СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение профессионального потенциала молодого воспитателя, через организацию наставничества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация  наставничества  –     это  одно  из  важных  направлений  деятельности  любого  руководителя и является очень актуальным и важным моментом в условиях малокомплектного, отдаленного от центра города учреждения, которое функционирует при нехватке кадрового состава. 

Просмотр содержимого документа
«Повышение профессионального потенциала молодого воспитателя, через организацию наставничества.»

Учитель и ученик растут вместе. (Конфуций)

Повышение профессионального потенциала молодого воспитателя, через организацию наставничества.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя и является очень актуальным и важным моментом в условиях малокомплектного, отдаленного от центра города учреждения, которое функционирует при нехватке кадрового состава.

Передо мной, как руководителем и наставником, встает нелегкая задача – помочь молодому специалисту приобрести такие качества, которые соответствуют стратегии развития дошкольного образования, обеспечивая сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Способствовать становлению профессионализма молодого педагога в любой сфере практической деятельности, оказывать ему профессиональную помощь и поддержку.

Руководителю дошкольного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении молодых педагогов; формировать активную общественную позицию молодого воспитателя; обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы, где молодой педагог сам выступает в роли эксперта: присутствует на занятиях своих старших коллег, рефлексирует, обменивается мнениями и т.д.

В педагогической реальности существует различные виды наставничества, но для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с молодым педагогом, направленное на двустороннее взаимодействие.

В начале своей профессиональной деятельности молодой воспитатель сталкивается с определенными трудностями. Это и неумение точно рассчитать время занятия, логично выстроить последовательность всех этапов занятия, затруднения в объяснении материала, также отсутствие взаимопонимания с детьми и их родителями, коллегами. И это далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих молодого педагога.

Молодые специалисты нуждаются в общении на профессиональные темы, в общении – диалоге, беседе, а не нотации. Я убеждена в том, что если не «подхватить» молодого педагога сразу, то после первых дней воодушевления от работы наступит апатия, чувство беспомощности, появятся сомнения. Для того чтобы молодой педагог состоялся как профессионал, остался в сфере дошкольного образования необходимо сопровождать его на пути профессионального становления.

Применяемый мною алгоритм наставничества определяет этапы работы для решения задач по профессиональному становлению педагога. Он может служить основой для составления индивидуального плана саморазвития педагога, дополняться конкретными мероприятиями в соответствии с годовыми задачами и методической проблемой учреждения, а также интересами и запросами самого молодого педагога.

Цель наставничества: способствовать формированию профессионального, компетентного молодого педагога-практика.

Задачи:

- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

- способствовать развитию профессионального мышления, готовности к инновационным процессам;

- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации занятий (различных мероприятий) с детьми;

- стимулировать развитие индивидуального стиля;

- способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.

Первый этап работы по наставничеству («адаптационный этап»)- это знакомство с молодым педагогом. Период адаптации является самым сложным не только для молодого специалиста, но и для педагога наставника. Он включает в себя: анкетирование молодого педагога (приложение 1); изучение нормативно-правовых документов; образовательных программ; ознакомление с методической литературой, умением ее пользоваться; разработка и обсуждение планирования; выбор темы самообразования. И, наверное, самое главное на первом этапе работы получить ответ на вопрос «Почему я стала воспитателем?»

Для применения молодым педагогом всех своих знаний на практике, мы с ним изучаем Типовую образовательную программу дошкольного образования «Растим личность», основную образовательную программу учреждения (Основная образовательная программа МБДОУ № 7 Г.СНЕЖНОЕ); возрастные и индивидуальные особенности детей, с которыми предстоит работать, знакомимся с родителями. После этого можно переходить к следующему этапу работы – «практическому этапу».

Второй этап работы («практический этап») включает в себя: создание условий для профессионального роста молодого педагога; координирование его действий в соответствии с задачами образовательной программы и годовой методической проблемы учреждения; помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных методик, пособий, игрового и дидактического материала.

В ходе реализации всех этапов молодой педагог принимает участие в методической работе учреждения: педагогический совет, консультации, методический час, семинары; в реализации педагогического проекта «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе МБДОУ».

Активно применяется консультирование, как групповое, так и индивидуальное (по запросу либо проблемам молодого педагога). Консультирование имеет определенную и специализированную направленность. Оно включает сообщение наставника по теме консультирования и ответы на вопросы молодого педагога. Консультация может носить выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения педагогических ситуаций, которые вызывают затруднения у молодого педагога.

Для того чтобы наладить успешную коммуникацию молодого педагога с коллегами, очень важно проводить взаимопосещение различных мероприятий (занятия, досуги, родительские собрания и т.д.). Также очень важно учить молодого педагога владеть методикой развития softskills («гибких навыков»). Использовать в своей работе такие технологии, как: «Утренний круг» и «Вечерний круг». Данные технологии помогают наладить взаимодействие педагога и воспитанников, создать положительный тон на весь день не только детям, но и молодому педагогу.

Постепенно у педагога сложится своя система работы, свой стиль, появятся разработки, начнет внедрять новые технологии.

Все эти формы работы позволяют молодому педагогу получать новые знания, умения и навыки профессиональной деятельности, а также являются важным элементом в общей системе профессиональной поддержки.

Итогом каждого этапа должно быть осмысление полученных результатом. Мы вместе с молодым педагогом отвечаем на вопросы:

- Достигнута ли поставленная цель? Если нет, то почему?

- Все ли запланированные задачи решены? Какие остались нерешенными, почему?

- Какой профессиональный и личностный опыт приобретен? (данный вопрос является актуальным и для наставника и для молодого педагога).

- Дальнейшие планы и перспективы.

Третий этап работы – «аналитический».

Анализируем работу молодого педагога, выстраиваем динамику профессионального роста. Педагог проводит самоанализ своей деятельности за прошедший год, выступает на итоговом педагогическом совете, презентует свои успехи, и планы дальнейшей работы. Также на итоговом педсовете подводит итоги педагог наставник.

В своем профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней:

1 ступень – стажировка (1-й год работы)

II ступень – развивающая (2-5-й год работы). Задача данной ступени – накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля работы, становление авторитета среди детей, родителей, коллег.

III ступень – становление педагога (5-6-й годы работы). Задача этой ступени – совершенствование саморазвития, освоение новых педагогических методик, работа над своими авторскими методиками, обобщение своего опыта работы.

Из опыта работы можно отметить, что прохождение ступеней профессионального становления педагога сугубо индивидуально. Ведь профессиональные качества во многом зависят от характера, темпа восприятия и переработки информации и т.д. Поэтому к каждому молодому педагогу нужно подходить дифференцированно. Важно помнить, что молодой педагог испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Заметив педагогические успехи, нужно непременно отметить их вслух, ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность и повышает интерес к делу.

Польза наставничества видна тогда, когда работа ведется планомерно, системно, имеет конкретную практическую цель – подготовить высоко квалифицированного специалиста для работы в дошкольном учреждении.

Наставничество можно считать успешным, если молодым педагогом достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход в работе с детьми, профессиональное мастерство оценивается коллегами, родителями воспитанников, да и сам молодой педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельности.





Приложение 1

Анкета для молодого педагога

Уважаемый педагог!

С целью изучения проблем, возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности начинающего педагога, просим Вас ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует именно Вам. Нам очень важно знать ваше мнение. Заранее благодарим Вас.

Ф.И.О.______________________________________________________________

1. Какие чувства Вы испытываете в период адаптации (в первое время работы в ДОУ)?

- тревожность, неуверенность в своих силах;

- пессимизм, чувство собственной неполноценности;

- повышенная утомляемость, снижение работоспособности;

- страх перед воспитанниками;

- неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;

- Другое ____________________________________________________________

2. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

- да, изменилось в лучшую сторону;

- да, изменилось в худшую сторону;

- нет, осталось прежним;

- затрудняюсь ответить;

- другое ____________________________________________________________

3. Что делается в образовательном учреждении для молодых педагогов?

- закрепление за молодыми преподавателями наставника – педагога;

- консультации и помощь, оказываемые молодому со стороны педагогов со стажем;

- оказывается помощь со стороны администрации образовательного учреждения;

- другое ____________________________________________________________

4. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?

- да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности;

- нет, трудностей практически не возникает;

- затрудняюсь ответить.

5. Что для Вас является основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности?

- неожиданное посещение занятия заведующим;

- разговор с администрацией по поводу возникающих проблем;

- знакомство с родителями детей, проведение родительного собрания;

- индивидуальная беседа с родителями воспитанников по различным поводам;

- взаимодействие с воспитанниками:

в процессе организации непосредственно-образовательной деятельности;

в процессе организации самостоятельной деятельности;

- переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке;

- разработка документации (планирование, конспекты и т.п.);

- другое____________________________________________________________

6. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

- да;

- нет;

- частично.

7. Каких знаний, умений, навыков или способностей (по вашему мнению) вам не хватает?______________________________________________________

8. Представляет ли для вас трудность (да/нет):

- подбирать для детей задания различной степени трудности, ориентируясь на их индивидуальные особенности ______

- организовывать сотрудничество между детьми _____

- подбирать оптимальные методы и приемы для проведения занятия _____

- мотивировать детей, активизировать их внимание в процессе совместной деятельности ____

- создавать проблемно-поисковые ситуации в зависимости от цели деятельности __

- другое (допишите)________________________________________

9. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение (пронумеруйте в порядке выбора):

- cамообразованию

- семинарам-практикумам

- курсам повышения квалификации

- мастер-классам

- индивидуальной помощи со стороны наставника

- другое (допишите)___________________________________________



Спасибо за сотрудничество!