План самообразования на 2016-2020 уч.г.
учителя начальных классов МОУ «Желябовская школа»
Паршуковой Анны Михайловны
Индивидуальная тема самообразования:
«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе».
Пояснительная записка. Актуальность темы
«Мышление начинается с удивления». (Аристотель)
Технология развития критического мышления, которая появилась в системе образования, способствует развитию метапредметных умений. Эта идея нашла свое отражение в методических пособиях С.И. Заир-Бека, И.О. Загашева, И.В. Муштавинской. Авторы технологии – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.
Важным в данной технологии является следование трем фазам:
1.Вызов. 2.Осмысление. 3.Рефлексия.
Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Метапредметные результаты зависят от сформированности универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Таким образом, в процессе работы по фазам технологии развития критического мышления учащийся понимает ценность своей работы, чувствует единение с другими и ее значимость. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению, что помогает решать проблемы в реальных жизненных ситуациях..
Существует такой тезис: «Жизнь на уроке должна стать подлинной». Сделать ее такой – задача современного учителя.
Педагогическая технология развития критического мышления выделяет целевые ориентации:
мотивация к учению;
расширение знаний и развитие интеллектуальных умений;
развитие рефлексивного мышления;
формирование обобщений.
Цель:
. Формирование критического мышления в процессе обучения русскому языку, литературному чтению и через уроки окружающего мира на основе применения приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ).
Задачи:
.Формирование у учащихся универсальных учебных навыков, как необходимых компонентов подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве, на основе применения приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка.
Создание необходимых условий эффективного использования на уроках приёмов технологии ТРКМ для развития творческого потенциала учащихся;
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, применение разных стратегий чтения, адекватное понимание прочитанного, сортирование информации с точки зрения ее важности, «отсеивание» второстепенной, умение критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Гипотеза:
В процессе использования технологии развития критического мышления формируется самостоятельное мышление, ученик вооружается методами и способами самостоятельной работы, получает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик” позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение обучащимся к окончанию начальной школы ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоорганизационными.
2. Обучение приёмам ТРКМ при работе с различными текстами, повышение культуры читателя.
3. Повышение уровня исследовательской культуры обучающихся..
4. Повышение качества знаний по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
5. Обучение планированию и достижению поставленной цели, умению контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять самооценку и взаимооценку деятельности.
Мои вопросы по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по «Технологии развития критического мышления» и имеющегося опыта | 2016-2017 г. | Накопление теоретического материала. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на внедрение технологии развития критического мышления Прогнозирование результатов | 2016-2019 г. | 1)Изучение, апробация ТРКМ в педагогической деятельности 2)Разработка уроков, самоанализ уроков. 3)Выступление с опытом работы на ШМО. 3)Публикация опыта работы ( по возможности) |
Практический | Применение технологии развития критического мышления (структуры урока, приёмов, таблиц, стратегий) с целью апробации и накопления опыта в педагогической практике. Внедрение опыта | 2016-2019 г. | Применение с целью апробации приёмов технологии ТРКМ: «Синквейн», «Чтение с остановками», «Инсерт», «Плюс, минус, интересно», «Шесть шляп мышления»; таблиц – «ЗХУ», «Концептуальная таблица» «Сравнительная таблица», «Кластер» и др.. Разработка и проведение открытых уроков в данной технологии для. Самоанализ практического опыта работы. Изучение Копилки лучших уроков (по данной технологии) |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2019-2020 г. | 1.Открытые уроки для ШМО 2.Выступление с презентацией опыта работы ШМО. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2019-2020г. | 1.Публикация опыта работы на личном сайте. 2.Участие в конкурсах по инновационным технологиям |
Используемая литература для работы по данной теме:
1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003. – с. 17 – 28.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М: Просвещение, 2004. – с. 5 – 62.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя.- СПб, 2009.- с.7 – 55.
4. http://standart.edu.ru/
5. lib.1september.ru›2003/16/1.htm