План по самообразованию «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
Этапы реализации проекта:
I этап – аналитический;
II этап – прогностический;
III этап – практический;
IV этап – обобщающий.
Цель самообразования по теме: Изучение актуальности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.
Задачи самообразования по теме:
1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
2. Обогащать словарь, диалогическую и монологическую речь, формировать грамматический строй речи.
3. Воспитывать культуру общения.
Этапы разработки:
I этап – аналитический.
Цель: Провести анализ ситуации по теме «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап – прогностический.
Цель: изучить уровень развития речи детей, наметить пути коррекционной поддержки.
III этап – практический.
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
IV этап – обобщающий.
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
Литература по теме самообразования:
1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. О. С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
3. О. С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
4. О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
5. Ф. А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2009г.
6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2008г.
7. В. В. Гербова. Картинки по развитию речи. -М.: Просвещение, 2010г.
8. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2011г.,
9. серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
10. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
13. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
14. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.- 48 с
15. Б. Н. Панова. Дидактические игры –занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16. Ф. Н. Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение.
17. Л. С. Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение.
18. Л. А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение.
19. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение.
20. М. Н. Султанова «Путешествие в страну математики» Методические пособия для воспитателя, Издательство: Вентана-Граф, 2014 г. Серия: «Тропинки»
21. Интернет ресурсы.
Примерный план работы педагога над темой самообразования:
1 этап. Подготовительный (выявление).
1. Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения Тема самообразования: «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста»;
Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для общения во время игры. По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы культуры речевого общения закладываются в дошкольном детстве. В современном мире развитию речи отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено тем, что владение речью как средством общения и культуры необходимо во всех сферах жизнедеятельности человека. - 2020-2021 гг.
2. Постановка целей, задач работы.
Цель самообразования по теме: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.
Задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические и сюжетно – ролевые дети игры;
Формировать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую, обогащение словаря детей каждой возрастной группы;
Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
Воспитывать желание общаться, практически овладевать нормами речи.
3. Выдвижение гипотезы. Так как в современном мире развитию речи отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности. Поэтому владение речью как средством общения и культуры необходимо во всех сферах жизнедеятельности человека.
2 этап. Аналитический (изучение).
1. Составление плана работы по самообразованию I этап – аналитический
Цель: Провести анализ ситуации по теме «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап – прогностический.
Цель: изучить уровень развития речи детей, наметить пути коррекционной поддержки.
III этап - практический
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
IV этап - обобщающий
1 Теоретическая часть:
• Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т. п.
• Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы
2020-2021 г.
2. Практическая часть:
• Составление конспектов занятий, деятельности и т. д., их апробация.
• Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности
• Проведение открытых мероприятий
• Выступление на педагогическом совете
• Участие в работе творческих групп
4 этап. Завершающий (внедрение).
1. Оформление результатов обследования детей по проблеме
2020-2021 г.
2. Оформление опыта работы:
• Систематизация теоретической части
• Систематизация практического материала
• Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)
5 этап. Презентационный (распространение).
1. Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»:
• Рассказ;
• Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей
В ходе дальнейшей педагогической деятельности:
2. Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»
3. Участие в педагогических конкурсах
Работа с родителями:
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. 2020 - 2021гг.
2. Подготовка и проведение консультации для родителей по темам:
«Методика организации и руководство дидактическими играми».
«Планирование дидактических игр в воспитательно- образовательном процессе».
«Роль дидактических игр в детском саду».
«Дидактические игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста».
«Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей» 2020-2021г.
Совместное оформление папки передвижки:
«Как наше слово отзовётся»;
«Составление рассказа»;
«Развитие речи в жизни ребенка»;
«Жизнь – нашей группы» (фотоотчет);
«Игры по развитию речи» (фотообзор) 2020 – 2021 г.
Проведение родительских собраний по темам:
«Развитие речи в дидактических играх»;
«Речевая культура в семье».
6