СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи" 7 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи" 7 кл.»

Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Тема: Деепричастие как часть речи. (Понятие о деепричастии)

Цель:

  1. Дать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи. Ознакомить с морфологическими признаками деепричастия. Дать представление о роли деепричастий в речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.

  2. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, исследование); учебно-коммуникативных умений (создание устного высказывания, взаимодействие при работе в парах);

  3. Воспитывать интерес к русскому языку, к культурному наследию русского народа. (слайд 2)

Используемые педагогические технологии:

  • развитие критического мышления через чтение и письмо,

Ожидаемые результаты:

  • ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки

  • ученик отличает деепричастие от причастия и глагола

  • ученик понимает роль деепричастия в предложении

 Методы работы:

  • словесный;

  • метод самостоятельной работы с лексическим материалом;

  • исследовательский;

  • наглядный

  • практический

  • использование компьютерных технологий. (слайд 3)


Ход урока.

I. Стадия вызова.

Запишите в строчку:

Красиво, вежливо, громко;

Открывать, разложить, прочитав; (слайд 4)

-А  теперь поиграем.

Игра «Третий лишний».

- Что общего между словами в каждой строке? Подумайте.

-  Обсудите с соседом по парте, какие морфологические признаки данных частей речи вы знаете, и заполните колонку «Знаю» таблицы (таблицы на каждой парте)

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

1.Это наречия. Они не изменяются.

2. Это глаголы, они спрягаются - изменяются по числам, лицам; у них можно определить вид, спряжение, время


 

 

Проверка

-Какое слово во второй строке лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.

Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

1.Это наречия. Они не изменяются.

2. Это глаголы, они спрягаются - изменяются по числам, лицам; у них можно определить вид, время



Что общего у деепричастия с глаголом и наречием?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие, или какие морфологические признаки имеет? На какие вопросы отвечает?


 

II. Осмысление содержания.

Деятельность учащихся.

- Обратимся к учебнику §26 (предложен материал для самостоятельных наблюдений).

-Самостоятельное наблюдение (исследование). Работа в парах.

Сравните два предложения:

Космонавт рассказывает о полёте и улыбается.

Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь.

-Проверка:

В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопрос к другому? (во втором)

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно – главное, основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, а другое – добавочное, дополнительное при главном? (во втором)

Каким словом выражено добавочное действие? (улыбаясь)

Это деепричастие

Определите синтаксическую роль деепричастия. (Обстоятельство). Какие вопросы вы задавали?

Какое предложение выразительнее? Какова же роль деепричастий в речи?

Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.

Продолжая работу с учебником, заполните колонку «Узнал новое».


Проверка:

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

1.Это наречия. Они не изменяются.

2.Это глаголы, они спрягаются - изменяются по числам, лицам; у них можно определить вид, время


Что общего у деепричастия с глаголом и наречием?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие, или какие морфологические признаки имеет? На какие вопросы отвечает?


1.Образуется от глаголов;

2.Имеет вид;

3.Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

4. основное действие и добавочное относятся к одному и тому же лицу;

5.Не изменяется, как и наречие;

6. Выполняет роль обстоятельства, как и наречие.

Вывод: Что общего имеют деепричастия и глаголы? Чем различаются?

Что общего имеют деепричастия и наречия? Чем различаются?

Какова роль деепричастия в речи? (слайд 5)


Индивидуальное задание: составить кластер деепричастия

Пример составленного кластера (слайд 6)

Деепричастиее


Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;



От глагола:

вид, возвратность

Самостоятельная

часть речи



ччасть речи




От наречия:

неизменяемость, вопрос, синтаксическая роль











III. Рефлексия

Деятельность учащихся.

Первичное закрепление нового материала.

Устно:

  • Какое слово является деепричастием? Объяснить выбор. (слайд 7)

1) поглядывая 2) умевший

3) взлететь 4) стремящийся.


  • Какое деепричастие относится к несовершенному виду? Объяснить выбор. (слайд 8)

1) окутывая 2) набрав

3) одумавшись 4) не услышав


  • Выберите деепричастие, которое имеет следующие морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное. Объяснить выбор. (слайд 9)

Уткнувшись, распустив, освещая

Тренировочные упражнения.

Письменно.

  • I вариант – выписать деепричастия несовершенного вида, II вариант –

совершенного вида. Обозначить главное слово. (слайд 10 - 11)

1) ликуя от радости I

2) набив ватой II

3) дивясь ошибке I

4) махая другу I

5) выскочив раздетым II

6) испекши булочки II

Взаимопровека.

  • Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения №5. (слайд 12 - 13)

1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем зале.

2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой.

3. Одевшись, он потребовал от денщика лекарства.

4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед.

5. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.4

6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки.

(шипя, пробили; опутав, повисла; одевшись, потребовал; села, вытянув ноги; ворча и оглядываясь, вошла; не глядя взял)

Самопроверка (слайд). Оцените себя:

  1. Нашел правильно.

  2. Нашел неверно.

  3. Вызвало затруднение.

Подведение итогов. (слайд 14)

  1. Какую задачу мы решали сегодня на уроке?

  2. Какие признаки глаголов и наречий совмещают в себе деепричастия?

  3. Какие трудности возникли у вас в ходе работы? Сумели ли вы их преодолеть?

Общая самооценка обучающихся.

Индивидуальное оценивание.

IV. Домашнее задание . Инструктаж. (слайд 17 - 18)

Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке.

Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).

3.Выполнить упражнение №159.


Дополнительно. Спишите, заменив глаголы деепричастиями. Укажите в скобках морфологические признаки деепричастий. (слайд 15 – 16)

  1. Не узнаешь горя – не узнаешь и радости.

  2. Изучаешь прошлое – поймешь настоящее.

  3. Посеешь ячмень – пшеницы не жди.

Для проверки.

Не узнав (сов.в., невозвр.) горя, не узнаешь и радости.

Изучая (сов.в., невозвр) прошлое, поймешь настоящее.

Посеяв (сов.в., невозвр.) ячмень, пшеницы не жди.