СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования: "Духовно - нравственное развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Приориттетным направлением в моей работе является духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования: "Духовно - нравственное развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности"»

МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»





















Тема самообразования:



«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности».











Подготовила: воспитатель,

Юшкова Елена Александровна











п. Золотухино,

2017 - 2018 уч. гг.

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами

театральной деятельности».

Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.



В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоциональноволевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки: «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.

Приоритетными направлениями на начальном этапе обогащения знаний по теме самообразования я считаю:

- изучение нормативных документов;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- изучение и внедрение новых технологий;

- работа с родителями;

- информация для родителей о театральной деятельности в детском саду

(консультация, анкетирование, памятки)

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- работа с детьми в театральном кружке;

  • оформление театрального уголка;

Перспективный план работы по теме саморазвития.

п/п

Месяц

Направления работы

Задачи

1

Сентябрь

2017г.

Индивидуальная работа воспитателя:

  • изучение закона об образовании в новой редакции;

  • изучение нового СанПиН;

  • подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта;

  • подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Работа воспитателя и детей:

  • знакомство с театром;

  • кто работает в театре;

  • правила поведения в театре;

  • с/р игра «Театр»;

  • беседы, просмотр картинок и видео - роликов;

  • знакомство с театральными профессиями;

  • знакомство с устройством театра изнутри.

Работа с родителями:

Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник»

(анкетирование, памятки).

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру.



Пополнение словарного запаса.



Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают.



Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

2

Октябрь

2017г.

    Совместная работа воспитателя и детей:

  • варежковый театр;

  • мимика;

  • сила голоса;

  • пальчиковый театр.

  • артикуляционная гимнастика;

  • упражнение угадай интонации;

  • скороговорки;

  • игра «Успокой куклу»;

  • игра «Теремок»;

  • отгадываем загадки

  • игра «Перебежки»;

  • пальчиковые игры;

  • игра «Веселый бубен»,

  • игра «Эхо»;

  • «Праздник со Смешариками»;

  • игра «Караван»;

  • игра «Энциклопедия»;

  • игра «Ожившие механизмы»;

  • игра «Найди и исправь ошибку».

Работа с родителями:

Изготовление папки - передвижки "Театр для детей".

Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами.

Развитие мимики.

Раскрепощение через игровую деятельность.

Развивитие силы голоса.

Работа над активизацией мышц губ.

3

Ноябрь

2017г.

    Совместная работа воспитателя и детей:

  • плоскостной пальчиковый шагающий театр;

  • пантомима;

  • сила голоса и речевое дыхание;

  • мимика и жесты

  • артикуляционная гимнастика;

  • игра «Вьюга»;

  • упражнения на развитие сенсомоторики;

  • этюд «Старый гриб»;

  • пальчиковые игры;

  • этюд «Цветочек»;

  • игра «Гудок»;

  • скороговорки;

  • этюд «Удивительно»;

  • игра «Прекрасный цветок»;

  • игра «Дует ветер»;

  • игра «Медведь и елка»;

  • игра «Солнечный зайчик»;

  • этюд «Это я! Это мое!»

  • игра «Волк и семеро козлят»;

  • игра «Одуванчик»;

  • этюд «Великаны и гномы»;

  • упражнения на тренировку памяти;

  • игра «Радуга»;

  • этюд «Медведь в лесу».

    Работа с родителями:

    Мастер класс: «Создание

    конусного настольного театра».

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром театром (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Освоение навыков владения конусным настольным театром (инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»).

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развитие сценической раскрепощённости;

развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

4

Декабрь

2017г.

Работа воспитателя и детей:

  • теневой театр;

  • куклы би-ба-бо;

  • слух и чувство ритма.

  • артикуляционная гимнастика;

  • игра «Лиса и волк»;

  • игра «Ловим комариков»;

  • игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

  • отгадываем загадки;

  • этюд «Колокола»;

  • игры- диалоги;

  • игра «Чудесные превращения».

Работа с родителями:

конкурс рисунков «В театре» (организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса)

Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»).

Освоение навыков владения театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»).

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.



Развитие слуха и чувства ритма у детей.


5

Январь

2018г.

Работа воспитателя и детей:

  • театральные игры;

  • куклы-говорунчики;

  • штоковый театр;

  • сценическая пластика;

  • артикуляционная гимнастика;

  • игра «Что изменилось?»;

  • игра «Поймай хлопок»;

  • игра «Я положил в мешок..»;

  • игра «Тень»; этюд «Гадкий утенок»

  • игра «Внимательные звери»;

  • игра «Веселые обезъянки»;

  • игра «Угадай что я делаю»;

  • игра- викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»;

  • игра «Не ошибись»;

  • игра «Если гости постучали»;

  • пальчиковые игры.

Работа с родителями:

«Сочиняем сказку со своим ребенком».

Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.

Освоение навыков владения куклами- говорунчиками и штоковым театром. Повторение с детьми основных ПДД

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Развитие умения передавать через движения тела характер животных.

6

Февраль

2018г.

Работа воспитателя и детей:

  • театр из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов);

  • магнитный театр;

  • театр кукол-оригами;

  • чувства и эмоции

  • расслабление мышц;

  • артикуляционная гимнастика;

  • этюд на расслабление мышц «Штанга»;

  • игра «Волк и овцы»;

  • скороговорки;

  • пальчиковые игры;

  • изготовление кукол-оригами для театра;

  • упражнения на тренировку памяти;

  • игра «Заря»;

  • этюд «Отряхнем руки»;

  • этюд «любимая игрушка»;

  • игра «Старый сом»;

  • упражнения на развитие сенсорной моторики;

  • игра «Кошка и скворушки»;

  • игра «Почта»;

  • этюд «Кривое зеркало».

Работа с родителями:

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось).

Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности (инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», «Кот и пес»).

Дать детям возможность ощутить себя «творцами» кукол.

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Знакомство с миром чувств и эмоций.

Развитие умений передавать чувства и эмоции.

7

Март

2018г.


Совместная работа воспитателя и детей:

  • театр масок;

  • театр на фланели;

  • инсценировка шуток-малюток;

  • культура и техника речи.

  • сочиняем сказку сами;

  • артикуляционная гимнастика;

  • игра «Птицелов»;

  • игра «Считай до пяти»;

  • игра «Больной зуб»;

  • игра «Укачиваем куклу»;

  • игра «Игра со свечой»;

  • игра «Самолет»;

  • игра Мяч эмоций»;

Работа с родителями:

Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки).

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.

Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса.

Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,

«Волк и Семеро козлят»,

«Курочка Ряба»).

8

Апрель

2018г.

Совместная работа воспитателя и детей:

  • подготовка к премьере спектакля «Мешок яблок»;

  • артикуляционная гимнастика;

  • разучивание ролей с детьми;

  • изготовление костюмов и декораций (совместно с родителями)


Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность

9

Май

2018г.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

  • театрализованное представление;

  • экскурсия в кукольный театр;

Работа с родителями:

Показ спектакля родителям.

Работа воспитателя:

Подведение итогов уходящего учебного года. Отчет о проделанной работе.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности; раскрытие творческих способностей детей.

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.



Список используемой литературы:

  • Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

  • И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

  • И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

  • Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

  • О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

  • А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

  • Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

  • И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

  • Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

  • А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

  • Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

  • Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

  • Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

  • Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

  • Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.

  • А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

  • Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..

  • Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

  • О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.