ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, рубежный и итоговый.
Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Наиболее трудным для модернизации звеном общеобразовательной школы является основная школа, где наблюдается многопредметность, наибольшая перегруженность, снижение учебной мотивации, низкий уровень практической и деятельностной подготовки учащихся. Необходимость повышения качества образовательного процесса в школе вызвала к жизни появление и внедрение в учебный процесс современных технологий, основой которых является интеграция учебных предметов.
Американский педагог Лоренс Питер – «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем».
А кое-что старое – это проблемный метод обучения учащихся на уроке. Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознана практиками.
На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала. И для меня важнейшим показателем профессионализма является такая формулировка педагогического кредо: «Не давать информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания».
Везде ли и всем ли нужно проблемное обучение?
Да, везде и всем! И начальной школе, и средней школе и старшему звену. Эта технология для каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает и в каком классе.
Преемственность обучения физике я проследила на примере ведения созданного мною пропедевтического курса исследования по физике в рамках курса «Окружающий мир» (1-4 классы)
Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания имеет большое значение, так как позволяет обеспечить поисковую ориентацию обучающихся, направленную на творческое развитие личности, накопление ребятами достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания. В ходе реализации исследовательского метода в процессе познания окружающего мира младшие школьники овладевают практическими умениями и навыками, выявляя характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Ценность опытов заключается в том, что их проведение способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинных связей.
Семи - восьмилетние дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.
Пример: урок – исследование «Невидимая сила»
Технологии:
Технология проблемного диалога, оценивание учебных успехов.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир. Человек и природа» 4 класс ВахрушевА.А., компьютер на рабочем месте учителя, медиапроектор , экран, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска, Интернет.
Актуализация знаний (проблемная ситуация)
- Из чего состоят все тела?
- Какие самые мелкие частицы вам известны?
- Всегда ли магнит притягивает другой магнит? Какие результаты взаимодействия магнитов вы знаете?
Демонстрируем опыты:
1.Притяжение и отталкивание магнитов
2. Исследование электризации тел (электризация эбонитовой палочки о мех и взаимодействие с бумажными султанчиками).
3. Исследование заряда с помощью электрофорной машины.
Формулируем вопросы:
Что вы наблюдали в ходе опытов?
Как вы думаете, почему это происходит?
Постановка проблемы:
Ребята, попробуйте объяснить увиденное. Что это может быть?
Поиск решения:
Можно ли встретить эти явления в природе? (учащиеся предполагают, что это молния)
Демонстрируем интерактивный опыт по взаимодействию двух предметов с разными зарядами, соединенных проводом ( сайт «Классная физика», 8 класс, тема «Электрический ток»).
Вывод о направленном движении электронов (понятие электрического тока)
Как человек использует электрический ток?
Какую работу выполняет электрический ток и почему его называют невидимой силой? Демонстрация опыта работы электрической цепи из лампочки, источника тока, ключа и соединительных проводов.
Связаны ли электричество и магнетизм между собой?
Демонстрации:
опыта Эрстеда,
опыта, демонстрирующего притяжение к гвоздю, обвитого проводником с током, металлических скрепок,
вращение катушки с током в магнитном поле (вращение катушки – источник механической работы)
Учитель:
Человек научился использовать электрическую энергию. Обратимся к интерактивной доске. Расскажите о применении электричества (электротранспорт, электроприборы).
Люди научились превращать электрическую энергию в другие виды энергии: энергию движения, тепла.
Этот вид энергии удобен еще и тем, что можно обойтись без длинных проводов и электростанции (возвращаемся к опыту с использованием электрической цепи из лампочки, источника тока, ключа и соединительных проводов).
Получила ли лампочка энергию от электростанции? Откуда лампочка получила энергию? (подводим учащихся к выводу)
Батарейка – маленькая электростанция, источник электрического тока.
Итог урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Что такое невидимая сила? Почему ее так назвали?
Рефлексия:
На столах у детей карточки, на которых учащиеся должны отметить предметы, работающие от батареек.
Определите количество выделенных предметов: фонарик, мобильный телефон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, настенные часы, наручные часы (количество перечисленных предметов – 7. Правильный ответ – 7)
Обсуждаем с учащимися неуказанные предметы.
Пример: Строение вещества. Чтобы вести разговор о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов) предлагаю объяснить факт исчезновения куска сахара в стакане с чаем. Оказывается, сахар не исчез, ведь сохранилось его отличительное свойство (чай стал сладким), вероятнее всего он распался на мельчайшие крупинки. Выдвигаем гипотезы, проверяем с детьми, насколько мала эта частица.
Дальше – больше! В 7 классе, кроме ситуаций из повседневной жизни, ставлю эксперименты - как фронтальные, так и демонстрационные, использую фрагменты из художественной литературы.
Все тоже строение вещества, но теперь мы должны ввести новые положения, ранее для них неизвестные, чтобы углубить знания, расширить понятия и знакомимся с молекулярной теорией. Разговор происходит более осознанный - доказываем, что между молекулами есть промежутки.
Учитель | Ученики |
проведение фронтального эксперимента | Формирует вопрос: почему так получилось? |
на столе у ребят представлены: один стакан с водой, другой стакан с раствором сульфата аммония (раствор медного купороса), два измерительных цилиндра. необходимо отмерить 50 мл. воды с помощью одной мензурки, 50 мл. медного купороса – с помощью другой | проделывают измерения |
теперь необходимо смешать две этих жидкости – прилить раствор медного купороса в мензурку с водой | проделывают опыт |
теоретически: 50мл + 50мл=100мл | да, это верно |
практически: посмотрите, сколько в мензурке стало жидкости? | 97 мл., 98мл., 96 мл. |
почему же так получилось? | гипотезы ребят |
начинаем разговор о том, что между молекулами есть промежутки | все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки |
Можно сделать вывод, что основные моменты для повышения качества образования это:
- качественная подготовка к уроку.
Здесь начинает закладываться успех ученика. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.
- психологический настрой на урок, на процесс обучения.
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по моему мнению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять учащиеся, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.