Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Тема: Деепричастие как часть речи. (Понятие о деепричастии)
Цель:
Дать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи. Ознакомить с морфологическими признаками деепричастия. Дать представление о роли деепричастий в речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.
Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, исследование); учебно-коммуникативных умений (создание устного высказывания, взаимодействие при работе в парах);
Воспитывать интерес к русскому языку, к культурному наследию русского народа. (слайд 2)
Используемые педагогические технологии:
развитие критического мышления через чтение и письмо,
Ожидаемые результаты:
ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки
ученик отличает деепричастие от причастия и глагола
ученик понимает роль деепричастия в предложении
Методы работы:
словесный;
метод самостоятельной работы с лексическим материалом;
исследовательский;
наглядный
практический
использование компьютерных технологий. (слайд 3)
Ход урока.
I. Стадия вызова.
Запишите в строчку:
Красиво, вежливо, громко;
Открывать, разложить, прочитав; (слайд 4)
-А теперь поиграем.
Игра «Третий лишний».
- Что общего между словами в каждой строке? Подумайте.
- Обсудите с соседом по парте, какие морфологические признаки данных частей речи вы знаете, и заполните колонку «Знаю» таблицы (таблицы на каждой парте)
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
1.Это наречия. Они не изменяются. 2. Это глаголы, они спрягаются - изменяются по числам, лицам; у них можно определить вид, спряжение, время | | |
Проверка
-Какое слово во второй строке лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?
2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.
Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
1.Это наречия. Они не изменяются. 2. Это глаголы, они спрягаются - изменяются по числам, лицам; у них можно определить вид, время | Что общего у деепричастия с глаголом и наречием? Почему эта часть речи так называется? Как изменяется деепричастие, или какие морфологические признаки имеет? На какие вопросы отвечает? | |
II. Осмысление содержания.
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику §26 (предложен материал для самостоятельных наблюдений).
-Самостоятельное наблюдение (исследование). Работа в парах.
Сравните два предложения:
Космонавт рассказывает о полёте и улыбается.
Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь.
-Проверка:
В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопрос к другому? (во втором)
В каком предложении выделенные слова обозначают: одно – главное, основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, а другое – добавочное, дополнительное при главном? (во втором)
Каким словом выражено добавочное действие? (улыбаясь)
Это деепричастие
Определите синтаксическую роль деепричастия. (Обстоятельство). Какие вопросы вы задавали?
Какое предложение выразительнее? Какова же роль деепричастий в речи?
Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.
Продолжая работу с учебником, заполните колонку «Узнал новое».
Проверка:
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
1.Это наречия. Они не изменяются. 2.Это глаголы, они спрягаются - изменяются по числам, лицам; у них можно определить вид, время | Что общего у деепричастия с глаголом и наречием? Почему эта часть речи так называется? Как изменяется деепричастие, или какие морфологические признаки имеет? На какие вопросы отвечает? | 1.Образуется от глаголов; 2.Имеет вид; 3.Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом; 4. основное действие и добавочное относятся к одному и тому же лицу; 5.Не изменяется, как и наречие; 6. Выполняет роль обстоятельства, как и наречие. |
Вывод: Что общего имеют деепричастия и глаголы? Чем различаются?
Что общего имеют деепричастия и наречия? Чем различаются?
Какова роль деепричастия в речи? (слайд 5)
Индивидуальное задание: составить кластер деепричастия
Пример составленного кластера (слайд 6)
Деепричастиее
Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
От глагола:
вид, возвратность
Самостоятельная
часть речи
ччасть речи
От наречия:
неизменяемость, вопрос, синтаксическая роль
III. Рефлексия
Деятельность учащихся.
Первичное закрепление нового материала.
Устно:
1) поглядывая 2) умевший
3) взлететь 4) стремящийся.
1) окутывая 2) набрав
3) одумавшись 4) не услышав
Выберите деепричастие, которое имеет следующие морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное. Объяснить выбор. (слайд 9)
Уткнувшись, распустив, освещая
Тренировочные упражнения.
Письменно.
I вариант – выписать деепричастия несовершенного вида, II вариант –
совершенного вида. Обозначить главное слово. (слайд 10 - 11)
1) ликуя от радости I 2) набив ватой II 3) дивясь ошибке I | 4) махая другу I 5) выскочив раздетым II 6) испекши булочки II |
Взаимопровека.
Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения №5. (слайд 12 - 13)
1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем зале.
2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой.
3. Одевшись, он потребовал от денщика лекарства.
4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед.
5. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.4
6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки.
(шипя, пробили; опутав, повисла; одевшись, потребовал; села, вытянув ноги; ворча и оглядываясь, вошла; не глядя взял)
Самопроверка (слайд). Оцените себя:
Нашел правильно.
Нашел неверно.
Вызвало затруднение.
Подведение итогов. (слайд 14)
Какую задачу мы решали сегодня на уроке?
Какие признаки глаголов и наречий совмещают в себе деепричастия?
Какие трудности возникли у вас в ходе работы? Сумели ли вы их преодолеть?
Общая самооценка обучающихся.
Индивидуальное оценивание.
IV. Домашнее задание . Инструктаж. (слайд 17 - 18)
Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке.
Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
3.Выполнить упражнение №159.
Дополнительно. Спишите, заменив глаголы деепричастиями. Укажите в скобках морфологические признаки деепричастий. (слайд 15 – 16)
Не узнаешь горя – не узнаешь и радости.
Изучаешь прошлое – поймешь настоящее.
Посеешь ячмень – пшеницы не жди.
Для проверки.
Не узнав (сов.в., невозвр.) горя, не узнаешь и радости.
Изучая (сов.в., невозвр) прошлое, поймешь настоящее.
Посеяв (сов.в., невозвр.) ячмень, пшеницы не жди.