СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поле чудес для учащихся 8-11-х классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие "Поле чудес" по математике для учащихся 8-11-х классов

Просмотр содержимого документа
«Поле чудес для учащихся 8-11-х классов»

ВЕЧЕР «ПОЛЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЧУДЕС»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 – 11 КЛАССОВ.

Цель: Развитие эрудиции, интеллекта, речи и памяти обучающихся. Привитие интереса к предмету, формирование коммуникативных навыков и волевых качеств личности.

Игра проводится вечером, чтобы не быть ограниченной временными рамками. На игру приглашаются все желающие: ученики всех классов, педагоги и родители. После окончания игры можно провести дискотеку, что решит вопрос досуга старшеклассников. Это особенно актуально для нашей сельской школы, где школа – единственный культурный центр и вечерами детям некуда пойти. Тройки игроков можно определять заранее, а можно непосредственно в зале путем проведения легких конкурсов. В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, педагогу, родителям или ведущему. Форма привета – песня, стихотворение, дружеский шарж и т.д. Если участник отгадывает три буквы, то он имеет право на одну из двух шкатулок: одна – пустая, а в другой – сладкий приз (шоколадка). Под музыку на сцену выходят участники, который представляет ведущий (фамилия, имя, класс, хобби, успехи в учении и увлечения и т.д.)

ИГРА ПЕРВОЙ ТРОЙКИ.

Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…» В 1700 г. Петром 1 он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый учебник по математике и навигации для школы. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его «вратами учености». В знак признания достоинств этого математика Петр 1 пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо. Назовите фамилию этого великого математика. (Ответ: Магницкий Л.Ф.)

В ходе вращения барабана могут выпасть: «П»- приз; «+»- очки удваиваются; «МП»- математическая помощь (за помощью игрок может обратиться к зрителям или позвонить по телефону), «Б»- банкрот. В случае выпадения сектора «П», ассистент выносит на сцену ящик, в котором находится приз: фотоальбом, книга с кроссвордами, авторучка, математические чертежные инструменты и так далее.

ИГРА ВТОРОЙ ТРОЙКИ.

Ведущий читает стихотворение С. Боброва «Про число «пи»- 3, 1415926…»

Гордый Рим протрубил победу

Над твердыней Сиракуз,

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,

Оказать старинке честь,

Чтобы нам не ошибаться,

Чтоб окружность верно счесть.

Надо только постараться

И запомнить всё как есть:

Три –четырнадцать – пятнадцать –

Девяносто два и шесть!

Несколько интересных сведений. Куда бы ни обратили свой взор, мы видим «проворное и трудолюбивое» число π : оно заключено и в самом простом колёсике, и в самой сложной автоматической машине. Французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашёл значение числа π с девятью десятичными знаками. Голландский математик Лудольф Ван Цайлен через 200 лет получил для числа π 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь). Вычисление точного значения во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлекал за собой сотни, если не тысячи, несчастных математиков, затративших бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить задачу, не поддававшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие. А кто же явился автором обозначения числа π? Он же впервые применил двоеточие для обозначения действия деления. (Ответ: Джонс.)


ИГРА ТРЕТЬЕЙ ТРОЙКИ.

Ведущий читает стихотворение С.Шестакова.

Опять ужасная. Опять в журнале будет двойка.

Слеза стекает на тетрадь. Нет сил держаться стойко.

Несчастный класс сидит в тоске, от горя чуть не плачет.

А на доске, а на доске ужасные задачи!

Их целых пять. Их даже шесть! Они страшней прививки.

Они мешают спать и есть, пить кефир и сливки.

Как час расплаты настаёт, такая вот работа.

Холодный прошибает пот, в глазах круги без счёта.

А за столом, пугая всех, грозя кнутом и ссылкой,

Сидит ужасный человек с язвительной улыбкой.

Суров, неумолим и тих, внушая страх и трепет,

Он соберет работы их и всем по двойке влепит!

И греет лишь одно сердца учеников несчастных:

Что две минуты до конца мучений их ужасных,

Что прозвенит звонок опять – луч света в школьном царстве,

И можно вновь спокойно спать, забыв о дне ужасном!

О чём идет речь в стихотворении? Другими словами ответьте на вопрос: «Проверка учеников на выживание – что это?» (Ответ: контрольная)

ФИНАЛЬНАЯ ИГРА.

Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ, рассказывал, что этот учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоящая рядом женщина, посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит…» Древнегреческий учёный Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал одно солнечное затмение. Был причислен группе «семи мудрецов». Кто этот учёный? (Ответ: Фалес)

СУПЕРИГРА.

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучьях аккордов в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве. И является условием правильного наглядного и красивого построения или изображения. Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена знаменитым немецким математиком 17 века Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19 предложении 7 книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в наше время. О каком математическом понятии идёт речь? (Ответ: пропорция)

Жюри подводит итоги игры. Награждаются победители и все участники. Вечер заканчивается словами ведущего: «Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел сегодня интересно. Это не последняя наша встреча. Приглашаю всех принимать активное участие в работе!»

Активизации познавательной деятельности обучающихся, их заинтересованности математикой способствуют внеклассные театрализованные представления. Их можно планировать и проводить после изучения конкретных больших тем или как внеклассные мероприятия во время математических недель, декад. Например, для обучающихся 8-9 классов можно провести мероприятие «Геометрический съезд». Проводить его лучше после того, как в 8 классе изучены четырёхугольники. Для инсценировок учащиеся приготовили очень простые костюмы: мальчики были в темных костюмах, белых рубашках с бабочками, а девочки – в темных юбках и белых блузках с чёрными бабочками (можно вместо бабочек повязать одинаковые шарфики и ленточки – всё зависит от фантазии организатора). В руках участников представления фигуры, которых они представляют. Шар – председатель съезда, на его голове – корона, цилиндр – секретарь, на его голове черный цилиндр.