Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
Поворинский филиал «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 02 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СБОРКЕ И РЕМОНТУ АГРЕГАТОВ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ
по профессии СПО
35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Поворино
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013 г. №703, зарегистрированным в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. №29697, (приказом №389 от 09.04.2015 года Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования») и на основании решения педагогического совета от «29»августа 2018 года, протокол № 1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Поворинский транспортный техникум»
Разработчики:
Смирнов Евгений Генадьевич преподаватель
Программа рассмотрена на заседании методической комиссии общепрофессиональных и профессиональных дисциплин «29»августа 2018 года, протокол № 1.
Председатель МК Ларина Г.А.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | - |
результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | - |
| |
СТРУКТУРА и содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | - |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | - |
| |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) профессии СПО35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного паркав части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение работ по сборке и ремонту агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Собирать и устанавливать агрегаты и сборочные единицы тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин стационарно и в полевых условиях.
ПК 2.2. Выполнять наладку и регулирование агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 2.3. Выполнять плановое, ресурсное (перед отправкой в ремонт) и заявочное диагностирование автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и агрегатируемого оборудования.
ПК 2.4. Проводить ремонт агрегатов и сборочных единиц тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
Выполнение работ по сборке и ремонту агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
регулировки, монтажа, сборки и ремонта агрегатов и сборочных единиц автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;
уметь:
осуществлять разборку и сборку агрегатов и сборочных единиц автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;
монтировать и регулировать узлы и механизмы автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;
проводить испытания узлов и механизмов автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, контрольно-измерительной аппаратуры, пультов, приборов и другого сельскохозяйственного оборудования;
выявлять и устранять дефекты при проверке во время эксплуатации и в процессе ремонта автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин с прицепными и навесными устройствами;
осуществлять контроль за сохранностью и техническим состоянием автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов; составлять дефектовочные ведомости на ремонт оборудования;
знать:
назначение и оснащение стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта;
порядок и правила проведения операций по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных машин и их сборочных единиц;
порядок и правила использования средств технического обслуживания и ремонта; условия регулировки агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственной техники в стационарных и полевых условиях; требования экологической безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 564 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 194 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 130 часов;
самостоятельной работы обучающегося–40 часов;
учебной и практики –234 часа.
производственной практики - 180 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности мастер-наладчик по техническому обслуживанию и ремонту МТП, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Собирать и устанавливать агрегаты и сборочные единицы тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин стационарно и в полевых условиях. |
ПК 2.2. | Выполнять наладку и регулирование агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования. |
ПК 2.3. | Выполнять плановое, ресурсное (перед отправкой в ремонт) и заявочное диагностирование автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и агрегатируемого оборудования. |
ПК 2.4. | Проводить ремонт агрегатов и сборочных единиц тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определяемых руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 | Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности |
ОК 8 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний |
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 2.1. | Раздел 1 Установка агрегатов и сборочных единиц тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин стационарно и в полевых условиях. | 138 | 30 | 10 | 12 | 60 | 36 |
ПК 2.2 | Раздел 2 Наладка и регулировка агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования | 128 | 30 | 10 | 14 | 48 | 36 |
ПК 2.3 | Раздел 3 Диагностирование автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и агрегатируемого оборудования. | 101 | 35 | 15 | 12 | 24 | 30 |
ПК 2.4 | Раздел 4 Ремонт агрегатов и сборочных единиц тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин. | 227 | 35 | 15 | 12 | 102 | 78 |
| Учебная практика | 234 | | 234 | |
| Производственная практика | 180 | | 180 |
| Всего: | 561 | 130 | 50 | 50 | 234 | 180 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная |
Всего, часов | в т.ч. лаборатор ные работы и практиче ские занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1. | Раздел 1Собиратьи устанавливать агрегаты и сборочные единицы тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин стационарно и в полевых условиях. | 132 | 24 | 12 | | 12 | | 60 | 36 |
ПК 2.2 | Раздел 2Выполнять наладку и регулирование агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования | 120 | 22 | 10 | | 14 | | 48 | 36 |
ПК 2.3 | Раздел 3Выполнять плановое, ресурсное (перед отправкой в ремонт) и заявочное диагностирование автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и агрегатируемого оборудования. | 90 | 24 | 12 | | 12 | | 24 | 30 |
ПК 2.4 | Раздел 4Проводить ремонт агрегатов и сборочных единиц тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин. | 219 | 27 | 16 | | 12 | | 102 | 78 |
| Производственная практика | 180 | | | 180 |
| Учебная практика | 234 | | 234 | |
| Всего: | 561 | 97 | 50 | * | 50 | * | 234 | 180 |
3.2. Содержание профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля | Содержание учебного материала, | Объем часов |
Раздел 1Собирать и устанавливать агрегаты и сборочные единицы тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин стационарно и в полевых условиях. | 30 |
Сборка и установка агрегатов и сборочных единиц | Содержание | 20 |
Средства технического обслуживания и ремонта тракторов | |
Средства технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники | |
Агрегаты и сборочные единицы тракторов | |
Агрегаты и сборочные единицы самоходных машин | |
Практические занятия Установка ТНВД на двигатель А-41 Установка генератора на трактор МТЗ – 80 Снятие и установка головки блока цилиндров двигателя А-41 Установка ПД-10УД | 10 |
Самостоятельная работа Стационарные и передвижные средства технического обслуживания и ремонта. Составление плана-графика технического обслуживания на месяц. Составление инструкционной карты по ремонту сельскохозяйственной техники. | 10 |
Раздел 2. Выполнять наладку и регулирование агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования | 30 |
| Содержание | 20 |
Наладка и регулировка агрегатов и сборочных единиц | Общие сведения о тракторах и сельскохозяйственных машинах. | |
Устройство двигателей тракторов, комбайнов. | |
Шасси тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. | |
Электрооборудование тракторов, комбайнов. | |
Практические занятия Регулировка зажигания пускового двигателя ПД -10УД Регулировка карбюратора пускового двигателя ПД -10УД Разборка и сборка двигателя А-41 Регулировка плуга ПЛН 4.35 Регулировка мотовило с приводом Регулировка клапанов механизма газораспределения двигателя А-41 | 10 |
Самостоятельная работа Составить алгоритм сборки разборки двигателя А-41 Составить алгоритм сборки разборки пускового двигателя ПД -10УД Составить алгоритм регулировки механизма газораспределения двигателя А-41 | 10 |
Раздел 3. Выполнять плановое, ресурсное (перед отправкой в ремонт) и заявочное диагностирование тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и агрегатируемого оборудования. | 35 |
Диагностика транспортного средства | Содержание | 20 |
Техническое обслуживание при помощи стационарных средствтехнического обслуживания. | |
Техническое обслуживание агрегатов. | |
Диагностика тракторов | |
Диагностика комбайнов | |
Диагностика агрегатируемого оборудования | |
Практические занятия Диагностирование тракторов МТЗ-80,ДТ-75,Т-150 Диагностирование комбайна Дон-1500 Диагностированиеагрегатируемого оборудования Измерение давления масла в главной магистрали дизеля Д-243 Проверка давления в шинах трактора МТЗ-80 | 15 |
Самостоятельная работа Изучение приборов для диагностирования двигателя: компрессиометр, газоанализатор, стетоскоп Алгоритм для диагностирования дизеля для установления причин снижения мощности Проверка работы термостата системы охлаждения двигателя | 10 |
Раздел 4. Проводить ремонт агрегатов и сборочных единиц тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин | 35 |
Восстановление и ремонт сельскохозяйственных машин | Содержание | 20 |
Технология ремонта. | |
Ремонт, сборка, наладка и регулирование агрегатов и сборочных едиництракторов. | |
Ремонт, сборка, наладка и регулирование агрегатов и сборочных единиц самоходных и других сельскохозяйственных машин, | |
Ремонт, сборка, наладка и регулирование оборудования животноводческихферм и комплексов. | |
Экологическая безопасность при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники. | |
Практические занятия Ремонт заднего моста колёсного трактора Ремонт коробки перемен передач Ремонт рулевого управления Ремонт тормозной системы Ремонт механизмаповорота гусеничного трактора | 15 |
Самостоятельная работа Составление диффектовочной ведомости ремонта двигателя Д-243 Составление технологическая карты по сборке и разборке двигателя Д-243 Составление технологическая карты по сборке и разборке оборудования животноводческих ферм. | 10 |
| Экзамен | |
| максимальная учебная нагрузка | 194 |
| самостоятельная работа | 40 |
| аудиторная учебная нагрузка | 130 |
| В том числе: | |
| лабораторные/практические занятия | 50 |
| |
| |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов: «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования»; мастерских: «Пункт технического обслуживания»; лабораторий: «Тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин», «Технических испытаний и качества работ по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники»; Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: - комплект учебно-методической документации; - наглядные пособия (плакаты, схемы, макеты). Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: - агрегаты, сборочные единицы тракторов и сельскохозяйственных машин; - комплект, инструментов, приспособлений; - комплект бланков технологической документации; - комплект учебно-методической документации; - наглядные пособия (плакаты, макеты). Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - агрегаты, сборочные единицы тракторов и сельскохозяйственных машин; - комплект инструментов, приспособлений; - комплект бланков технологической документации; - комплект учебно-методической документации; - наглядные пособия (плакаты, макеты). Тренажеры, тренажерные комплексы: электрифицированный стенд для обнаружения неисправностей электрооборудования сельскохозяйственных машин и оборудования. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Курчаткин В.В. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. – М: Академия, 2010. – 464с. Родичев В.А. Тракторы Учебник: Издательский центр Академия ИРПО 2008.- 288 с. Гладков Г.И., Петренко А.М. Тракторы: Устройство и техническое обслуживание: учебное пособие: Издательский центр Академия 2009.- 256с. Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины: учебник: Издательский центр Академия 2006.- 264 с. Электронные учебники: Практикум слесаря по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин в двух частях; Электронное учебное пособие «Ремонт и обслуживание тракторов»; Практикум автомехаников по ремонту автомобилей в двух частях Интернет ресурсы: http://fictionbook.ru fermer.ru 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий -1 академический час (45 минут). 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: Мастера: должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза 3 года. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | Собирать и устанавливать агрегаты и сборочные единицы тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин стационарно и в полевых условиях | Выполнение разборочных и сборочных работ на тракторах и самоходных сельскохозяйственных машин и оборудовании в соответствии с технологическими картами и требованиями по охране труда | Экспертная оценка выполнения практического задания | Выполнять наладку и регулирования агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования | Выполнение работ по наладке и регулировке узлов, механизмов автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм в соответствии с технологическими картами | Экспертная оценка выполнения практического задания | Выполнять плановое, ресурсное и заявочное диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и агрегатируемого оборудования | Выполнение диагностирования, выявление причин обнаруженных неисправностей в соответствии с и технологическими картами | Экспертная оценка выполнения практического задания | Проводить ремонт агрегатов и сборочных единиц тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин | Выполнение работ по ремонту, выявление и устранение дефектов при проверке во время эксплуатации и в процессе ремонта автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин в соответствии с требованиями по охране труда и технологическими картами. | Экспертная оценка выполнения практического задания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. | Наблюдение и оценка достижений за выполнением практических заданий, внеурочной деятельности | Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | Наблюдение и оценка достижений за выполнением практических заданий | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Демонстрация умения по выполнению анализа рабочей ситуации, осуществлению текущего и итогового контроля, оценку и коррекцию собственной деятельности, несение ответственности за результаты своей работы. | Наблюдение и оценка достижений в ходе выполнения заданий на практических занятиях, учебной и производственной практике | Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач. | Осуществления поиска информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Наблюдение и оценка достижений за выполнением практических заданий, внеаудиторной самостоятельной работы | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Использование информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Наблюдение и оценка достижений в ходе выполнения заданий на практических занятиях, учебной и производственной практике, внеаудиторной самостоятельной работы | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством и клиентами. | Наблюдение и оценка достижений за выполнением практических заданий | Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | Организация собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | Наблюдение и оценка достижений за выполнением практических заданий внеурочной деятельности | Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Использование воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний. | Наблюдение и оценка достижений за выполнением практических заданий внеурочной деятельности, военных сборах | |