СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование внеурочная деятельность "Шахматная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование "Шахматная азбука"

Просмотр содержимого документа
«Планирование внеурочная деятельность "Шахматная азбука"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

- СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

г. о. Клин Московская область






УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ-СОШ № 14 ____________/С.В. Базутин/

Приказ от №_____/О «__» «__________» 2018 г.







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

2 в класс


Духовно-нравственное направление







Составитель: Косачева Е. О.,

учитель начальных классов









Клин, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана на основе рабочей программы авторов Волкова Е.И., Прудникова Е.А. «Шахматная азбука». На изучение данного курса отводится - 1 час в неделю (34 часа во втором классе).


Планируемые результаты

Личностные результаты освоения курса «Шахматная азбука» являются:

— отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

  • формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

  • формирование основ шахматной культуры;

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

  • понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

  • этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

  • умение управлять своими эмоциями;

  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты— характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

  • овладение способом структурирования шахматных знаний;

  • овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

  • овладение способом поиска необходимой информации;

  • умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

  • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

  • умение строить логические цепи рассуждений;

  • умение анализировать результат своих действий;

  • умение воспроизводить по память информацию;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

  • находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

  • умение донести свою позицию до других;

  • умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты— характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса.

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении обучающиеся приобретут:

  • знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

  • знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

  • знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

  • умение участвовать в интеллектуально-физкультурной деятельности (интеллектуально-спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках);

  • навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

К концу второго учебного года (второго класса) обучающиеся :

  • овладеют умением видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

  • научатся защищать свои фигуры от нападения и угроз;

  • решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

  • ставить мат одинокому королю ладьей и королем;

  • разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

  • реализовывать большое материальное преимущество.


Содержание программы

1. Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира. Беседа о ТБ. История шахмат: знакомство с творчеством шахматистов-чемпионов мира, ведущих шахматистов.

-познакомятся с целью изучения «Шахматной азбуки»;

-узнают, что такое шахматы, о ведущих шахматистах ;

-научатся слушать учителя, работать парами.

2.Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур (повтор материала за 1-й класс). Повторение.

- повторят названия, ходы, ценность фигур;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

3. Нападение в шахматной партии. Шах. Зашита от шаха. Рокировка(повтор материала за 1-й класс) Повторение.

- повторят нападение в шахматной партии. Шах. Зашита от шаха. Рокировка;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

4.Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1-й класс). Повторение.

- повторят нападение в шахматной партии. Шах. Зашита от шаха. Рокировка;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

5.Защита в шахматной партии. Уход из-под удара, уничтожение атакующей фигуры, защита своей фигурой, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- узнают, что такое защита в шахматной партии.

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

6.Защита в шахматной партии. Перекрытие, контра нападение, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- узнают, что такое защита в шахматной партии.

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

7.Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?». Решение позиций.

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

8.Шахматная комбинация: двойной удар. Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами и пешками. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами и пешками;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

9.Шахматная комбинация: связка. Знакомство с тактическим приёмом «связка», «полная» и «неполная» связки, «давление» на связку. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся с тактическим приёмом «связка», «полная» и «неполная» связки, «давление» на связку;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

10.Конкурс решения позиций. Решение позиций по темам «Связка» и «Двойной удар».

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

11.Ловля фигуры. Знакомство с новым тактическим приемом «ловля фигуры», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся с новым тактическим приемом «ловля фигуры», способами его практического применения;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

12.Сквозной удар. Знакомство с новым тактическим приемом «сквозной удар», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся с новым тактическим приемом «сквозной удар», способами его практического применения;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

13. Мат на последней горизонтали. Слабость последней горизонтали, «форточка», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся со слабостью последней горизонтали;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

14.Конкурс решения позиций. Решение позиций

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

15.Открытый шах. Знакомство с новым тактическим приемом «открытый шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся с новым тактическим приемом «открытый шах», способами его практического применения;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

16.Двойной шах. Знакомство с новым тактическим приемом «двойной шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся с новым тактическим приемом «двойной шах», способами его практического применения;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

17-20.Шахматный турнир. Игровая практика.

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

21.Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. Детский мат, мат Легаля, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся с основами в дебюте, дебютными ловушками;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

22.Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля. Просмотр и анализ коротких партий.

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

23.Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля. Просмотр и анализ коротких партий.

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

24.Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Знакомство с понятием «реализация преимущества», способ реализации преимущества: игра на мат, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся с понятием «реализация преимущества», способ реализации преимущества: игра на мат;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

25.Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Способ реализации преимущества: размен одноименных фигур для увеличения материального перевеса, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- познакомятся со способом реализации преимущества: разменом одноименных фигур для увеличения материального перевеса;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

26.Повторение пройденного материала. Отработка техники матования одинокого короля различными фигурами, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

27Повторение пройденного материала. Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (двойной удар, связка, ловля фигуры).

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

28.Повторение пройденного материала. Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (открытый и двойной шахи, мат по последней горизонтали).

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

29.Конкурс решений. Решение позиций.

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

30-33. Шахматный турнир. Игровая практика.

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

34 Спортивно-шахматный праздник. Решение заданий, игровая практика.

- применять знания на практике;

-ориентироваться в пространстве;

- внимательно слушать учителя; работать парами;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал.









Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Часы учебного времени

1.

Введение в образовательную программу

1

2.

Чемпионы мира

1

3.

Повтор материала за 1 класс

8

4.

Защита

4

5.

Конкурс решения позиций

7

6.

Основы игры в дебюте

4

7.

Основы эндшпиля

4

8.

Игра всеми фигурами из начального положения

4

9.

Итоговое занятие

1


Итого

34

Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Шахматная азбука», 2 класс


Тема урока


Дата

По плану

Фактически

Введение в образовательную программу – 1 час

1

Инструктаж по ТБ. Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале.



Чемпионы мира – 1 час

2

Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира.



Повтор материала за 1 класс – 8 часов

3

Секреты шахматной доски



4

Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ»



5

Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур



6

Нападение в шахматной партии. Шах.



7

Зашита от шаха. Рокировка



8

Мат, пат.



9

Мат одинокому королю королем и ладьей.



10

Мат в 1 ход.



Защита – 4 часа

11.

Защита в шахматной партии



12

Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?».



13

Шахматная комбинация: двойной удар



14

Шахматная комбинация: связка.



Конкурс решения позиций – 7 часов

15

Инструктаж по ТБ. Конкурс решения позиций.



16

Ловля фигуры.



17

Сквозной удар.



18

Мат на последней горизонтали.



19

Конкурс решения позиций.



20

Открытый шах.



21

Двойной шах



Основы игры в дебюте – 4 часа

22

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.



23

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля.



24

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля. Продолжение



25

Дидактические игры «Двойной удар», «Ограничение подвижности»



Основы эндшпиля – 4 часа

26

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества



27

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Продолжение



28

Повторение пройденного материала.



29

Шахматный турнир



Игра всеми фигурами из начального положения – 4 часа

30

Общие положения о том, как начинать шахматную партию



31

Демонстрация коротких партий



32

Игра всеми фигурами из начального положения



33

Дидактические игры «Два хода», «Защита», «Двойной удар»



Итоговое занятие – 1 час

34

Турнир шахматистов