СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит пояснительную записку и тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС.Темы подобраны с учетом программы.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"»





МКОУ Павловская СОШ №2



Рассмотрено на МО

Протокол № ___ от ___________

Руководитель МО

__________________/ Фалева Т.В ./

(ФИО)


Принято на методическом совете

Протокол № ____ от ___________

Зам.директора по УВР ________________/ Мишенева О.Ф ./

(ФИО)


«Утверждено»

Директор МКОУ Павловская СОШ №2

__________________/ Шибаева Л.Д ./

(ФИО)

Приказ № _____ от ______________.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Ступень обучения (класс) _начальное общее образование (2-4 классы),

( 3 А класс)_

Количество часов: 68 часа

Составитель (ли) Тухватуллина С.В.

Программа разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Приказа Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 г.

Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №576 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования.

2. Примерной программы внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского

3. Положения МКОУ ПСОШ №2 о рабочей программе



2017 - 2018 учебный год





I.Пояснительная записка.

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе: примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.Горского. Издательство М."Просвещение" 2014 г.; Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения

В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Цель:

формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Принципы программы:

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты

В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог , устные монологические высказывания , письменные тесты )с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения ; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге ; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции ; умение задавать вопросы.

Предметные результаты обучения.

У четвероклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Основные виды деятельности учащихся:

  • выполнение различных упражнений;

  • оформление газет;

  • участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • творческие работы.

В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:

  • развивающего обучения

  • личностно ориентированного образования

  • моделирующего обучения

  • здоровьесберегающих

  • ИКТ

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.



III.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности

Тема1-2.  Сказочное царство слов.(2ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 3-6 .   Путешествие в страну слов.  (4ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 7-10Чудесные превращения слов.(4ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 11-14.  В гостях у слов родственников. (4ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 15-18.   Добрые слова (4ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 19-20.  Экскурсия в прошлое (2ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 21-24.  Новые слова в  русском языке.(4ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 25-26.  Встреча с зарубежными друзьями.(2ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 27-30.  Синонимы в русском языке (4ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 31-32. Слова-  антонимы  (2ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема 33-34.  Слова- омонимы (2ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 35-36.  Крылатые слова  (2ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 37-40.  В королевстве ошибок. (4ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 41-44.  В стране Сочинителей.(4ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 45-48.  Искусство красноречия. ( 4ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 49-50.  Праздник творчества и игры. (2ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 51-54.  Трудные слова. (4ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 55-58.  Анаграммы и метаграммы.  (4ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 59-62. Шарады и логогрифы (4ч.)

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема 63-64.  Откуда пришли наши имена.(2ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 65-66Занимательное словообразование (2ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 67-68.  КВН по русскому языку. (2ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.


IV.Тематическое планирование.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Фонетика

12

2

Морфемика

12

3

Морфология

12

4

Орфография

20

5

Лексика

12

















Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование (68 ч)

Дата по прграмме

Дата фактич

Тема занятия

Примечание

Количество часов

1-2



Сказочное царство слов .  


2

3-6



Путешествие в страну Слов.


4

7-10



Чудесные превращения слов.


4

11-14



В гостях у слов- родственников.


4

15-18



Добрые слова.


4

19-20



Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.


2

21-24



Новые слова в русском языке.


4

25-26



Встреча с зарубежными друзьями.


2

27-30



Синонимы в русском языке.


4

31-32



Слова- антонимы.


2

33-34



Слова- омонимы.


2

35-36



Крылатые слова.


2

37-40



В королевстве ошибок.


4

41-44



В стране Сочинителей.


4

45-48



Искусство красноречия.


4

49-50



Праздник творчества и игры.


2

51-54



Трудные слова.


4

55-58



Анаграммы и  метаграммы.


4

59-62



Шарады и логогрифы.


4

63-64



Откуда пришли наши имена.


2

65-66



Занимательное слообразование.


2

67-68



КВН по русскому языку.


2




Итого 68 часов















Приложение II


  1. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2008 г.

  2. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2011 г.

  3. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2011 г.

  4. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2009 г.

  5. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2011 г

  6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2012 г

Тетради

  • Файлы с заданиями