Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Воронежская школа № 31 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор КОУ ВО «ВШ №31»
учителей предметников _______ Г.А.Япринцева __________Н.И Коновалова
Руководитель: «____»__________2019г. Приказ
№___от_______2019г.
_________М.В.Терещенко
Протокол
№___от_______2019г.
Программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
для 1 - 6 классов
вариант 1
Составитель:
учитель –логопед
Хрипунова Азиза
г. Воронеж
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599,
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15),
- Устав КОУ ВО «ВШ № 31»,
- Учебный план школы.
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер. Практически все обучающиеся школы имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как «Логопедические занятия» является очень актуальным.
Образовательная программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Логопедические занятия» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Общая характеристика коррекционного курса
Содержание программы коррекционного курса «Логопедические занятия» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Логопедические занятия» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса).
Начиная с 1 класса, на логопедических занятиях формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных системным недоразвитием речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На логопедических занятиях необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
-формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Существенной особенностью работы является то, что к логопедическим занятиям все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в обязательную часть коррекционно-развивающей области и изучается с 1 по 6 класс в объеме 203 часов за 6 лет обучения.
Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 1 класса и рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю.
Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 2 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 3 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 4 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 5 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для 6 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Предметные области | Классы Коррекционный курс | Количество часов в год |
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. |
Обязательная часть | |
Коррекционные курсы | Логопедические занятия | 33 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Результаты освоения коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.
Планируемые личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Планируемые результаты обучения:
Обучающийся должен знать:
Понятия:, «слово», «слог», «звук», «гласный звук» : ударный и безударный, «согласный звук»: «мягкий», «твёрдый», «звонкий», «глухой».
Слогообразующую роль гласных.
Обучающийся должен уметь:
правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 4-5 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2 согласных; запоминать в заданной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава;
повторять слоговые ряды с выделением ударных слогов;
чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написание.
Содержание коррекционного курса
Добукварный период
1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:
не требующих коррекции: [ а ], [ о ], [ у ], [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ф ], [ т ], [ х ], [ э ]; дифференциация [ к ] - [ х ];
требующих коррекции:[ и ], [ л' ], [ м' ], [ к' ], [ п' ], [ в' ], [ н' ], [ ф' ] в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога; дифференциация [ в ] - [ ф ], [ в' ]-[ ф' ]; [ j ]; дифференциация [ j ] - [ л' ]; [ с ], [ с' ]; дифференциация [ с ] - [ с' ]; [ ы ]; дифференциация [ ы ] - [ и ]; [ з ], [ з' ]; дифференциация [ з ] - [ з' ]; [ с ] - [ з ]; [ с' ] - [ з' ].
Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ( [ у ] от [ а ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; па от ма, ка, ва; са от ца, тя, ша и т.д.). Различение звуков в составе слова.
Развитие внимания, памяти; запоминание 3 -4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности слоговых рядов ( по - по; ка - жа; ус - ас - ос; спа - ста и т. д.), запоминание в заданно последовательности 3 - 4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и др.).
Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением двух согласных: авт, фта; сочетаний из этих типов слогов: ту - ат; ап - та; ту - та - ты; сто - ста - сты и т.д.
Четкое и слитное произнесение односложных, двусложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.
Различение односложных, двусложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Выделение начального ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2 - 3 гласных: [ а ], [ у ]; [ а ], [ о ], [ у ].
Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
Выделение слогообразующего гласного из слов типа: мох, пух и т.д.
Анализ и синтез прямых слогов типа са, су. Выделение первого согласного и слогообразующего гласного из слов типа сани, совы и т.д.
Звуковой анализ слов типа суп, нос и т.п. (составление схем).
Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двусложного и трехсложного слова.
Звуко-слоговой анализ слов типа сова, косы и т.п. (составление схем).
Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных.
П р и м е ч а н и е. В подготовительный период обучения упражнениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12 - 18 минут из каждого логопедического занятия.
Букварный период обучения
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1). Развитие моторики артикуляционного аппарата.
Закрепление правильного произношения и различения звуков [ б ], [ б' ]; дифференциация [ б ] - [ б' ]; [ п ] - [ б ]; [ т' ], [ д ], [ д' ]; дифференциация [ д ] - [ д' ], [ т ] - [ д ]; [ г ], [ г' ]; дифференциация [ г ] - [ г' ], [ к ] - [ г ]; [ л ]; дифференциация [ л ] - [ л' ]; [ ш ]; дифференциация [ с ] - [ ш ]; [ ж ]; дифференциация [ з ] - [ ж ]; [ ш ] - [ ж ]; [ р ], [ р' ]; дифференциация [ р ] - [ р' ]; [ р ] - [ л ].
Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, тë) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.
Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих [ а ] от [ с ], [ ж ] от [ з ], [ б ] от [ п ] и т.д., различение и выделение из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: звонкие, глухие. Твердые и мягкие; запоминание 3 - 4 инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один положи на стол, другой под стол, третий на шкаф); повторение в данной последовательности слогового рядя, состоящего из 3 - 4 сочетаний (спа - зба - спа; пло - плу - пла - плы и т.д.).
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Усвоение произношения слогов различной сложности и их сочетаний. Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слога в дву- трехсложных словах, составление схемы двусложного слова с обозначением места ударения
Включение заученных слов в предложения и тексты.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
1 класс
п/п | Разделы коррекционного курса | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
2. | Подготовительный этап | 3 | Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение неречевых звуков. |
3. | Гласные звуки | 9 | Артикуляционная гимнастика. Различение на слух гласных звуков а, у, о,э ,и, ы. Выделение гласного из начала слова. Четкое произнесение слогов и сочетаний «УА», «АУА» с ускорением те6мпа. Выделение ударного гласного в конце слова. |
4. | Согласные звуки раннего онтогенеза | 17 | Четкое произнесение открытых «ма», обратных «ам», и закрытых «мам» слогов с пройденными согласными. Правильное произнесение двусложных слов с твердыми и мягкими согласными. Произнесение двусложных слов с различным по месту ударным слогом, типа: вата, мука, Ира, оса. |
5. | Итоговая диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
| ВСЕГО | 33 | |
2 класс
п/п | Разделы коррекционного курса | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
2. | Повторение | 3 | Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких. |
3. | Гласные буквы и звук [j] | 10 | Артикуляционная гимнастика. Различение на слух гласных звуков а, у, о,э ,и, ы с добавлением j. Выделение гласного из начала слова, после согласного и перед другим гласным. Четкое произнесение слогов с ускорением темпа. Выделение ударного гласного в слове. |
4. | Заднеязычные звуки. | 8 | Произнесение двусложных слов со стечениями 2х согласных на границе слога, типа: паук, утка, палка. Четкое произнесение слов со стечением 2х согласных, типа «пта – пту…». Различение на слух закрытых слогов с заданным мягким согласным среди других слогов. Произнесение ряда слов со стечением согласных с ускорением темпа. Произнесение дву- и трехсложных слов типа: сумка, каток, калина. |
| Переднеязычные звуки. | 9 |
5. | Итоговая диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
| ВСЕГО | 34 | |
3 класс
п/п | Разделы коррекционного курса | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
2. | Повторение | 3 | Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких. |
3. | Свистящие звуки | 5 | Произнесение двусложных слов со стечением согласных и вторым закрытым слогом, типа: компот. Произнесение односложных слов со стечениями согласных в начале или конце слова (танк, стул). Произнесение двусложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клетка, сладкий. Произнесение трехсложных слов, типа: телефон, конфета. |
4. | Шипящие звуки. | 11 |
| Аффрикаты | 11 |
5. | Итоговая диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
| ВСЕГО | 34 | |
4 класс
п/п | Разделы коррекционного курса | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
2. | Повторение | 4 | Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких. |
3. | Сонорные | 5 | Произнесение трехсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом, типа: памятник, солдатик. Произнесение четырехсложных слов с открытыми слогами, типа: паутина. Произнесение трехсложных слов с двумя стечениями согласных, типа: клубника, космонавт. Произнесение трехсложных слов разнообразной структуры, в том числе, с тремя стечениями согласных, типа: хрустальный. |
4. | Дифференциация звуков | 8 |
| Слово и предложение | 13 |
5. | Итоговая диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
| ВСЕГО | 34 | |
5 класс
п/п | Разделы коррекционного курса | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
2. | Повторение | 4 | Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких. |
3. | Слово и предложение | 26 | Произнесение слов разнообразной структуры, в том числе, с тремя стечениями согласных, типа: хрустальный. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями. |
4. | Итоговая диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
| ВСЕГО | 34 | |
6 класс
п/п | Разделы коррекционного курса | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
2. | Повторение | 4 | Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, различение речевых и неречевых звуков, гласных-согласных, твердых-мягких, глухих-звонких. Словообразование новых слов. |
3. | Словообразование. | 26 | Произнесение слов разнообразной структуры. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня, приставки, суффикса и окончания. Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями. |
4. | Итоговая диагностика | 2 | Ответы на вопросы учителя. Выкладывание карточек в необходимой последовательности. Показ по картинкам. Рассказ по серии картин. Чтение. |
| ВСЕГО | 34 | |
Описание материально-технического обеспечения
Учебный комплекс
Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с.
Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.
Дидактический комплекс
Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с.
Технические средства обучения
Аудиторная доска
Персональный компьютер – 1 шт.
Принтер
Информационно-коммуникативные средства –
Компьютерный логопедический тренажер «Дэльфа -142».
Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
Индивидуальные зеркала, средства гигиены.
Талицы демонстрационные
Индивидуальные карточки
Набор дисков с коррекционно-развивающими упражнениями и играми
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы встроенные для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенная доска для размещения иллюстративного материала
Тематическое планирование в 1 классе
№ п/п | Темы уроков | Количество часов | Примечание |
Диагностика |
1 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
2 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Подготовительный этап |
3 | Знакомство детей со строением и функциями речевого аппарата. | 1 | |
4 | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. | 1 | |
5 | Развитие фонематического слуха. Различение неречевых звуков. | 1 | |
Гласные звуки |
6 | Звук и буква А. | 1 | |
7 | Звук и буква У. | 1 | |
8 | Звук и буква О. | 1 | |
9 | Звук и буква И. | 1 | |
10 | Звук и буква Ы. | 1 | |
11 | Звук и буква Э. | 1 | |
12 | Дифференциация [а]- [э]. | 1 | |
13 | Дифференциация [о]- [у]. | 1 | |
14 | Дифференциация [ы]- [и]. | 1 | |
Согласные раннего онтогенеза |
15 | Звуки [м], [м׳], буква «М». Проговаривание прямых и обратных слогов. | 1 | |
16 | Различение по мягкости-твердости звуков [м]- [м׳], в устной и письменной речи. | 1 | |
17,18 | Звуки [н], [н׳], буква «Н». Проговаривание прямых и обратных слогов. | 2 | |
19 | Различение [м]-[н] в устной и письменной речи. | 1 | |
20,21 | Звуки [в], [в׳], буква «В». Проговаривание прямых и обратных слогов. | 2 | |
22, | Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». Проговаривание прямых и обратных слогов. | 2 | |
23 | Различение по глухости-звонкости звуков [в]-[ф] в устной и письменной речи. | 1 | |
24,25 | Звуки [б], [б׳], буква «Б». Проговаривание прямых и обратных слогов. | 2 | |
26,27 | Звуки [п], [п׳], буква «П». Проговаривание прямых и обратных слогов. | 2 | |
28 | Различение по глухости-звонкости звуков [в]-[ф] в устной и письменной речи. | 1 | |
29 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
30,31 | Практические упражнения в проговаривании и прописывании двусложных слов с изученными гласными и согласными звуками. | 2 | |
Итоговая диагностика |
32 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
33 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Итого: 33 часа |
Тематическое планирование во 2 классе
№ п/п | Темы уроков | Количество часов | Примечание |
Диагностика |
1 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
2 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Повторение |
3 | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков. | 1 | |
4 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
5 | Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных. | 1 | |
Гласные буквы и звук [j] |
6 | Звук [j], буква «Й». | 1 | |
7 | Гласные «ы – и». | 1 | |
8 | Гласные «а – я». | 1 | |
9 | Гласные «у – ю». | 1 | |
10 | Гласные «о – ё ». | 1 | |
11 | Гласные «э – е». | 1 | |
12 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | 1 | |
13 | Позиции гласных е,ё, ю,я, при которых они дают два звука. | 1 | |
14 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |
15 | Дифференциация [ё]- [е]. | 1 | |
Заднеязычные согласные |
16 | Звуки [к], [к׳], буква «К». Проговаривание прямых и обратных слогов. | 1 | |
17 | Различение по мягкости-твердости звуков [к]- [к׳], в устной и письменной речи. | 1 | |
18,19 | Звуки [г], [г׳], буква «Г». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 2 | |
20 | Различение по глухости-звонкости звуков [г]-[к] в устной и письменной речи. | 1 | |
21,22 | Звуки [х], [х׳], буква «Х». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 2 | |
23 | Различение по глухости-звонкости звуков [г]-[к]-[х] в устной и письменной речи. | 1 | |
Переднеязычные согласные |
24 | Звуки [т], [т׳], буква «Т». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 1 | |
25 | Различение по мягкости-твердости звуков [т]- [т׳], в устной и письменной речи. | 1 | |
26 | Звуки [д], [д׳], буква «Д». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 1 | |
27 | Различение по мягкости-твердости звуков [д]- [д׳], в устной и письменной речи. | 1 | |
28 | Различение по глухости-звонкости звуков [т]-[д] в устной и письменной речи. | 1 | |
29 | Дифференциация переднеязычных и заднеязычных звуков. | 1 | |
30 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
31,32 | Практические упражнения в проговаривании и прописывании двусложных слов со стечением с изученными гласными и согласными звуками. | 2 | |
Итоговая диагностика |
33 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
34 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование в 3 классе
№ п/п | Темы уроков | Количество часов | Примечание |
Диагностика |
1 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
2 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Повторение |
3 | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков. | 1 | |
4 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
5 | Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных. | 1 | |
Свистящие звуки |
6 | Звуки [с], [с׳], буква «С». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 1 | |
7 | Различение по мягкости-твердости звуков [с]- [с׳], в устной и письменной речи. | 1 | |
8 | Звуки [з], [з׳], буква «З». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 1 | |
9 | Различение по мягкости-твердости звуков [з]- [з׳], в устной и письменной речи. | 1 | |
10 | Различение по глухости-звонкости звуков [с]-[з] в устной и письменной речи. | 1 | |
Шипящие звуки |
11,12 | Звуки [ш], буква «Ш». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 2 | |
13,14 | Звуки [ж], буква «Ж». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 2 | |
15 | Различение по глухости-звонкости звуков [ш]-[ж] в устной и письменной речи. | 1 | |
16,17 | Звуки [щ], буква «Щ». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 2 | |
18 | Различение по мягкости-твердости звуков [щ]-[ [ш]-[ж] в устной и письменной речи. | 1 | |
19 | Различение свистящих-шипящих звуков [с]-[ш] в устной и письменной речи. | 1 | |
20 | Различение свистящих-шипящих звуков [з]-[ж] в устной и письменной речи. | 1 | |
21 | Различение свистящих-шипящих звуков в устной и письменной речи. Тренировочные упражнения. | 1 | |
Аффрикаты |
22 | Звуки [ч], буква «Ч». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 1 | |
23 | Звуки [ц], буква «Ц». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 1 | |
24 | Различение по мягкости-твердости звуков [ч]-[ц] в устной и письменной речи. | 1 | |
25 | Различение звуков [ч]-[щ], в устной и письменной речи. | 1 | |
26 | Различение звуков [ч]-[ш], в устной и письменной речи. | 1 | |
27 | Различение звуков [с]-[ц] в устной и письменной речи. | 1 | |
28,29 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков. | 2 | |
30 | Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. | 1 | |
31,32 | Практические упражнения в проговаривании и прописывании двусложных слов со стечением с изученными гласными и согласными звуками. | 2 | |
Итоговая диагностика |
33 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
34 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование в 4 классе
№ п/п | Темы уроков | Количество часов | Примечание |
Диагностика |
1 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
2 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Повторение |
3 | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков. | 1 | |
4 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
5,6 | Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных, свистящих-шипящих. | 2 | |
Сонорные звуки |
7 | Звуки [л], [л׳], буква «Л». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 1 | |
8 | Различение по мягкости-твердости звуков [л]- [л׳], в устной и письменной речи. | 1 | |
9 | Звуки [р], [р׳], буква «Р». Проговаривание прямых и обратных слогов, слогов со стечением. | 1 | |
10 | Различение по мягкости-твердости звуков [р]- [р׳], в устной и письменной речи. | 1 | |
11 | Различение звуков [л]-[р] в устной и письменной речи. | 1 | |
Дифференциация звуков |
12 | Согласный звук «j». | 1 | |
13,14 | Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова. | 2 | |
15 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |
16 | Разделительный твердый знак. | 1 | |
17,18 | Тренировочные упражнения на дифференциацию звуков. | 2 | |
19 | Написание диктанта. | 1 | |
Слово и предложение |
20 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 1 | |
21 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 1 | |
22 | Слово. Смысловое значение слова. | 1 | |
23 | Образные слова и выражения в нашей речи. | 1 | |
24 | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | 1 | |
25 | Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | 1 | |
26 | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | 1 | |
27 | Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | 1 | |
28 | Родственные слова. Корень слова. | 1 | |
29 | Связь слов в предложении. | 1 | |
30 | Работа с деформированными предложениями. | 1 | |
31 | Составление предложений по опорным словам. | 1 | |
32 | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 1 | |
Итоговая диагностика |
33 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
34 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование в 5 классе
№ п/п | Темы уроков | Количество часов | Примечание |
Диагностика |
1 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
2 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Повторение |
3 | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков. | 1 | |
4 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
5,6 | Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных, свистящих-шипящих. | 2 | |
Слово и предложение |
7 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 1 | |
8 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 1 | |
9 | Слово. Смысловое значение слова. | 1 | |
10 | Образные слова и выражения в нашей речи. | 1 | |
11 | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | 1 | |
12 | Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | 1 | |
13 | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | 1 | |
14 | Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | 1 | |
15 | Родственные слова. Корень слова. | 1 | |
16 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | 1 | |
17 | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | 1 | |
18 | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | 1 | |
19 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | 1 | |
20 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. | 1 | |
21 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | 1 | |
22 | Приставки пространственного значения. | 1 | |
23 | Приставки временного значения. | 1 | |
24 | Многозначные приставки. | 1 | |
25 | Связь слов в предложении. | 1 | |
26 | Работа с деформированными предложениями. | 1 | |
27 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 1 | |
28 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |
29 | Составление предложений по опорным словам. | 1 | |
30 | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 1 | |
31 | Составление рассказов из 2-3 предложений. | 1 | |
32 | Работа с деформированным текстом. | 1 | |
Итоговая диагностика |
33 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
34 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование в 6 классе
№ п/п | Темы уроков | Количество часов | Примечание |
Диагностика |
1 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
2 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Повторение |
3 | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие фонематического слуха. Различение речевых и неречевых звуков. | 1 | |
4 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
5,6 | Дифференциация твердых-мягких, глухих-звонких согласных, свистящих-шипящих. | 2 | |
Словообразование и предложение |
7 | Родственные слова. Корень слова. | 1 | |
8 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | 1 | |
9 | Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. | 1 | |
10 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | 1 | |
11 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. | 1 | |
12 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | 1 | |
13 | Разделительный твердый знак. | 1 | |
14 | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | 1 | |
15 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |
16 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
17 | Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. | 1 | |
18 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. | 1 | |
19 | Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. | 1 | |
20 | Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | |
21 | Суффиксы профессий. | 1 | |
22 | Суффикс прилагательных. | 1 | |
23 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | 1 | |
24 | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | 1 | |
25 | Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | 1 | |
26 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. | 1 | |
27 | Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | 1 | |
28 | Употребление имен существительных разного рода. | 1 | |
29 | Употребление имен существительных в косвенных падежах. | 1 | |
30 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | 1 | |
31 | Составление предложений. | 1 | |
32 | Составление рассказов из 2-3 предложений. | 1 | |
Итоговая диагностика |
33 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
34 | Обследование речи обучающихся. | 1 | |
Итого: 34 часа |
27