Повышение мотивации обучающихся музыкальных школ.
Преподаватель МБУ ДО «Сосновская ДМШ»
Тихонович О.В.
Эпоха передовых технологий, в которую мы живём, неизбежно трансформирует особенности мировосприятия современного человека. В частности, сегодня высокая скорость обмена информацией и быстрый темп жизни вошли в привычку. Возможно, потому-то дети, рождённые в век скоростей, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности в любом начинании, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте.
Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям. Постараюсь осветить основные направления деятельности учителя, которые способствуют сохранению и приумножению интереса ученика к занятиям на музыкальном инструменте.
Роль выбора репертуара.
Как сделать интересными и любимыми занятия на аккордеоне? Этому могут способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок, произведения современного репертуара. Большую роль могут сыграть и родители, помогающие ребенку дома.
При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит — оно отвечает его эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не обязательно прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора произведений обучающимся нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.
Игра под фонограмму.
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, В.Ковтуна, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс аккордеона, чтобы играть, как великие артисты. Почему детям нравится исполнять произведения под фонограмму. Потому что они звучят ярче, сочнее. Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игру на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра. Почему исполнение под фонограмму современно? В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
Способы практиковаться в игре на инструменте с удовольствием.
Одним из условий свободного владения инструментом является постоянная практика игры. Сформировать желание ученика практиковаться в игре на инструменте возможно несколькими способами. Опыт показывает, что некоторым детям нравится подбирать на слух любимые песни, петь их и аккомпанировать самим себе. Таким образом, весьма важным видится совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки традиционной программы обучения и расширить репертуар ученика песнями, которые интересны ребёнку, а также его друзьям и знакомым.
В России обучению игре на слух не уделяется должного внимания. Данный вопрос освещается в методической литературе, однако часов, предусматриваемых учебным планом на занятия подбором практически нет. Тем не менее, опыт показывает, что недостаток практики подбора на слух можно восполнить, выделив время из отведенных учебным планом часов. Например, можно организовать классные часы.
На таких занятиях присутствуют все учащиеся класса. Под руководством учителя дети разучивают и поют хором песни, подобранные ими на слух. В роли аккомпаниаторов могут выступать сами же обучающиеся.
Также полезно проводить «музыкальные гостинные», во время которых учащиеся музицируют сольно, ансамблем, могут делать доклады на интересующие их темы, делиться интересными музыкальными фактами. Новые, необычные формы организации урока могут привлечь детей: занятия перестают быть скучными.
Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики.
Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре: так, ученикам предоставляется возможность выступать перед другими учениками своего класса и перед родителями на родительских собраниях.
Кроме того, обучающихся полезно привлекать на какие-либо мероприятия в общеобразовательные школы и детские сады, а также привлекать для участия в районных и областных мероприятиях.
Помимо этого, важно устраивать и классные мероприятия (утренники, «голубые огоньки», новогодние ёлки, встречи зимы, КВНы, викторины), где дети также играют на музыкальном инструменте. Опыт показывает, что для ребенка стимулом к занятиям является умение играть массовые танцы, которые танцуют на детских праздниках. Работа над таким репертуаром интересна самому учащемуся ещё и потому, что вызывает одобрение и уважение окружающих. Таким образом, выступления на публике тоже дают стимул для дальнейшего обучения.
Рациональная организация времени урока.
Дополнительная возможность практики появляется, если рациональнее использовать время урока. Так, чтобы на уроке как можно больше времени уделять непосредственно обучению, а не тратить его на запись домашнего задания, не нужно несколько раз записывать задание, повторяющееся из урока в урок. Такое задание достаточно обвести в красную рамку и объяснить ученику, что то, что выделено рамкой, может быть спрошено в любой момент, а потому требует от ученика особого внимания.
Например, для закрепления пройденного материала можно обвести рамкой такое задание: «Старый репертуар проигрывать ежедневно перед началом домашней работы».
Вовлечение в процесс обучения родителей ученика.
Для более эффективной работы весьма желательно поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик».
Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика. Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребёнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее.
Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности музыкальной практики для ребёнка (например, на семейных праздниках или классных мероприятиях в общеобразовательной школе). На родительских собраниях следует освещать вопросы, касающиеся того, как повысить эффективность и ускорить процесс обучения (например, объяснить родителям, насколько необходимо чтение с листа). Среди родителей возможно распространить распечатанные материалы, представляющие собой советы, направленные на оптимизацию процесса обучения. Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к инструменту, убедить их в красоте его звучания, а также в его востребованности.
Как дать ученику возможность увидеть быстрый результат.
Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок сам как можно скорее видел результаты обучения, иными словами – научился играть, на первых порах – даже простые вещи. Так, учитель может подготовить список пьес для изучения и обеспечить ученика необходимым нотным материалом. При этом пьесы следует выстроить в порядке усложнения: в скрипичном ключе начиная от поступенного движения до сложных мелодических построений, а в басовом – от пьес с тремя аккордами до пьес с современной гармонией. Такой подбор репертуара, с постепенным усложнением способствует тому, что нарастание сложности остаётся незамеченным для ученика и помогает сохранить интерес. Давно доказана целесообразность преподнесения теоретического материала в игровой форме: в этом случае ребёнок слушает теорию с интересом, быстро усваивает и лучше запоминает её.
Безусловно, полезно разработать несколько вариантов объяснения одного и того же материала – соответствующих разному уровню сложности.
Работа над атмосферой в классе и создание доверительных отношений.
Немаловажный фактор поддержания интереса ребёнка к учебе – создание доверительных отношений ученика и учителя. В случае неблагоприятной семейной обстановки, если ученики не могут продуктивно заниматься дома, детям нужно предоставить возможность выполнять домашнее задание в музыкальной школе в неучебное время. Например, эти меры имеют смысл, когда ребёнок воспитывается в многодетной семье или один из родителей против обучения ребёнка в музыкальной школе.
Важно создать у ученика уверенность в том, что учитель всегда готов помочь ему даже в неучебное время. В случае, если что-то непонятно, ученик не должен стесняться позвонить преподавателю домой (в том числе, в выходные или в каникулы) и получить разъяснения по телефону.
Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с удовольствием работал на уроке, можно, создав в классе атмосферу праздника. Хорошие результаты даёт практика проведения зачётов в праздничной форме. Подготовка к классным мероприятиям: оформление кабинета, создание декораций, придумывание и проведение игр - также может проходить при тесном сотрудничестве учителя с учениками и их родителями.
Чтобы детям было интересно приходить в класс даже тогда, когда у них нет урока, можно принести в кабинет игрушки и книжки со сказками. Некоторые дети с удовольствием берут на себя заботу за одним из комнатных цветов, находящихся в классе: приходя на урок, ученик поливает цветок и смотрит, как вырос его подопечный. Внеклассная работа также может включать в себя посещение с классом концертов.
Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить и приумножить интерес учащегося к занятиям, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе: выпускники становятся играющими музыкантами, работают музыкальными руководителями в детских садах, лагерях, являются участниками самодеятельных музыкальных коллективов. Закончив обучение в музыкальной школе, выпускники свободно владеют навыками подбора на слух и аккомпанемента, что позволяет им сохранить отношения с музыкой и находиться в центре культурной жизни.
Список литературы:
Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка»
Петрушин В.И. Музыкальная психология.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка,1974.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия» 2003.
Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. - 2007.