается в речи детей, но несколько слов с метатезисом в речи маленького ребенка обычно есть. У левшей и амбидекстров метатезис остается долго и может проявиться позже и на письме.

  • 6. Ребенок до 3 лет упрощает группы согласных, выбрасывая один из звуков, входящих в стечение. Наиболее легкие стечения согласных - НК, ТК, МК, ПК, С`К, СК, находящиеся в середине слова. Предлагайте ребенку слова с такими кластерами. Самые трудные группы согласных – состоящие из двух щелевых (СВ, ЗВ и т.п.) Ошибки на артикуляцию этих групп могут быть до 3 – 3,6. Возможна и тактика «разбавления» кластера гласными (*бабусика вместо бабушка).

  • 7. Пропуск отдельных согласных в начале и середине слова до трех лет – тоже закономерное явление. После трех ребенок обычно уже не пропускает, а заменяет некоторые трудные согласные (которые прежде мог и пропустить).

  • 8. Маленький ребенок (от 2 до 3) продвигается к правильному произношению, довольно быстро меняя варианты произношения одного и того же слова. Такое непостоянство нормально и даже полезно: каждый новый вариант, как правило, лучше предыдущего.

  • 7. Один из факторов, влияющий на правильное воспроизведение слоговой структуры слова, является знакомство ребенка со словом: «ослабленное понимание или полное непонимание содержания слова ведет к плохому анализу фонематического состава слова и, следовательно, к плохому произношению его» (М.Е. Хватцев).