Фонетические ошибки детей раннего возраста (норма)
Слоговая элизия - сокращение количества слогов в слове: носки - ки; голова – гавá.
Пропуск отдельных согласных: ворона - аона (пропущены звуки в и р); мох - мо.
Добавление гласных в конце слова (тенденция к конечному открытому слогу): автобус - буся; платок - тёка.
Ассимиляция - уподобление одного звука другому внутри слова: конфета - фафета; работа - бабота (полная ассимиляция в области согласных); бабуля - бубуля, капюшон - капасён (в области гласных).
Упрощение стечений согласных (кластеров): стол - тёй; спать - пать; мишка - мика; привет - пивет.
Типичная замена гласных: сыр - сий; гусь - гось; деда - дида.
Типичная замена согласных: рука - лука, йука; чай - тяй, сяй; шуба - сюба/суба; жук - зюк/зук; цирк - тийк; лук - йук.
Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: не хочу - ни фасу, хомячок – саматяк, гулять - гиять.
Метатезис - перестановка звуков или слогов в слове: зайка - казяй; петух - типух, пакетик - капетик.
Онтолингвистическая терминология | Логопедическая терминология |
Слоговая элизия - сокращение слоговой структуры слова: голова -гава. | Сокращение слоговой структуры слова: моток - молоток; - опускание слогообразующей гласной: пинино – пианино. |
Ассимиляция - уподобление одного звука другому. Бывает прогрессивная (зюзи - зубы), регрессивная (фофе - кофе), полная и частичная, дистантная и контактная. Виды ассимиляции: в) редупликация–удвоение слога: деде - деда; г) *вставочный согласный по типу ассимиляции: танкан - стакан. | Персеверации (по типу явлений прогрессивной ассимиляции) - настойчивое воспроизведение: спуспуклись - спускались. Антиципации (по типу регрессивной ассимиляции) - упреждение, предвосхищение: на девевьях, дод крышей, с родмыми местами. *Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: команата - комната. |
Метатезис — перестановка звуков или слогов в слове: доткор - доктор, капетик - пакетик. | Перестановки звуков или слогов: потрной - портной. |
Упрощение групп согласных (упрощение кластеров): пать -спать. | Сокращение стечения согласных: тул - стул. |
Пропуск отдельных согласных: ворона - аона. | Пропуск отдельных согласных аренье - варенье. |
| *Вставка согласных в слог: лимонт - лимон. |
Рекомендации родителям, логопедам, воспитателям по развитию лепета ребенка
1. Прислушайтесь к звукам лепета ребенка, подумайте, на какие нормативные слова эти звуки похожи, и предложите ребенку повторить эти слова, при этом по возможности показав предметы или изобразив действия, которые эти слова обозначают.
2. Не беспокойтесь, если ребенок видоизменяет наши слова в соответствии со звуками своего лепета, а также начинает параллельно использовать их и в качестве лепета и в качестве слов: это особенность нормального речевого развития.
3. Предлагайте ребенку повторять за вами звуки и слоги его лепета – разговаривайте с ним (играйте) звуками его лепета: именно это дети, даже не склонные к имитации, скорее всего повторят.
4. Не волнуйтесь, а радуйтесь, если ребенок продолжает активно лепетать наряду с употреблением слов: это обычно происходит еще в течение года и помогает развитию звукопроизношения.
5. Используйте звуки лепета ребенка в разговоре с ним для развития артикуляции ребенка даже в том случае, если таких фонем в русском языке нет: например, цоканье (лошадка) или («индюк») – это по сути дела упражнения, которые позже дает логопед плохоговорящим детям.
6. Предлагайте ребенку звукоподражательные слова языка нянь ( их список – около 40 слов - есть в Макартуровском опроснике), а не звуки реальных животных. Это развивает и фонетику, и словарь ребенка.
То, как звучит мир, очень интересно. Но это не имеет отношения к словам. Коты не говорят ни мяу, ни meow. Каждый язык приспосабливает под фонемы своего языка голоса птиц и животных. Взрослый предлагает ребенку на каждом языке то условное звучание, которые взрослые изобрели для того, чтобы ребенку было легче освоить родной язык.
Рекомендации родителям, логопедам, воспитателям по развитию ранней детской фонетики
1. Не волнуйтесь, когда ребенок до трех лет произносит слова неправильно (с пропуском и заменой звуков, уподобляя звуки внутри слова, переставляя звуки и слоги, заменяя согласные): так усваивают фонетику все дети.
2. До двух – двух с половиной лет ребенок может добавлять гласные в конце слов (вследствие тенденции к открытому слогу).
3. До двух лет ребенок заменяет некоторые гласные. (Минимум, который обычно есть в речи детей к этому возрасту: А,И,У/О). Ребенок может заменять Э на И, У на О, огубленные У и О на А). Самый трудный гласный, нередко отсутствующий в речи детей до 2 с половиной – трех лет, - гласный Ы (заменяется на И). К трем годам в речи детей в норме есть все шесть гласных.
4. К двум- двум с половиной годам дети в норме овладевают умением произносить трех-четырехсложные слова. Это кардинально важное умение: оно дает толчок росту словаря детей (а тот, в свою очередь, позволяет ребенку учиться изменять слова - появляется морфология). При этом поначалу слова произносятся с большим количеством звуковых ошибок. Основной тактикой произнесения длинных слов ребенком нередко является ассимиляция (уподобление звуков и слогов) – не беспокойтесь!
Если же ребенок после двух лет не пытается сам произносить длинные слова – учите его этому.
4. Замены согласных до двух и даже до трех лет часто нетипичны. Не нужно считать их патологическими: эта нетипичность типична для маленьких детей. К трем годам обычно ребенок приходит к типичным заменам трудных согласных (Р,Р`, Ж, Ш, Щ, Ц, Ч), а остальные согласные, как правило, произносит правильно.
5. Метатезис (перестановка звуков и слогов) – нечасто встречается в речи детей, но несколько слов с метатезисом в речи маленького ребенка обычно есть. У левшей и амбидекстров метатезис остается долго и может проявиться позже и на письме.
6. Ребенок до 3 лет упрощает группы согласных, выбрасывая один из звуков, входящих в стечение. Наиболее легкие стечения согласных - НК, ТК, МК, ПК, С`К, СК, находящиеся в середине слова. Предлагайте ребенку слова с такими кластерами. Самые трудные группы согласных – состоящие из двух щелевых (СВ, ЗВ и т.п.) Ошибки на артикуляцию этих групп могут быть до 3 – 3,6. Возможна и тактика «разбавления» кластера гласными (*бабусика вместо бабушка).
7. Пропуск отдельных согласных в начале и середине слова до трех лет – тоже закономерное явление. После трех ребенок обычно уже не пропускает, а заменяет некоторые трудные согласные (которые прежде мог и пропустить).
8. Маленький ребенок (от 2 до 3) продвигается к правильному произношению, довольно быстро меняя варианты произношения одного и того же слова. Такое непостоянство нормально и даже полезно: каждый новый вариант, как правило, лучше предыдущего.
7. Один из факторов, влияющий на правильное воспроизведение слоговой структуры слова, является знакомство ребенка со словом: «ослабленное понимание или полное непонимание содержания слова ведет к плохому анализу фонематического состава слова и, следовательно, к плохому произношению его» (М.Е. Хватцев).