7 класс технологии урок 2 дата
Тема
Пластики и керамика. Пластики и керамика как материалы, альтернативные металлам. Область применения пластмасс, керамики, биокерамики. Экологические проблемы утилизации отходов пластмасс.
Практическая работа:изучение проблемы твердых бытовых отходов.
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с технологическими процессами несложных металлических и пластмассовых деталей;
2. Научить учащихся формулировать и записывать последовательность технологического процесса изготовления простой детали из металла или из пластмассы;
3. Развивать технологическое мышление, навыки планирования трудовой деятельности;
4. Делать выводы, обобщать.
Предметные: получение информации о технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов;
Метапредметные:
регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение работать индивидуально и в группе; вести сотрудничество с учителем и сверстниками
познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: воспитание ответственности за результаты своей деятельности, развитие трудолюбия и бережного отношение к имуществу
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой.
Ход урока
О чем мы говорили на прошлом уроке. Задание?
Порошковая металлургия не стоит на месте, развивается, появляются новые материалы: Металлокера́мика, Твердые сплавы, Пористый металл
Керамика — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира.
В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.
Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных. От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых на основе самых последних достижений современной науки; от грубого кирпича до тонкого прозрачного фарфора - таков путь развития керамики.
Видео «Гончарное дело»
Пластмассы (пластические массы) или пластики — органические материалы, основой которых являются синтетические или природные высокомолекулярные соединения (полимеры).
Название «пластмассы» означает, что эти материалы под действием нагревания и давления способны формироваться и сохранять заданную форму после охлаждения или отвердения.
История. Первая пластмасса была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году. Развитие пластмасс началось с использования природных пластических материалов (жевательной резинки, шеллака).
Какими свойствами обладают пластмасс?
Типы пластмасс. В зависимости от природы полимера и характера его перехода из вязкотекучего в стеклообразное состояние при формовании изделий пластмассы делят на:
• Термопласты (термопластичные пластмассы) — при нагреве расплавляются, а при охлаждении возвращаются в исходное состояние;
• Реактопласты (термореактивные пластмассы) - После отверждения не могут переходить в вязкотекучее состояние.
• Также газонаполненные пластмассы — вспененные пластические массы, обладающие малой плотностью.
• Углеродное волокно — материал, состоящий из тонких нитей. Углеродное волокно... чудесный полимер... прочнее стали, но гораздо легче его.
Как вы думаете, каким способом можно соединить пластмасс между собой?
Пластиковые отходы должны перерабатываться - почему?
3.Проблема отходов
В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
увеличение количества упаковки; повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
«Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух. Дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов; это приводит к загрязнению и заражению открытых водоемов и грунтовых вод. Сейчас известны способы уничтожения бытового мусора, не представляющие серьезной угрозы для окружающей среды.
Наибольшее распространение получили три способа ликвидации мусора:
устройство специально оборудованных свалок;компостирование мусора; утилизация на мусороперерабатывающих заводах
Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в случае бытовых отходов немногим более половины мусора. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.
Каждый из нас ежедневно пользуется множеством вещей, которые после их использования также становятся спецотходами, например батарейки; неиспользованные медикаменты; остатки химических средств защиты растений (ядохимикатов); остатки красок, лаков, антикоррозионных средств и клеев; остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);остатки средств бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью);
ртутные термометры.
Видео «Утилизация мусора»
Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
Следует упомянуть о проблеме утилизации скопившихся в каждой стране огромных количеств изношенных автопокрышек. Перерабатывая их до так называемого дисперсного состояния (в резиновую крошку с размерами частиц от 0,63 до 5 мм), можно не только ликвидировать горы покрышек, но и изготавливать из них различные резиновые изделия. Среди них такие, как гидротермоизоляционные блоки, используемые в строительстве.
Довольно остро в последнее время стоит проблема утилизации отработанных люминесцентных ламп, широко используемых для освещения учреждений, в частности, школ.
Физминутка
Пр.р. изучение проблемы твердых бытовых отходов.
Просмотр видеоматериала
Составление вариантов решения проблем твердых бытовых отходов
Вопросы и задания
1.Назовите основные причины возникновения проблемы отходов
2.Какие в настоящее время существуют способы ликвидации бытовых отходов (мусора)?
3.Какие вещества относятся к спецотходам?
4.Приведите примеры вещей, являющихся спецотходами
Д.з
Повторить изученный материал.