СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и закрепление изученного по разделу «Внетабличное деление и умножение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики для 3 класса по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Повторение и закрепление изученного по разделу «Внетабличное деление и умножение»»

Урок математики (УМК «Школа России»)

Класс:3

Тема: Повторение и закрепление изученного по разделу «Внетабличное деление и умножение»

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цель: коррекция и тренинг изученных понятий и алгоритмов.

Задачи:

  • образовательные: закреплять умножение и деление двузначного числа на однозначное, деление двузначного числа на двузначное способом подбора; совершенствовать вычислительные навыки, повторить и закрепить способы решения задач.

  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в парах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности: закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

  • воспитательные: воспитывать доброжелательность, интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность, любознательность, готовность к взаимовыручке.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить полученные знания детей по изученной теме; совершенствовать устные вычислительные навыки, умение решать задачи; закрепить знания взаимосвязи компонентов действий; повторить особые случаи деления и умножения; развивать логическое мышление.

Метапредметные:

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие с поставленной задачей, контролировать и оценивать свои действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе, уметь выполнять взаимопроверку, формировать своё мнение; уметь выполнять работу в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками, развивать самостоятельность, внимание, умение наблюдать и делать выводы, формировать интерес к учебной деятельности, понимание роли математики в жизни человека.

Оборудование: компьютер, проектор, ИД, презентация, карточки для работы в парах, индивидуальные карточки по уровням.


Этапы

урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД


1. Мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

2 мин











Прозвенел уже звонок

начинаем наш урок. (Слайд 1)


Мы будем на уроке думать.

Мы будем рассуждать, считать.

Мы будем хорошо работать

И друг другу помогать.


Я желаю вам удачи!

За работу, в добрый час!


-Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 2)

1.Минутка чистописания 25

-Что мы знаем о числе?

Слушают, настраиваются на предстоящую работу








Проверяют свою готовность к уроку.


Записывают число и классная работа.

Рассказывают о числе 25.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

2. Актуализации и пробного учебного действия

8-10 мин











-Чтобы определить тему урока вам помогут мои вопросы?

1) Мать учения – это … (Повторение)

2) Случаи умножения и деления, которых нет в таблице, называются … (Внетабличными)

3) Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых … (Умножением)

4) Противоположное действие умножению … (Деление)


Тема: «Повторение внетабличных случаев умножения и деления» (Слайд 3)

- Поставьте от данной темы цели – чему мы будем учиться?

- Какая у нас цель урока?

Устный счет

1.Математическая разминка (тренажер на ИД)

2. Работа по карточкам (в парах)

(Повторение правил работы в парах).

- Сейчас вам нужно будет расшифровать слово, с которым будет связана наша работа на уроке. Работаем с карточками

1. Быстро и внимательно считаем.

Игра «Расшифруй» (Слайд 4)

40•2=..а 7•6=...у

72:8=...р 60:3=...м

18•3=...ш 8•8=...к

70:10=...к 56:7=...о

- Что такое кормушка? Почему мы их мастерим зимой?

(об акции в школе)

3. - Следующее задание называется «Мастерим кормушку» (Слайд 5)

(Работа в парах с использованием карточек)

- Из предложенных чертежей вам нужно выбрать тот, в котором есть фигуры: прямоугольник, треугольник, окружность со следующими данными

S прям. =35 кв. см

P треуг. = 21см

R окр. = 2см

Работаем с карточками № 2.

Попробуем по выбранному чертежу смастерить кормушку

- Какая из 3 кормушек получается?(2)

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель урок, принимают учебную задачу










- Решать примеры на внетабличное умножение и деление, задачи.





Расставляют ответы в таблице в порядке возрастания и соотносят с буквами.

7

8

9

20

42

54

64

80

к

о

р

м

у

ш

к

а







- Кормушка — это домик для птиц, в который мы насыпаем корм, чтобы подкормить птиц зимой. Зимой очень трудно достать корм из-под снега, а от сильного холода голодные птицы погибают.

В Севастополе около 30 видов зимующих птиц.

Мигрирующие: свиристели, лебедь, серая утка

Оседлые: синицы, воробьи, дятлы, сороки, воробьи, вороны


Работа в парах. Учащиеся по размерам геометрических фигур и находят нужный чертеж

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Познавательные:

- умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы.
Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;







3. Локализация индивидуальных затруднений

6-7 ми

 





 1. – Кормушка есть – надо угощения, а для этого нам необходимо выполнить некоторые расчеты-вычисления.

- На всех уроках нам помогали схемы. Вспомните эти схемы: (Слайд 6)


Схема 1. ∙ = +

( Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно умножить десятки, а потом единицы. Полученные результаты сложить.)

- Схему мы вспомнили, а теперь запишите примеры в тетрадь и вычислите!

12 ∙ 6 = 17 ∙ 4=

32 ∙ 3= 19 ∙ 5=

Самопроверка. Если правильно решили примеры, то узнаем какие угощения

для птиц у нас есть. (Слайд 7)








Комментируют схему

Слушают, высказывают своё мнение






Выполняют вычисления

Регулятивные:

-целеполагание; умение высказывать свое предположение, формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:

- построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;


Физминутка

2 мин

Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку.


Выполняют физминутку.

Коммуникативные:

-адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.



 4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений

2-3 мин

При решении каких примеров (на умножение или деление) вы испытывали трудности?

1.

Схема2. : = + (Слайд 8)(Чтобы разделить двузначное число на однозначное, нужно разделить десятки, а потом единицы. Полученные результаты сложить.)







Схема 3. : = + (Слайд 9)

(Если количество десятков в делимом не делятся на число, нужно разложить делимое на два удобных слагаемых и разделить оба числа. Полученные результаты сложить.)

= •

Схема 4. : = (Слайд 10)

(Чтобы разделить двузначное число на двузначное, нужно подобрать однозначное число в частном, которое при умножении на делитель в результате даст делимое.)

Комментируют схемы

Слушают, высказывают своё мнение.

























Регулятивные:

- ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

5. Реализация построенного проекта

4-5 мин

- Угощение для птиц есть, нам осталось ждать гостей.

Для этого мы должны выполнять все задания быстро и без ошибок и к нам обязательно прилетят птицы.


1.Работа по карточкам №3. Записать примеры в тетрадь и вычислить: (Слайд 11)

48:4= 85:5=

39:3= 72:4=

96:3= 96:2=

82:2= 64:16=

- За хорошо выполненную работу на ваше угощение прилетели первые гости. Это синички.

(Слайд 12)






Учащиеся записывают вычисления в тетрадь.





Ученица рассказывает интересные факты о синицах.

1. Название "синица" произошло не от синевы оперения этих птиц. А имя своё птицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!" Охотнее всего синицы берут с кормушек семена подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало


Регулятивные:

- выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;


6. Обобщение затруднений

3-5 мин













- Попробуем выполнить решение задачи и закрепить наше умение делить и умножать двузначное число на однозначное.

Задача: Третьеклассники собрали для питомника ягоды рябины. Девочки собрали 40 кг ягод, а мальчики 32 кг. Все это они упаковали в пакеты, по 6кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?

(Слайд 13)

- Кто решил другим способом задачу?


- Молодцы, справились с задачей и к вам новые гости на рябину.

(Слайд 14)


Учащиеся читают задачу. Выясняют, что известно, что неизвестно. Выбирают математическое действие для решения задачи.

Ученик рассказывает интересные сведения о свиристелях.

- Почему свиристели, поев зимой рябины, падают в обморок?

Есть мнение, что наглотавшись холодных ягод, у птиц случается переохлаждение и они падают в обморок, но как только ягоды оттаивают в зобу у птицы, свиристель приходит в себя.


Регулятивные:

-постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее решения.

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4-5 мин

Самостоятельная работа по карточки по уровням. (Слайд 15)

- Перед вами карточки с заданиями.

-СИНИЙ – 1 уровень (легкий вариант), ЖЕЛТЫЙ – 2 уровень (посложнее), а ЗЕЛЕНЫЙ – 3 уровень (еще сложнее). Выберете карточку с тем заданием, которое вы сможете выполнить.

1 уровень:

13•2= 69:5=

24•3= 24:2=

45•2= 84:6=

70:2= 90:5=

2 уровень:

16•4= 84:7= В2 15•4= 70:5=

60:4= 87:3= 19•3= 78:6=

27•3= 91:7= 48:4= 51:3=

84:4= 99:11= 6• 13= 99:33=

Дополнительно:

Х:6=14 х:15=6

3 уровень:

16•5= 30:15=

64:4= 75:25=

25•4= 90:15=

60:5= 85:17=

Дополнительно:

96 : Х =24

- Вот и новые гости на вашей кормушке. Это воробьи.(Слайд 16)

Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления, а затем контролируют себя по эталону.

Выполняют самооценку выполненной работы.






Ученик рассказывает интересные сведения о воробьях.

3. Жизненный цикл воробья имеет небольшую протяженность, хотя отмечались случаи и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму от голода и холода. Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формулировать познавательную цель отдельного задания.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.


8. Включение в систему знаний и повторения

2-3 мин


 

 - Подведем итоги урока. Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей?

Игра «Найди ошибку» (ошибки, допущенные в самостоятельной работе)

-Мы не только справились с заданиями, но еще и помогли птицам.

«Помочь птицам-долг каждого»

(Слайд 17)


Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
 




Ученица читает стихотворение.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Регулятивные:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

9. Рефлексия деятельности на уроке

2-3 мин


- Оцени свою работу на уроке. (Слайд 18)

- В заключении мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью и тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звездами.

1 Если было интересно на уроке и все получилось - возьмите ЖЁЛТУЮ

( самую яркую) звезду.

2. Если иногда были сомнения , трудности- розовую звезду.

3. Нужно повторить правила и в следующий раз получится!– синюю звезду.

(Оценки за работу на уроке, работа по карточкам, за самостоятельную работу.)


Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Всем пригодились!


(Слайд 19)

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Этап разъяснения домашнего задания

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

НА ДОСКЕ

Стр.21№1 (1,2столбики), №3

Объяснение.

Записывают задание на дом, задают вопросы



Карточка №1

Реши и расшифруй:

40•2=.. а 7•6=... у

72:8=... р 60:3=... м

18•3=... ш 8•8=... к

70:10=... к 56:7=... о

Расставьте ответы в таблице в порядке возрастания и соотнесите с буквами.



















Карточка №1

Реши и расшифруй:

40•2=.. а 7•6=... у

72:8=... р 60:3=... м

18•3=... ш 8•8=... к

70:10=... к 56:7=... о

Расставьте ответы в таблице в порядке возрастания и соотнесите с буквами.



















Карточка №1

Реши и расшифруй:

40•2=.. а 7•6=... у

72:8=... р 60:3=... м

18•3=... ш 8•8=... к

70:10=... к 56:7=... о

Расставьте ответы в таблице в порядке возрастания и соотнесите с буквами.



















Карточка №1

Реши и расшифруй:

40•2=.. а 7•6=... у

72:8=... р 60:3=... м

18•3=... ш 8•8=... к

70:10=... к 56:7=... о

Расставьте ответы в таблице в порядке возрастания и соотнесите с буквами.



















Карточка №1

Реши и расшифруй:

40•2=.. а 7•6=... у

72:8=... р 60:3=... м

18•3=... ш 8•8=... к

70:10=... к 56:7=... о

Расставьте ответы в таблице в порядке возрастания и соотнесите с буквами.



















Карточка №1

Реши и расшифруй:

40•2=.. а 7•6=... у

72:8=... р 60:3=... м

18•3=... ш 8•8=... к

70:10=... к 56:7=... о

Расставьте ответы в таблице в порядке возрастания и соотнесите с буквами.




























Карточка №2

1. 6 см

1 см

6 см

2. 7 см

5 см

Радиус

2 см

7 см

3. 4см

Рисунок 1

3см

Радиус

5 см




Карточка №2

1. 6 см

1 см

6 см

2. 7 см

5 см

Радиус

2 см

7 см

3. 4см

Рисунок 2

3см

Радиус

5 см