КОНСПЕКТ УРОКА
по окружающему миру в 3-а классе
по программе «Перспективная начальная школа»
Учитель МБОУ «Гимназия № 26» Немцева Татьяна Сергеевна
ТЕМА: «Значение лесов»
ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний
Цели:
Выяснить с обучающимися значение леса для природы и в жизни человека; расширить знания учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу).
Развивать познавательный интерес и речь обучающихся.
Продолжать формировать организационную деятельность в учебном сотрудничестве – умение договариваться.
4. Воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края, способствовать формированию навыков нравственного поведе-ния в природе.
Основные понятия: - значение леса для природы;
- значение леса в жизни человека;
- охрана леса.
Оборудование урока: ПК учителя, мультимедиапроектор, экран; учебники, хрестоматии, карточки для индивидуального опроса и ключ к карточкам; иллюстрации с изображением хвойного, смешанного, лиственного лесов; кроссворд; тетради для самостоятельной работы, учебники по окружающему миру, литературному чтению; плакаты, картинки с изображением птиц и животных леса.
План:
1)Мотивация
Загадка о лесе:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (слайд 1 – 2)
2) Актуализация знаний и умений
- Недавно мы работали по теме «Лес и его обитатели» и сегодня вывести тему нашего урока нам помогут некоторые объекты природного сообщества «Лес». Разгадаем кроссворд. (слайд 3 – 16)
| Л | |
И |
Б | С | | М | |
Е | Т | | Д | А | Р | |
Р | В | Я | Л | Я | | С | |
Ё | Е | Т | | Т | И | Б | | Б | О | Л | |
З | Н | А | Ч | Е | Н | И | Е | | Л | Е | С | О | В |
А | Н | Й | Е | Л | А | Н | Л | | И | Л | Н | С | О |
| И | Г | Р | | А | Ь | П | К | А | Ь | Л |
Ц | А | Ё | | А | А | | К |
А | | М | |
| У |
Х |
А |
1. Какое дерево является символом России?(берёза)
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.(лиственница)
3. Очень густой, порой непроходимый хвойный лес. (тайга)
4. Дерево из второго яруса леса, очень красиво цветёт весной и источает запоминающийся аромат. (черёмуха)
5. Эту птицу в яркой красной шапочке называют лекарем деревьев. (дятел)
6. Кустарник из третьего яруса леса. Его ягоды очень ароматны и вкусны. Также его выращивают в садах. (малина)
7. Дерево из второго яруса леса. Его так назвали из – за разноцветной окраски листьев осенью. (рябина)
8. Хвойное дерево, является непременным символом Новогоднего праздника. (ель)
9. Дерево из первого яруса леса, имеет листья в форме сердечка, а его цветки собирают и сушат, чтобы зимой лечить простуду, также ценится мёд из его цветов. (липа)
10. Этот лесной зверёк имеет яркую рыжую шубку и легко прыгает по деревьям. (белка)
11. Хвойное дерево из первого яруса леса. У него прямой ствол желтовато – коричневого цвета. Высота может достигать 30 – 40 метров. (сосна)
12. Это лесное животное является символом нашего города. (лось)
13. Это хищный житель лесов. Родственник собаки, частый герой русских народных сказок. (волк)
3) Постановка цели ( слайд 17 – 18)
- Определите смысл пословицы:
«Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади».
Обсудите в парах, почему в народе так говорят.
-Как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем?
- Только ли для человека лес имеет значение?
- А раз лес так нужен всему живому на земле, то о чём ещё мы обязательно должны сказать?
4). Постановка учебных задач (слайд 19)
1. Определение значения леса в природе.
2. Определение значения леса в жизни каждого человека.
3. Составление правил бережного отношение к лесу.
- Вводное слово учителя: 21 марта — международный День леса. Совсем скоро,21 марта, на планете отмечается Международный День леса (Всемирный день защиты лесов). Эта дата была основана Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН в 1971 году. С тех пор, ежегодно 21 марта по инициативе ООН отмечается Международный день леса. Всемирный день лесов празднуется в день весеннего равноденствия в Северном полушарии, которое по традиции считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний. (слайд 20)
-Вот и мы сегодня в преддверии Дня леса, уделим ему побольше внимания.
5) Работа в группах по учебнику
Работать над новой темой мы будем в микрогруппах с текстом учебника.
1 ряд «Лесничие» (По учебнику с. 69-70 до вопроса)
в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ: (каждой микрогруппе выдаётся карточка для ответа, куда нужно дополнить ключевые фразы):
1 микрогруппа: По учебнику с. 69-70 до вопроса)
Л
ес – источник жизни
Л
ес – основной производитель
2 микрогруппа:
Л
ес влияет
О
н снижает
Л
есные птицы
3 микрогруппа:
Лес хранит
Весной талые воды
2 ряд «Практики-плановики»
(По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса) раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая следующее:
1 микрогруппа:
Л
еса являются местом
Л
еса привлекают людей
2 микрогруппа:
Б
ез леса невозможна хозяйственная деятельность (приведите примеры использования древесины и коры)
3 микрогруппа:
В лесах люди
Собирают
В тайге
3 ряд «Экологи»
(По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до четвёртого абзаца) освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам,
1 микрогруппа:
Л
юдям требуется
Б
ез лесов
Н
ачинают дуть
2 микрогруппа:
Л
ес надо
Лесоводы из семян
Огораживают
Подкармливают
Весной в лесу
3 микрогруппа:
Ты тоже
Береги
Во время прогулок в лесу нельзя
Выступление представителей 1ряда: (слайд 21 – 22)
Лес источник жизни всего живого на земле.
Лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа.
Лес влияет на жизнь всех других природных сообществ.
Лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
Лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
Лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;
Весной талые воды постепенно пополняют ближайшие водоёмы.
Выступление представителей 2 ряда: (слайд 23 – 24)
Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
Леса привлекают людей цветущими растениями, своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
В лесу люди собирают лекарственные растения;
Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей, бумаги; из древесины сосны делают спички;
Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
В тайге все еще развит промысел пушных зверей.
Выступление представителей 3 ряда: (слайд 25 – 28)
Людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы.
Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, начинают дуть ветры – суховеи, наступает засуха.
Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.
Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнезда для птиц.
Ты тоже можешь помочь сохранить лес. Береги свои книги, карандаши, мебель.
Во время прогулок в лесу нельзя ломать кустарники, рвать зря цветы.
Собирая грибы, старайся не повредить грибницы.
Не шуми, чтобы не спугнуть животных.
Никогда не оставляй в лесу мусор – битые стёкла, консервные банки, бумагу.
Учитель: - Ребята, а что ещё наносит вред лесу?
О вреде пожара рассказывает ученик (по хрестоматии «Огонь в лесу»). Фоном идёт показ видеоролика.
После прочтения рассказа проводится беседа по вопросам:
- Почему пожар в лесу — страшное бедствие? (Слайд № 29)
- Какие правила поведения в лесу должны соблюдать люди, чтобы избежать этой
беды?
Физминутка
- Давайте погуляем в лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу - вы поднимите глаза вверх, если деревья или кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - закройте глаза.
Кукушка, липа, кактус, груздь, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, лисичка, верблюд
Чтение стихов подготовленными детьми (слайд 30)
А природа опять
То предельно проста,
То одета в цветастые перья…
Удивляет меня не её красота,
Удивляет её терпенье.
А когда сквозь асфальт
Лепестков пятерня
Продирается после полночи,
Я не радуюсь силе земли,
Для меня это прежде всего –
Крик о помощи! (Р.Рождественский)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
3. Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
5. – А сейчас составьте в микрогруппах из разрезанных кусочков плакаты – памятки о правильном поведении в лесу. (после завершения работы прикрепляем их на доску)
6. Итог урока (рефлексия) - 2 минуты.
Если вам на уроке было интересно, вы узнали много нового прикрепите к фотографии леса зелёный листик, если возникали трудности, но вы с ними справились – жёлтый, а если совсем ничего не получилось и ничего не запомнилось – оранжевый. Прикрепите их на доску вокруг фотографии леса.)